Дело № 2-789/2017 11 сентября 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дзержинский районный суд города Санкт- Петербурга в составе:
председательствующего судьи Реутской О.В.
при секретаре Куражевой М.А.
с участием
представителя истца – Курохиной И.А.
представителя ответчика Зайцева А.В.
представителя 3-его лица – помощника прокурора Скибенко С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мозгунова Василия Алексеевича к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда и материального ущерба в связи с незаконным уголовным преследованием
УСТАНОВИЛ:
Мозгунов В.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда в размере 3 500 000 рублей, материального ущерба, в том числе: утраченная заработная плата за 12 месяцев из расчета 12 000 рублей в месяц – 420 000 рублей, оплата коммунальных платежей по месту регистрации истца за 12 месяцев – 19 500 рублей; денежные средства, потраченные родственниками за 12 месяцев – 36 000 рублей, всего в сумме 475 500 рублей(л.д.11-12)
Требования мотивированы тем, что он обвинялся в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, а именно совершении незаконного сбыта психотропных веществ в значительном размере, однако приговором Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 декабря 2015 года оправдан по данному обвинению на основании п.1 ч.1 ст. 27 УПК РФ в связи с непричастностью к совершению преступления с признанием за ним права на реабилитацию.
В результате незаконного привлечения к уголовной ответственности за преступление, которое не совершал, а также в результате незаконных действий оперативных сотрудников, проводивших обыск по месту жительства истца и его арест, истец испытал сильнейшее моральное, душевное и нравственное потрясение.
Производство по делу в части требований о взыскании материального ущерба прекращено определением суда от 11 сентября 2017 года на основании п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ, поскольку данные требования в подлежат разрешению в порядке, установленном ст. 399 УПК РФ.
Истец о месте и времени рассмотрения дела извещен, в суд не явился по причине нахождения в исправительной колонии № 29 по Архангельской области, где отбывает назначенное судом наказание, ведет дело через представителя.
Представитель истца требования о взыскании компенсации морального вреда поддержала, в отношении требований о взыскании материального ущерба пояснила, что её сын Мозгунов В.А. до ареста нигде официально не работал, доказательств, подтверждающих размер утраченного заработка, а также иных указанных в иске расходов представить не может.
Представитель ответчика исковые требования не признал, указав, что приговором суда истец был оправдан только по одному из эпизодов обвинения, в остальной части обвинение нашло свое подтверждение, заявление о незаконности действий оперативных сотрудников по проведению обыска и задержания являются голословными, ничем не подтверждены, мера пресечения в виде ареста избрана судом, вычислить моральный вред в той части, которая приходится на один из эпизодов обвинения невозможно, полагает, что оснований для взыскания компенсации морального вреда в указанном истцом размере не имеется.
Представитель Прокуратуры Санкт-Петербурга полагает, что требования истца подлежат удовлетворению по праву, но сумма является явно несоразмерной, поскольку приговором суда гражданин оправдан только по одному из эпизодов, в остальной части обвинение нашло свое подтверждение.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд установил.
Иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (ч. 2 ст. 136 УПК РФ).
В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии с п. 1 ст. 1070, 1100 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Приговором Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 декабря 2015 года Мозгунов В.А., **.**.**** года рождения, ранее судимый:
29.12.2007 г. приговором Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга по ч.3 ст. 160 УК РФ к 3годам 6 мес лишения свободы условно с испытательным сроком 4 года
2)04.09.2009 Василеостровским районным судом Санкт-Петербурга по ч.2 ст.228, ч.2 ст. 228 УК РФ к 4 годам 6 мес лишения свободы, на основании ст. 74 УК РФ отменено условное осуждение по предыдущему приговору от 29.12.2007, на основании ст. 70 УК РФ назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы. Постановлением от 16.08.2012 освобожден условно-досрочно, неотбытый срок 1 год 3 мес.
признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 228 УК РФ(по факту незаконного хранения без цели сбыта психотропного вещества в крупном размере от 27.12.2014), по ч. 3 ст. 30 п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ(по факту покушения на незаконный сбыт психотропных веществ в значительном размере от 27.12.2914), назначено наказание по совокупности преступлений, путем частичного сложения окончательно в виде 9 лет лишения свободы в исправительной колонии особого режима.
Тем же приговором от 24 декабря 2015 года Мозгунов В.А. признан невиновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ( по эпизоду от 25.12.2014 года) в связи с непричастностью к совершению преступления, за истцом признано право на реабилитацию и разъяснено, что в соответствии с главой 18 УПК РФ и в порядке ст.ст. 1070, 1100 ГК РФ оправданный имеет право на возмещение вреда и компенсацию морального вреда, причиненного ему в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, за счет казны Российской Федерации(л.68-88)
При таких обстоятельствах суд приходит выводу о том, что в связи с незаконным привлечением Мозгунова В.А. к уголовной ответственности по одному из эпизодов ему причинен моральный вред, в связи с чем он имеет право на компенсацию морального вреда за счет средств казны Российской Федерации, от имени которой в силу положений ст. 125 ГК РФ выступает Министерство финансов РФ.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Вынесение в отношении Истца оправдательного приговора по одному из эпизодов обвинения свидетельствует о незаконности привлечения его к уголовной ответственности, а признание за ним права на реабилитацию уже само по себе является основанием для взыскания в его пользу денежной компенсации морального вреда, поскольку право на реабилитацию включает в том числе и право на компенсацию морального вреда.
Однако никаких иных негативных последствий ни для него, ни для близких данный факт не имел. Истец до ареста состоял в зарегистрированном браке, сведений о том, что семейные отношения были прекращены суду не представлено; детей истец не имеет, не был трудоустроен, поэтому нет оснований к выводу о том, что его близкие лишились его материальной поддержки.
Доказательств ухудшения состояния здоровья истец не представил, также в материалы дела не представлено каких-либо сведений, подтверждающих нарушение прав и законных интересов истца в период нахождения в следственном изоляторе.
Обыск, проводившийся в жилище истца постановлением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 декабря 2014 года был признан законным и обоснованным (л.д.55-57)
При определении размера компенсации морального вреда, суд исходит из фактических обстоятельств установленных приговором, представленными в дело доказательствами, объяснениями представителя истца, а также учитывая принцип разумности полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично в размере 10 000 рублей.
Определяя размер денежной компенсации морального вреда по смыслу ст.1100 ГК РФ должен исходить не только из обязанности максимально возместить причиненный моральный вред реабилитированному лицу, но и не допустить его неосновательного обогащения.
В силу п. 19 ст. 33.36 Налогового кодекса РФ Министерство финансов РФ освобождено от уплаты государственной пошлины и в том случае, если выступает в деле в качестве ответчика.
руководствуясь ст. ст.167, 193-199, 320,321 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично, взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Мозгунова Василия Алексеевича компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд, в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме, через суд его постановивший.
Мотивированное решение изготовлено 3 октября 2017 года
Судья :