Решение по делу № 2-7561/2011 от 22.08.2011

Дело № 2- 7561/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской федерации

25 октября 2011 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Нагорновой О.Н.

при секретаре Трошеве Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жука В.И. к Общественной организации «Коми республиканское отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Союзу промышленников, предпринимателей и работодателей Республики Коми и прокуратуре Республики Коми о признании действий и бездействия незаконным, взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

Жук В.И. обратился в Сыктывкарский суд с заявлением об оспаривании бездействия прокуратуры Республики Коми по рассмотрению его обращений по фактам нарушения законодательства Российской Федерации о лотереях и выборах во время проведения акции «Попади в десяточку» в период избирательных компаний в декабре 2007 года, марте 2008 года и марте 2011 года, указав, что при наличии к тому всех оснований ответчик не предпринял мер по привлечению виновных в организации указанной акции лиц к ответственности. В счет компенсации морального вреда Жук В.И. просил суд взыскать с прокуратуры Республики Коми ... руб.

В последующем Жук В.И. дополнил свои требования, указав, что за причиненные ему в результате незаконных действий, связанных с проведением указанных акций, нравственных и физический страданий он просит взыскать с Общественной организации «Коми республиканское отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и Союза промышленников, предпринимателей и работодателей Республики Коми компенсацию морального вреда в размере ... руб.

В суде Жук В.И. свои требования поддержал, пояснив, что по его убеждению, поскольку избирателям, пришедшим на избирательные участки, раздавались ленточки и календарики, дающие право на участие в розыгрыше автомобиля, по своим признакам проведенные Общественной организацией «Коми республиканское отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и Союзом промышленников, предпринимателей и работодателей Республики Коми в период избирательных компаний акции полностью подпадают под понятие «стимулирующей лотереи» республиканского уровня, организованной и проведенной с нарушением установленного Федеральным законом от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» порядка уведомления и контроля со стороны органов исполнительной власти и нарушением запретов, установленных в п.2 ст.56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Требования о взыскании компенсации морального вреда Жук В.И. обосновал нарушением своего права рассчитывать на проведение «честных выборов» без подкупа избирателей, дискредитацией избирательной системы РФ, а также права на получение удовлетворения законных требований о привлечении нарушителей федерального законодательства к предусмотренным видам ответственности.

Представители прокуратуры Республики Коми, Общественной организации «Коми республиканское отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и Избирательной комиссии Республики Коми с требованиями Жука В.И. не согласились, находя их основанными на ошибочной оценке истцом обстоятельств дела применительно к нормам действующего законодательства. Представитель прокуратуры Республики Коми суду пояснила, что все обращения Жука В.И., направленные в адрес ее доверителя, были рассмотрены. В ходе проведения проверок по обращениям истца каких-либо нарушений действующего законодательства во время проведения акции «Попади в десяточку» в период избирательных компаний в декабре 2007 года, марте 2008 года и марте 2011 года выявлено не было, о чем был уведомлен заявитель.

Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

02.12.2007 состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва.

02.03.2008 состоялись выборы Президента Российской Федерации.

13.03.2011 состоялись выборы депутатов Государственного Совета Республики Коми V созыва, депутатов представительных органов муниципальных образований и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Коми республиканской общественной организацией «Защита гражданских прав», КРО общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и Региональным отделением Российского Союза промышленников и предпринимателей Республики Коми в дни голосования был проведен конкурс «Попади в «Десяточку», по условиям которого все пришедшие на выборы избиратели получали ленточки, календарики и становились его участниками. Победителя конкурса вручался автомобиль.

В соответствии с п.2 ст.56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Пунктом 3 ст.56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 3 ст.62 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», пунктом 3 ст.56 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» установлено, что в период избирательной кампании, кампании референдума выборы, референдум и их результаты не могут быть объектом лотерей и других основанных на риске игр.

В соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 года «О лотереях» под лотереей понимается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Под другими основанными на риске играми понимаются игры, в которых участники делают прогноз (заключают пари) на возможный вариант какой-либо социально значимой ситуации (в данном случае - ситуации, связанной с проведением выборов и их результатами), где выигрыш зависит от частичного или полного совпадения прогноза с наступившими реальными, документально подтвержденными фактами, а также игры с использованием специальных автоматов с денежными или натуральными выигрышами (например, тотализаторы, электронные игры и т.д.). Субъектами лотерейной деятельности являются: кредиторы (участники игр) - любые лица, должники (организаторы игр, тотализаторов) - Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, лица, получившие разрешение (лицензию) от уполномоченного государственного или муниципального органа. Разрешение на проведение лотерей в пределах одного субъекта РФ выдаются органами исполнительной власти этого субъекта федерации. Заключение договора лотереи, тотализатора, иной игры осуществляется оплатой участия в игре, приобретением билета, иного документа, приобретением определенного товара, ценной бумаги или совершением иных действий. Лотерейный билет, квитанция, иной документ, которые закрепляют существенные условия таких договоров, следует рассматривать как документы, удостоверяющие факт заключения договора игры в устной форме и фиксирующие его содержание.

Анализ обстоятельств дела применительно к приведенным требованиям и понятиям закона свидетельствует о том, что организация, рекламное обеспечение и проведение Коми республиканской общественной организацией «Защита гражданских прав», КРО общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и Региональным отделением Российского Союза промышленников и предпринимателей Республики Коми акции «Попади в «десяточку» не может расцениваться как нарушение установленных ограничений по проведению избирательных кампаний, поскольку данная акция не подпадает под понятие лотереи, предусмотренное Федеральным законом от 11 ноября 2003 года «О лотереях», и не является основанной на риске игрой. Соответствующие доводы являлись предметом рассмотрения и оценки судом при разрешении дела по заявлению Э.А. о признании бездействия Избирательной комиссии Республики Коми, выразившегося в непринятии мер по его жалобе на нарушение избирательных прав, незаконным и признании второго этапа конкурса «Лучший избиратель», заключающегося в проведении основанной на риске игры среди избирателей, голосовавших на выборах Президента РФ, противоречащим избирательному законодательству , когда суд пришел к выше приведенному выводу. При рассмотрении иска Жука В.И. суд не усматривает в обстоятельствах дела оснований для иной оценки установленных обстоятельств.

По смыслу п.2 ст.7 Закона «О лотереях» стимулирующая лотерея всегда связана с реализацией товара (услуги). Организатор формирует призовой фонд такой лотереи не за счет выручки от продажи билетов, а за счет собственных средств ( ч.2 п.3 ст.3 Закона «О лотереях»). Для участников стимулирующая лотерея всегда бесплатна, но организатор такой лотереи имеет право требовать от участника совершения определенных действий ( п.1 ст.16 Закона «О лотереях»), чаще всего - приобрести у организатора товар (услугу). Таким образом, единственно возможная цель стимулирующей лотереи - это стимулирование продаж. То есть стимулирующая лотерея - это один из множества способов проведения рекламной акции (когда среди покупателей разыгрываются призы), что прямо подтверждается в ст.9 Закона «О рекламе», которая относит стимулирующую лотерею к рекламе. В установленных обстоятельствах по делу указанные признаки стимулирующей лотереи отсутствуют, факт раздачи номерных календариков и ленточек среди пришедших для голосования избирателей сам по себе не является достаточным подтверждением проведения стимулирующей лотереи во время избирательных кампаний.

Содержанием пассивного избирательного права является право гражданина принимать участие в проведении выборов, референдума, агитировать за или против конкретных депутатов, а также по вопросам, выносимым на референдум, голосовать за конкретного депутата либо против, подавать голос против всех кандидатов. Подкуп избирателей представляет собой предоставление имущественных выгод за совершение определенных действий, например, за отказ участвовать в выборах или референдуме, голосовать за определенного кандидата, то есть предполагает склонение гражданина к выгодному для виновного решению путем вручения ему денежных средств, материальных ценностей. При этом подкуп - это не только передача имущественных благ, но и обещание их передать их в будущем с той же целью. Основная цель подкупа - воспрепятствование осуществлению гражданином принадлежащих ему избирательных прав.

При установленных по делу обстоятельствах суд приходит к выводу, что проведении акции «Попади в «десяточку» не преследовало цели принудить избирателей к участию в выборах и голосовать за определенного кандидата, не выходило за пределы установленных для избирательного процесса ограничений и не повлекло за собой каких-либо нарушений прав Жука В.И.

Все обращения Жука В.И. по вопросу нарушения законодательства Российской Федерации о лотереях и выборах во время проведения акции «Попади в десяточку» в период избирательных компаний, поступившие в прокуратуру Республики Коми были рассмотрены. На них даны ответы заявителю. Несогласие Жука В.И. с содержанием полученных ответов не свидетельствует о бездействии должностных лиц прокуратуры Республики Коми при разрешении его заявлений.

С учетом выводов по делу правовые основания для удовлетворения заявленных Жуком В.И. требований к Общественной организации «Коми республиканское отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Союзу промышленников, предпринимателей и работодателей Республики Коми и Прокуратуре Республики Коми о признании действий и бездействия незаконным, взыскании компенсации морального вреда отсутствуют.

Иск Жука В.И. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.194, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований Жука В.И. к Общественной организации «Коми республиканское отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Союзу промышленников, предпринимателей и работодателей Республики Коми и Прокуратуре Республики Коми о признании действий и бездействия незаконным, взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления его мотивированной части.

Судья - О.Н.Нагорнова

а

2-7561/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
25.10.2011
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее