Решение по делу № 33-11098/2016 от 09.08.2016

Судья – Мехрякова Л.И.

Дело № 33–11098 21 сентября 2016 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего Фомина В.И.

и судей Кузнецовой Г.Ю., Петуховой Е.В.

при секретаре Араслановой О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 21 сентября 2016 года дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г.Перми от 29 июня 2016 года, которым постановлено:

Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Боталову В.С. на территории Чердынского муниципального района Пермского края по его месту жительства по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.

Заслушав доклад судьи Кузнецовой Г.Ю., пояснения прокурора Третьяковой О.В., истца Боталова В.С., просивших оставить решение суда без изменения; проверив материалы дела, судебная коллегия

У с т а н о в и л а :

Прокурор Чердынского района Пермского края в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Боталова В.С. с иском к Правительству Пермского края о предоставлении Боталову В.С. жилого помещения специализированного жилого фонда, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м. на территории Чердынского района Пермского края.

В обоснование заявленного иска прокурор указал, что Боталов В.С. обратился в прокуратуру Чердынского района с заявлением о защите его жилищных прав как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Прокуратурой по указанному заявлению проведена проверка и установлено, что его родители лишены родительских прав, то есть Боталов В.С., ** года рождения, обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилым помещением не обеспечен.

В судебном заседании прокурор, Боталов В.С. на иске настаивали.

Правительство Пермского края, МТУ № 6 Министерства социального развития Пермского края по г.Перми, Министерство социального развития Пермского края, ГКУ «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края представителей в судебное заседание не направили.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит Правительство Пермского края. Ссылаясь на положения на ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указывает, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права Боталова В.С. на предоставление жилья в границах Чердынского района Пермского края не основано на действующем законодательстве.

Прокурор Чердынского района представил возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения судебного акта.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Боталов В.С., ** года рождения, как лицо, отнесенное к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении по списку детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выводы суда судебная коллегия считает правильными, в должной степени мотивированными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, доводами апелляционной жалобы эти выводы не опровергаются.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 № 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Боталов В.С. вправе претендовать на предоставление ему для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда. При этом суд правомерно исходил из того, что Боталов В.С. на дату вынесения решения жилым помещением не обеспечен, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения и состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, достиг 18 лет.

Не оспаривая право Боталова В.С. на получение жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правительство Пермского края полагает, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права Боталова В.С. на предоставление жилья территорией Чердынского муниципального района не основано на действующем законодательстве.

По мнению судебной коллегии, позиция автора жалобы не может быть признана правильной, поскольку не основана на нормах действующего законодательства.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п.1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать перечисленным в указанных пунктах требованиям, в том числе, жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства, а в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.

Из смысла указанных правовых норм следует, что данная социальная гарантия предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление. Местом жительства Боталова В.С. в соответствии со статьей 20 ГК РФ является Чердынский муниципальный район, где он проживал ранее и проживает в настоящее время. Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Боталову В.С. жилого помещения на территории Чердынского муниципального района требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав заявителя не нарушает.

Из анализа законодательства, регулирующего отношения по обеспечению лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, не следует, что жилое помещение может быть предоставлено в любом населенном пункте субъекта Российской Федерации (в частности, Пермского края). Следовательно, возложение судом обязанности предоставить жилое помещение в границах территории Чердынского муниципального района закону не противоречит. В то же время предоставление жилого помещения в любом населенном пункте Пермского края может привести к нарушению права лица на выбор места жительства, разрушению социальных и иных связей, которые имеются в настоящее время у Боталова В.С. в месте его жительства, что является недопустимым. Наличие плана формирования специализированного жилищного фонда на 2016 год, в котором Чердынский муниципальный район не числится, само по себе на правильность постановленного судом решения не влияет, поскольку спор разрешен судом в соответствии с требованиями закона, регулирующего спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они сводятся к выражению заявителем несогласия с постановленным судом решением, однако не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу судебного акта.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.

Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

О п р е д е л и л а :

Апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г.Перми от 29 июня 2016 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –

33-11098/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Боталов В.С.
Прокурор Чердынского района в интересах Боталова Виктора Сергеевича
Ответчики
Правительство Пермского края
Другие
Межрайонное территориальное управление № 6 Министерства социального развития Пермского края
Министерство Социального развития Пермского края
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края
ГКУ «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Кузнецова Галина Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
21.09.2016Судебное заседание
27.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее