РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2019г.
г. Нефтегорск
Нефтегорский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего Баймишева М.С.,
при секретаре Дейтиной М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-87/2019 по иску Собрания представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области к Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области и Браганцу Вадиму Олеговичу о признании недействительным договора купли-продажи объекта недвижимого имущества и применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Собрание представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области обратилось в суд с иском, в котором просит признать недействительным заключенный 7 мая 2018 года между Браганцом В.О. и Администрацией муниципального района Нефтегорский Самарской области договор купли-продажи нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и применить последствия недействительности указанной сделки, прекратив право собственности Браганца В.О. на данное нежилое помещение с аннулированием записи о регистрации в ЕГРН № от 30 мая 2018 года и обязав Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области возвратить Браганцу В.О. денежные средства в размере 691 700 рублей, уплаченных за приобретение указанного объекта недвижимости.
В обоснование иска орган местного самоуправления указал, что 28 декабря 2017 года Администрацией муниципального района Нефтегорский принято постановление № «Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества муниципального района Нефтегорский Самарской области на 2018 год», согласно которому в перечень объектов муниципального имущества, подлежащего приватизации в 2018 году, включено спорное нежилое помещение, в отношении которого 3 мая 2018 года состоялись торги. В результате проведенных торгов победителем, предложившим наибольшую цену, признан Браганец В.О. 7 мая 2018 года между Администрацией муниципального района Нефтегорский и Браганцом В.О. заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым Браганец В.О. купил нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Собрание представителей муниципального района Нефтегорский считает, что указанная сделка не соответствует закону и правовым актам муниципального района Нефтегорский, нарушает права и законные интересы истца, поскольку принятие решения о приватизации спорного муниципального имущества является исключительной компетенцией Собрания представителей муниципального района Нефтегорский.
В судебном заседании представитель Собрания представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области Фролова Е.Д. иск поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, против иска не возражает.
Ответчик Браганец В.О. иск не признал, ссылаясь на то, что он является добросовестным приобретателем спорного нежилого помещения, сделка по приватизации этого имущества соответствует требованиям закона.
Суд, выслушав объяснения представителя истца и ответчика, исследовав материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению.
Пунктом 1 ст. 124 ГК РФ предусмотрено, что муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В соответствии с п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п.1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
По договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (п.1 ст. 549 ГК РФ).
Пунктами 1 и 3 ст. 551 ГК РФ установлено, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
В силу п.1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно п.п. 3 и 4 ст. 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.
Пунктами 1 и 2 ст. 167 ГК РФ установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В силу п.2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с ч.4 ст.42 Федерального закона от 21.12.2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», сделки приватизации государственного или муниципального имущества, совершенные лицами, не уполномоченными на совершение указанных сделок, признаются ничтожными.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, 28 декабря 2017 года Администрацией муниципального района Нефтегорский вынесено постановление № «Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества муниципального района Нефтегорский Самарской области на 2018 год», которым в перечень объектов муниципального имущества, подлежащего приватизации на 2018 год, включено нежилое помещение, площадью 59,8 кв.м, с кадастровым номером: №, расположенное по адресу: <адрес>, рыночной стоимостью 1 292 756 рублей 00 копеек.
Согласно протоколу № об итогах продажи муниципального недвижимого имущества 3 мая 2018 года состоялись торги без объявления цены по продаже нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в результате которых их победителем, предложившим наибольшую цену, признан Браганец В.О.
7 мая 2018 года между Администрацией муниципального района Нефтегорский и Браганцом В.О. заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, в соответствии с которым Браганец В.О. купил вышеуказанный объект недвижимого имущества за 691 700 рублей. В день заключения договора сторонами по нему составлен акт приема-передачи имущества. Впоследствии Браганец В.О. перечислил на счет Администрации муниципального района Нефтегорский 691 700 рублей. Право собственности Браганец В.О. на нежилое помещение зарегистрировано в ЕГРН 30 мая 2018 года.
По мнению суда, указанный договор купли-продажи недвижимого имущества является недействительным в силу его ничтожности, в связи с совершением указанной сделки приватизации муниципального имущества с нарушением требований правовых актов и лицом, не уполномоченным на ее совершение.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу ч.3 ст.2 Федерального закона от 21.12.2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Частью 4 ст. 14 вышеуказанного закона предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества.
В соответствии с п.3 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Согласно пп.5 п.10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Аналогичное положение предусмотрено ст. 31 Устава муниципального района Нефтегорский Самарской области.
Решением Собрания представителей муниципального района Нефтегорский от 22.02.2017 № утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального района Нефтегорский Самарской области.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 2.4 Порядка к компетенции Собрания представителей муниципального района Нефтегорский по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности муниципального района Нефтегорский, относится утверждение программы приватизации (продажи) муниципального имущества муниципального района Нефтегорский.
В силу п. 4.2.1 Порядка представительный орган муниципального образования Нефтегорский: а) устанавливает компетенцию органов местного самоуправления в сфере приватизации имущества; б) устанавливает порядок и условия приватизации имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации; в) утверждает прогнозный план приватизации имущества, находящегося в собственности муниципального района Нефтегорский, одновременно с проектом решения о бюджете муниципального района Нефтегорский; г) осуществляет контроль за приватизацией имущества.
Прогнозный план разрабатывается Администрацией муниципального района Нефтегорский одновременно с проектом решения о бюджете муниципального района Нефтегорский в составе прилагаемых к нему документов и материалов (п.4.3.2 Порядка) и вносится на рассмотрение представительного органа муниципального района Нефтегорский одновременно с проектом решения о бюджете муниципального района Нефтегорский в составе прилагаемых к нему документов и материалов (п.4.3.5 Порядка).
Вопреки названным требованиям правовых норм Собрание представителей муниципального района Нефтегорский не утверждало прогнозный план приватизации имущества, находящегося в собственности муниципального района Нефтегорский, на 2018 год. Постановление Администрации муниципального района Нефтегорский от 28 декабря 2017 года № «Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества муниципального района Нефтегорский Самарской области на 2018 год», подписанное исполняющим обязанности главы района, вынесено неуполномоченным органом местного самоуправления, следовательно, является незаконным и не влечет юридических последствий, связанных с его принятием.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд считает, что спорное нежилое помещение не могло быть продано каким-либо лицам в порядке приватизации муниципального имущества, поскольку прогнозный план его приватизации не утверждался уполномоченным на то органом, что указывает на отсутствие у Администрации муниципального района Нефтегорский полномочий на совершение сделки по продаже нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в силу отсутствия решения компетентного органа местного самоуправления - Собрания представителей района, о его приватизации путем утверждения прогнозного плана приватизации.
Таким образом, договор купли-продажи недвижимого имущества является ничтожным, в связи с чем, имеются основания для применения последствий недействительности сделки путем приведения сторон по договору в первоначальное положение.
При этом суд полагает, что Собрание представителей муниципального района Нефтегорский, как представительный орган местного самоуправления, представляющий интересы муниципального образования – муниципального района Нефтегорский, которому принадлежало спорное имущество, с учетом разъяснений содержащихся в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", имеет право на обращение в суд с иском о применении последствий недействительности вышеуказанной ничтожной сделки, направленным на защиту публичных интересов – интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования.
Вопреки доводам ответчика Браганца В.О. он не может являться добросовестным приобретателем спорного объекта недвижимого имущества, поскольку в силу разъяснений, содержащихся в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения. Правила статьи 302 ГК РФ в данном случае применению не подлежат.
Доводы Браганца В.О. о законности сделки суд считает несостоятельными по вышеприведенным основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Собрания представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области удовлетворить.
Признать недействительным заключенный 7 мая 2018 года между Браганцом Вадимом Олеговичем и Администрацией муниципального района Нефтегорский Самарской области договор купли-продажи нежилого помещения, площадью 59,8 кв.м, с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>.
Применить последствия недействительности указанной сделки, приведя стороны в первоначальное положение.
Аннулировать в Едином государственном реестре недвижимости запись № от 30.05.2018 о регистрации права собственности Браганца Вадима Олеговича на нежилое помещение, площадью 59,8 кв.м, с кадастровым номером: №, расположенное по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области возвратить Браганцу Вадиму Олеговичу денежные средства в размере 691 700 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Нефтегорский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья М.С. Баймишев