Решение по делу № 2-3462/2015 от 15.09.2015

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>

<данные изъяты> городской <данные изъяты> области в составе судьи Малышева С.В., при секретаре судебного заседания Шейховой Д.М., с участием административных истцов ФИО10, ФИО11, ФИО12 представителя административного ответчика администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> области ФИО13, представителя административного ответчика Комитета по управлению имуществом администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> области ФИО14 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО15 ФИО16, ФИО17 ФИО18, ФИО19 к администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> области, Комитету по управлению имуществом администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> области об оспаривании отказа в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка и обязании предоставить бесплатно в собственность земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

ФИО21 ФИО22 ФИО23 ФИО24 ФИО25 обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> области, Комитету по управлению имуществом администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> области о признании незаконным отказа № -<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Комитета по управлению имуществом о предоставлении истцам в общую долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м и обязании предоставить истцам в собственность бесплатно указанный земельный участок.

Административные исковые требования обоснованы тем, что истцам на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес> Согласно учетной карточки площадь земельного участка при доме составляет <данные изъяты> кв.м.

Истцы обратились в администрацию <данные изъяты> муниципального района о предоставлении им в общую долевую собственность бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м.

Комитетом по управлению имуществом администрации <данные изъяты> муниципального района административным истцам дан ответ на заявление № от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что в соответствии с решением Совета депутатов <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ максимальная площадь земельного участка, предоставляемого под домовладением для индивидуального жилищного строительства на территории <данные изъяты> муниципального района составляет <данные изъяты> кв.м

Со ссылкой на ст.ст.1, 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.3 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» административные истца просят суд признать отказ КУИ администрации незаконным и обязать предоставить им бесплатно в собственность указанный земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м.

В судебном заседании административные истцы ФИО26 ФИО27 ФИО28 административные исковые требования поддержали в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Административные истцы ФИО29 ФИО30 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены. Ходатайствовали о рассмотрении административного дела в их отсутствие.

Представитель административного ответчика администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> области ФИО31 против административных исковых требований возражал по основаниям, указанным в возражениях на иск. Возражения обоснованы тем, что решением Совета депутатов <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ установлен максимальный размер предоставляемых земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, который составляет 1500 кв.м. Право истцов на земельный участок в испрашиваемой площади <данные изъяты> кв.м ничем не подтверждается, а учетная карточка не может служить обоснованием такой площади. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель административного ответчика Комитета по управлению имуществом администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> области ФИО32 просила отказать в удовлетворении иска, поскольку обжалуемый отказ является обоснованным.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административных истцов ФИО33 и ФИО34.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В силу ст.3 Федерального закона «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» дела, находящиеся в производстве Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15.09.2015, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Cогласно ст.ст.218, 219 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В данном случае административными истцами предусмотренный законом трехмесячный срок на оспаривание действий администрации не пропущен. Отказ в предоставлении земельного участка датирован ДД.ММ.ГГГГ срок на его обжалование истекал ДД.ММ.ГГГГ первоначальное административное исковое заявление в суд поступило ДД.ММ.ГГГГ

Судом установлено, что административным истцам ФИО35 ФИО36 ФИО37 ФИО38., ФИО39 на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>

Согласно кадастрового и технического паспортов указанный жилой дом введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году.

Из учетной карточки земельного участка № <адрес> усматривается, что площадь участка на котором расположен жилой дом составляет <данные изъяты> кв.м.

По вопросу приобретения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м в общую долевую собственность бесплатно административные истцы совместно обращались с заявлением в администрацию <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> области и ДД.ММ.ГГГГ за подписью председателя Комитета по управлению имуществом дан ответ № , из которого следует, что им отказано в решении данного вопроса, поскольку представленные документы не подтверждают право на предоставление в собственность такого земельного участка. Также указано, что заявленная ими площадь земельного участка значительно превышает установленную норму в <данные изъяты> кв.м, утвержденную решением Совета депутатов <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ

Суд считает данный отказ Комитета по управлению имуществом администрации <данные изъяты> муниципального района незаконным и нарушающим права административных истцов.

Согласно ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них совместно обращаются в уполномоченный орган.

В соответствии со ст.39.14 Земельного кодекса Российской Федерации

предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Действовавшие до 01.03.2015 положения ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации также предусматривали возможность приобретения права на земельный участок, на котором находится здание, строение, сооружение.

В соответствии с п.7 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае если земельный участок не поставлен на кадастровый учет или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, то заинтересованное лицо имеет право обратиться в орган местного самоуправления для выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Согласно требований закона схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории является промежуточным техническим документом, необходимым для реализации права гражданина на приобретение данного земельного участка в собственность.

Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

В нарушение указанных требований Земельного кодекса Российской Федерации администрацией <данные изъяты> муниципального района после получения заявления административных истцов о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий им жилой дом, не принято мер по подготовке и выдаче административным истцам схемы расположения земельного участка, т.е не исполнена предусмотренная законом обязанность.

Ответ с отказом в предоставлении в собственность земельного участка дан администрацией <данные изъяты> муниципального района без совершения предусмотренных законом действий т.е формально.

Таким образом, суд считает требование административных истцов о признании незаконным отказа № от ДД.ММ.ГГГГ Комитета по управлению имуществом администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> области о предоставлении административным истцам в общую долевую собственность бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

Принимая во внимание то обстоятельство, что испрашиваемый административными истцами земельный участок под жилым домом надлежащим образом не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет, суд считает возможным обязать административных ответчиков в порядке и сроки, установленные Земельным кодексом Российской Федерации рассмотреть заявление административных истцом о предоставлении им бесплатно в общую долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

Оснований для обязания административных ответчиков предоставить административным истцам бесплатно в общую долевую собственность земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м в настоящее время не имеется, поскольку земельный участок не сформирован не поставлен на государственный кадастровый учет.

Также в соответствии со ст.227 КАС РФ суд считает возможным установить для административных ответчиков двухмесячный срок для сообщения административным истцам и суду об исполнении данного решения суда с даты вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным и противоречащим требованиям Земельного кодекса Российской Федерации отказ № от ДД.ММ.ГГГГ Комитета по управлению имуществом администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> области о предоставлении административным истцам ФИО40 ФИО41 ФИО42 ФИО43 ФИО44 в общую долевую собственность бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>

Обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> области, Комитет по управлению имуществом администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> области в порядке и сроки, установленные Земельным кодексом Российской Федерации рассмотреть заявление ФИО45 ФИО46 ФИО47, ФИО48 ФИО49 о предоставлении им бесплатно в общую долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

В течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу административным ответчикам администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> области, Комитету по управлению имуществом администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> области сообщить в <данные изъяты> городской <данные изъяты> области, а также административным истцам ФИО50 ФИО51, ФИО52 ФИО53, ФИО54 об исполнении решения суда по данному административному делу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке <данные изъяты> областной суд через <данные изъяты> городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья: С.В.Малышев

2-3462/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Чигавцов А.В.
Яковлева Н.Д.
Яковлев В.И.
Ситникова И.И.
Другие
Администрация Наро-Фоминского района
КУИ
Суд
Наро-Фоминский городской суд Московской области
Дело на странице суда
naro-fominsk.mo.sudrf.ru
15.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.09.2015Передача материалов судье
17.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.09.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.10.2015Предварительное судебное заседание
08.10.2015Судебное заседание
12.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2015Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее