Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 декабря 2019 года с. Бабаюрт
Бабаюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джалаева З.М., с участием представителя истца помощника прокурора Бабаюртовского района РД Таймазова Б.А., представителя по доверенности администрации МР «Бабаюртовский район» Юсупова Г.А., главы администрации МО СП «село Уцмиюрт», при секретаре Мухатовой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-301/2019 по исковому заявлению прокурора Бабаюртовского района РД в защиту прав неопределенного круга лиц об обязании администрации МР «Бабаюртовский район» ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов на территории МО СП «село Уцмиюрт»,
у с т а н о в и л:
Прокурор Бабаюртовского района РД в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском об обязании администрации МР «Бабаюртовский район» ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов на территории МО СП «село Уцмиюрт».
В обоснование заявленных требований, указано, что во исполнение поручения прокуратуры республики прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления района требований законодательства об охране окружающей среды в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельских поселений Бабаюртовского района. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов. В силу ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебнооздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Требованиями ст. 12 и 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследования в порядке, установленном законодательством РФ. Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации; накопление отходов может осуществляться путём их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление); места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В связи с тем, что в уставе МО СП «село Уцмиюрт» Бабаюртовского района не предусмотрено обязанность поселения по осуществлению деятельности по сбору и вывозу мусора и бытовых отходов, указанный вопрос относится к вопросам местного значения муниципального района. Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Согласно ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. Данные требования также относятся к администрациям муниципальных образований.
В силу ч. 1 ст. 22 данного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что на окраине селения Уцмиюрт приблизительно в 800 м. к юго-западу от автодороги Бабаюрт - Гребенская расположено несанкционированное место складирования твердых коммунальных (бытовых) отходов. Общая площадь, занимаемая отходами составляет 1 ООО кв. м. (50x20). Морфологический состав отходов размещенных на территории свалки разнообразен и состоит из таких компонентов как бумага, пищевые отходы, дерево, текстиль, резина, кожа, пластмасса. Отходы на свалке не сортированы, размешены неорганизованно, на открытой поверхности земли. Свалка не имеет ограждения. Вместе с тем, в нарушение выше приведенных норм законов, администрацией муниципального района не приняты все необходимые меры по организацию ликвидации указанной несанкционированной свалки отходов. Причиной образования несанкционированных свалок является ненадлежащее участие органов местного самоуправления района в организации деятельности по сбору и вывозу отходов производства и потребления. Наличие отходов на поверхности земли создает угрозу загрязнения окружающей среды (почвы, недр, атмосферного воздуха) опасными веществами и нарушает гарантированное ст. 42 Конституции РФ право каждого (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, а также права Российской Федерации, как собственника земельных участков, собственность на которые не разграничена. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Представитель истца помощник прокурора Бабаюртовского района РД Таймазов Б.А. исковые требования поддержал и просил удовлетворить их по изложенным в заявлении основаниям.
В судебном заседании ответчик представителя по доверенности администрации МР «Бабаюртовский район» Юсупов Г.А. пояснил суду, что требования истца признает в полном объеме, действительно наличие отходов на поверхности земли создает угрозу загрязнения окружающей среды и в ближайшее время будут предприняты все меры по ликвидации несанкционированной свалки.
Представитель заинтересованного лица администрации СП МО «село Уцмиюрт» Исаев А.А. в судебном заседании пояснил суду, что действительно на окраине села Уцмиюрт расположена свалка, куда вывозится мусор и бытовые отходы, что создает угрозу загрязнения окружающей среды.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебнооздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. Данные требования также относятся к администрациям муниципальных образований.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании ответчик представитель администрации МР «Бабаюртовский район» Юсупов не оспаривает требования истца, признавая их полностью.
Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. В соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно абзацу 2 части 4 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Поскольку представитель ответчика администрации МР «Бабаюртовский район» Юсупов признал иск в полном объеме, и это признание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, то суд принимает данное признание иска и в соответствии с частью 3 статьи 173 ГПК РФ полагает необходимым удовлетворить исковые требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Бабаюртовского района РД в защиту прав неопределенного круга лиц об обязании администрации МР «Бабаюртовский район» ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов на территории МО СП «село Уцмиюрт», удовлетворить.
Обязать администрацию МР «Бабаюртовский район» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на юго-западной стороне с. Уцмиюрт Бабаюртовского района в 800 метрах от автомобильной дороги «Бабаюрт-Гребенская».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Бабаюртовский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 13 декабря 2019 г.
Председательствующий З.М. Джалаев