Решение по делу № 33а-507/2020 от 18.12.2019

Дело № 33а-507/2020                         город Хабаровск

(номер дела в суде первой инстанции 2а-622/2019)    

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:    

председательствующего Коноплевой И.А.,

судей Поздняковой О.Ю., Романовой И.А.,

рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства открытом судебном заседании 22 января 2020 года административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю к Шилову В.И. о взыскании недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, пени,

по апелляционной жалобе МИФНС России № 3 по Хабаровскому краю на решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 6 ноября 2019 года,

заслушав доклад судьи Романовой И.А.,

УСТАНОВИЛА:

МИФНС России № 3 по Хабаровскому краю (далее – Инспекция) обратилась в суд с административным иском о взыскании недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, пени.

В обоснование требований Инспекция указала, что согласно сведениям, поступившим от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, Шилов В.И. в период, указанный в налоговом уведомлении, являлся владельцем транспортных средств: ГАЗ 66, государственный регистрационный знак , дата регистрации права 18.10.2005; ISUZU-ELF, государственный регистрационный знак , дата регистрации права 15.08.2008; НИССАН CUBE, государственный регистрационный знак , дата регистрации права 23.11.2012, дата утраты права 01.06.2016, следовательно, являлся плательщиком транспортного налога. Налогоплательщику исчислен транспортный налог за период, указанный в налоговом уведомлении от 06.09.2017 № 35412264. Поскольку в установленные законом сроки обязанность по уплате транспортного налога не выполнена, Шилову В.И. направлены требования от 01.03.2017 № 4781, от 10.01.2018 № 2677, от 15.02.2018 № 8984 об уплате налога, пени.

Согласно сведениям, поступившим от органов, осуществляющих кадастровый учет, Шилов В.И. в период, указанный в налоговом уведомлении, являлся собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 7 600 кв.м., дата регистрации права 01.10.2015, дата утраты права – 28.12.2016. Налогоплательщику исчислен земельный налог за период, указанный в налоговом уведомлении. Поскольку в установленные законом сроки обязанность по уплате земельного налога не выполнена, Шилову В.И. направлены требования от 01.03.2017 № 4781, 10.01.2018 № 2677, 15.02.2018 № 8984 об уплате земельного налога, пени. Задолженность до настоящего времени не погашена. Инспекция просила взыскать с Шилова В.И. недоимку по транспортному налогу за 2016 год в размере 10 447 руб., пени в размере 108,04 руб.; недоимку по земельному налогу за 2015, 2016 год в размере 2 371 руб., пени в размере 51,27 руб. Всего взыскать – 12 977,31 руб.

Решением суда района имени Лазо Хабаровского края от 06.11.2019 административные исковые требования удовлетворены частично.

С Шилова В.И. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю взыскана недоимка по транспортному налогу с физических лиц за 2016 год (автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: НИССАН CUBE) в размере 727 рублей, пени в размере 7,52 рублей; недоимка по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2015, 2016 годы в размере 2 371 рубль, пени в размере 51,27 рублей, всего 3 156 рублей 79 копеек.

В удовлетворении остальной части требований отказано.

Взыскана с Шилова В.И. в доход муниципального бюджета района имени Лазо Хабаровского края государственная пошлина в размере 400 руб.

В апелляционной жалобе МИФНС России № 3 по Хабаровскому краю просит отменить решение, указывая на то, что прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Автомобиль ГАЗ 66, государственный регистрационный знак , находился в собственности административного ответчика с 18.11.2005 до момента снятия его с учета 29.12.2018. Арест автомобиля марки ISUZU-ELF, государственный регистрационный знак , ограничивает собственника в праве его пользования и распоряжения им, но не прекращает право владения имуществом, а, следовательно, и право собственности.

В письменных возражениях Шилов В.И. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, административный ответчик Шилов В.И. просил рассмотреть дело без его участия.

В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, рассмотрев дело в полном объеме, в соответствии с требованиями ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из ст.57 Конституции Российской Федерации, и в соответствии с ч. 1 ст.3, п.1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

В силу ч.3 ст.3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (п.1 ст.45 НК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно статье 14 НК РФ транспортный налог является региональным налогом, который, исходя из частей 1 и 2 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В соответствии со ст. 390, п. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно п. 1, 4 ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (согласно редакции нормы, действовавшей до 01.01.2016, налог подлежал уплате до 1 октября года, следующего за истекшим). Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на Шилова В.И. в 2015, 2016 годах зарегистрировано в органах ГИБДД право собственности на транспортные средства - ГАЗ 66, государственный регистрационный знак , ISUZU-ELF, государственный регистрационный знак , NISSAN CUBE, государственный регистрационный знак .

Кроме того, Шилов В.И. в 2015, 2016 годах являлся собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абз. 3 п. 2 ст. 52 НК РФ).

В соответствии с налоговыми уведомлениями № 62137345 от 06.08.2016, № 35412264 от 06.09.2017 Шилову В.И. исчислен транспортный налог на вышеуказанные автомобили: за 2015 год - автомобиль ГАЗ 66, государственный регистрационный знак ( за 12 месяцев) в размере 5 400 руб.; автомобиль ISUZU-ELF, государственный регистрационный знак (за 12 месяцев) в размере 4 320 руб.; автомобиль NISSAN CUBE, государственный регистрационный знак ( за 12 месяцев) в размере 1 744 руб.

За 2016 год Шилову В.И. исчислен транспортный налог : автомобиль ГАЗ 66, государственный регистрационный знак ( за 12 месяцев) в размере 5 400 руб.; автомобиль ISUZU-ELF, государственный регистрационный знак ( за 12 месяцев) в размере 4 320 руб.; автомобиль NISSAN CUBE, государственный регистрационный знак ( за 5 месяцев) в размере 727 руб.

Кроме того, Шилову В.И. за 2015 год исчислен земельный налог на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, исходя из его кадастровой стоимости и количества месяцев владения в году - 3 месяца, в размере 474 руб.; за 2016 год (12 месяцев владения в году) в размере 1 897 руб.

В соответствии со ст. 75 НК РФ, начислены пени: за 2015 год по земельному налогу в размере 14,06 руб., за 2016 год по земельному налогу в размере 37,21 руб., за 2016 год по транспортному налогу в размере 108,04 руб.

В адрес Шилова В.И. направлены требования № 4781 от 01.03.2017 со сроком уплаты до 11.04.2017 об уплате земельного налога за 2015 год в размере 474 руб., пени в размере 14,06 руб.; требование № 8984 от 15.02.2018, со сроком уплаты до 27.03.2018, об уплате земельного налога за 2016 год, в размере 1 897 руб., пени в размере 37,21 руб.

Шилову В.И. также направлено требование № 2677 от 10.01.2018, со сроком уплаты до 06.03.2018, об уплате транспортного налога за 2016 год в размере 10 447 руб., пени в размере 108,04 руб.

15.02.2019 мировым судьей судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» судебного участка № 57 вынесен судебный приказ о взыскании с Шилова В.И. в пользу МИФНС России № 3 по Хабаровскому краю недоимки по налогам, отмененный определением мирового судьи судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» судебного участка № 56 от 15.03.2019 в связи с поступившими возражениями Шилова В.И.

Разрешая требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ч. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45, ст. 48, п. 4 ст. 57, п. 3, 5 ст. 75, 356, 358, 363, 387, 397 НК РФ, исходил из того, что принадлежащее Шилову В.И. транспортное средство ГАЗ 66, государственный регистрационный знак , выбыло из его фактического владения в 2015 году в связи с утратой в результате пожара. Указанное транспортное средство ГАЗ 66 снято с учета 29.12.2018 в связи с утратой; на автомобиль ISUZU-ELF, государственный регистрационный знак , наложен арест на основании судебного акта, указанный автомобиль изъят у Шилова В.И., передан по акту приема-передачи арестованного имущества на ответственное хранение от 18.01.2010 представителю ООО «МЛК «Дальмашлизинг».

Расценив указанные обстоятельства как основания освобождения налогоплательщика от уплаты налога, учитывая также то, что после окончания исполнительного производства в 2013 году вопрос о судьбе арестованного имущества разрешен не был, суд сделал вывод, что Шилов В.И. не владел автомобилями в спорный налоговый период по независящим от него причинам.

В этой связи, суд, посчитав соблюденным налоговым органом срок обращения в суд с требованием о взыскании недоимки по налогам и пени, отказал в удовлетворении требований Инспекции о взыскании с Шилова В.И. транспортного налога за 2016 год на автомобили ГАЗ 66, государственный регистрационный знак , ISUZU-ELF, государственный регистрационный знак , в размере 5400 руб. и 4 320 руб. соответственно.

Вместе с тем, установив, что Шилову В.И. в спорный налоговый период принадлежал автомобиль NISSAN CUBE, государственный регистрационный знак , а также земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, отклонив доводы административного ответчика об уплате налогов на указанное имущество за 2016 год, как не нашедшие своего подтверждения, исходя из предоставления Шиловым В.И. квитанций об оплате налогов за 2014 год, суд взыскал с Шилова В.И. транспортный налог на указанный автомобиль за 2016 год в размере 727 руб., пени в размере 7,52 руб., а также земельный налог за 2015,2016 годы в размере 2 371 руб., пени в размере 51,27 руб.

Разрешая требования о взыскании земельного налога на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу<адрес>, суд исходил из того, что административный ответчик являлся собственником указанного земельного участка до 28.12.2016, следовательно был обязан уплатить исчисленный налоговым органом земельный налог в установленном порядке, отклонив доводы административного ответчика об уплате им земельного налога, исходя из предоставления квитанций об уплате налогов, относящихся к иному налоговому периоду.

С выводами суда о наличии оснований для взыскания недоимки по налогам и пени, как и с выводом суда о соблюдении налоговым органом сроков обращения в суд с требованием о взыскании недоимки по налогу и пени судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.

В соответствии с п.1 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Отношения по уплате налогов, взысканию недоимки по налогам регулируются специальными правовыми нормами, закрепленными в Налоговом кодексе РФ, которыми установлены сроки обращения в суд с указанными требованиями, подлежащие применению к спорным правоотношениям сторон.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.

Судом первой инстанции не принят во внимание специальный срок для обращения в суд с требованием о взыскании задолженности по уплате налога, установленный пунктом 2 статьи 48 НК РФ, в то время как истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 НК РФ, является препятствием для взыскания налога при отсутствии уважительных причин пропуска этого срока.

Вместе с тем, суд не учел указанные положения налогового законодательства, подлежащие применению при рассмотрении требований налогового органа по взысканию недоимки по налогу и пени.

В материалы дела административным истцом представлено налоговое уведомление № 35412264 от 06.09.2017, согласно которому Шилову В.И. исчислен транспортный налог за 2016 год на автомобили: ГАЗ 66, государственный регистрационный знак , в размере 5 400 рублей, ISUZU-ELF, государственный регистрационный знак , в размере 4 320 руб.; автомобиль NISSAN CUBE, государственный регистрационный знак , в размере 727 руб., со сроком уплаты не позднее 01.12.2017; земельный налог за 2016 год в размере 1 897 рублей со сроком уплаты не позднее 01.12.2017.

Кроме того, налоговый орган просит взыскать земельный налог в размере 2371 рублей, пени в размере 51, 27 руб. за 2015, 2016 годы.

Как следует из п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней.

Заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, пеней, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 указанной статьи.

В соответствии с абз.1 п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Материалами дела подтверждено, что транспортный налог за 2016 год со сроком уплаты 01.12.2017, не уплачен, задолженность по уплате налога за 2016 год не погашена.

В силу п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.

Согласно положениям п. 5 ст. 75 НК РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. В этой связи, требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, направляется налогоплательщику налоговым органом на основании п. 1 ст. 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).

Требование по уплате транспортного налога в размере 10 447 рублей, земельного налога за 2016 год должно быть направлено налоговым органом не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, т.е. не позднее 1 марта 2018 года. Требование об уплате земельного налога за 2015 год со сроком уплаты 01.12.2016 должно быть направлено не позднее 1 марта 2017 года.

В то же время, требование об уплате транспортного налога № 2677 по состоянию на 10 января 2018 года, требование об уплате земельного налога № 4781 за 2015 год по состоянию на 1 марта 2017 год, требование № 8984 об уплате земельного налога за 2016 год по состоянию на 15 февраля 2018 года, направлено административному ответчику спустя более года.

Вместе с тем, недоимка по налогам превысила 3 000 рублей уже 6 марта 2018 года, что свидетельствует о праве налогового органа обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки и пени по налогам за 2015, 2016 год в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей, т.е. не позднее 1 сентября 2018 года.

Налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогам в феврале 2019 года (судебный приказ выдан 15.02.2019), т.е. по прошествии более 5 месяцев со дня истечения установленного специального срока обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по налогу и пени.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, являющийся пресекательным, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (статья 70 НК РФ), как следует из информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71, не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней.

В этой связи, оснований для удовлетворения требований о взыскании недоимки по транспортному налогу, земельному налогу и пени за 2015, 2016 год, при отсутствии заявления налогового органа о восстановлении срока на обращение в суд и отсутствии уважительных причин для этого, у суда первой инстанции не имелось, не смотря на соблюдение налоговым органом сроков обращения в суд с административным иском после отмены судебного приказа.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о неверных выводах суда, отказавшего налоговому органу во взыскании недоимки по транспортному налогу в сумме 5 400 рублей за 2016 год на транспортное средство ГАЗ 66, 1976 года выпуска, исходя из регистрации права собственности на это транспортное средство за ответчиком, снятии его с учета только 29.12.2018, ссылки на отсутствие оснований для отказа во взыскании транспортного налога на автомобиль ISUZU-ELF, государственный регистрационный знак , в размере 4 320 руб., посчитавшего выбытие транспортных средств из обладания административного ответчика достаточным основанием для отказа во взыскании недоимки по транспортному налогу на эти автомобили и пени, правового значения не имеют.

Как следует из материалов дела, по материалу проверки, зарегистрированного в КУСП от 16.01.2019, вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела следователем СО ОП № 6 СУ УМВД России по г.Хабаровску по факту присвоения транспортного средства ГАЗ-66, принадлежащего Шилову В.И., исходя из пояснений о том, что весной 2015 года автомобиль сгорел. Транспортное средство снято с регистрационного учета 29.12.2018 в связи с утратой. Кроме того, 16.10.2009 в ОСП по Железнодорожному району г.Хабаровска на основании исполнительного листа, выданного Железнодорожным районным судом города Хабаровска о наложении ареста на имущество Шилова В.И., возбуждено исполнительное производство № 3897/09/03/27. Арест автомобиля ISUZU-ELF, государственный регистрационный знак , произведен на основании постановления от 18.01.2010 судебного пристава-исполнителя Биробиджанского специализированного ОСП УФССП России по ЕАО в рамах возбужденного исполнительного производства № 3897/09/03/27; автомобиль передан по акту приема-передачи арестованного имущества на ответственное хранение 18.01.2010 представителю взыскателя – ООО «МЛК «Дальмашлизинг» Гайчик А.Н.; исполнительное производство окончено 15.05.2013 на основании п.3 ч.1 ст.46, п.3 ч.1 ст.47 Закона об исполнительном производстве, о чем вынесено соответствующее постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю; вопрос о судьбе арестованного имущества не разрешен.

Как следует из информации УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО от 14.08.2019, исполнительное производство уничтожено равно как и исходящие документы (акт о наложении ареста (описи), постановление о запрете регистрационных действий в отношении транспортного средства ISUZU-ELF, государственный регистрационный знак ). Информацией УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО от 04.06.2018 Шилову В.И. сообщено, что заявка в ГУ ОБДД на проведение действий по снятию ограничений на автомобиль будет направлена в электронном виде.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 и статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, основанием прекращения права собственности на вещь является, в том числе, гибель или уничтожение имущества, влекущие полную и безвозвратную утрату такого имущества, а также иные случаи, предусмотренные законом.

Следовательно, право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи; право собственности на нее прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества.

В связи с этим, документированные и не опровергнутые налоговым органом сведения, подтверждающие, что налогооблагаемое транспортное средство полностью уничтожено, утрачено, свидетельствуют об отсутствии объекта налогообложения по налогу, в силу статей 38 и 358 НК РФ, независимо от даты прекращения регистрации такого транспортного средства в уполномоченных регистрирующих органах.

В то же время, согласно пункту 1 статьи 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358 и 362).

В пункте 46 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России, утвержденных приказом МВД России от 26 июня 2018 года N 399, действующих в период начисления налога налоговым органом на спорные транспортные средства, указано, что в отношении транспортных средств, на которые судом, следственными, таможенными органами, органами социальной защиты населения либо другими органами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, были наложены запреты или ограничения на совершение регистрационных действий, регистрационные действия производятся после снятия указанных запретов или ограничений.

Ссылаясь на отсутствие оснований у налогового органа исчисления налога на автомобили ISUZU-ELF, государственный регистрационный знак , ГАЗ 66, судом не учтено, что у налогового органа информации, свидетельствующей об утрате Шиловым В.И. права владения транспортными средствами в спорный налоговый период, не имелось. Сведений о прекращении регистрации транспортных средств, являющихся объектами налогообложения в спорный период, по заявлению Шилова В.И. административным ответчиком не представлено.

В то же время, указанные обстоятельства правового значения для настоящего спора не имеют, поскольку суд необоснованно не принял во внимание, что налоговым органом пропущен установленный срок принудительного взыскания задолженности по налогам в заявленном налоговым органом размере, поскольку несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.

Как следует из правовой позиции, изложенной в пунктах 21, 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве", истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 3 статьи 46, пункте 1 статьи 47, пункте 2 статьи 48, пункте 1 статьи 115 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа (пункт 3 статьи 229.2, глава 26 АПК РФ).

В рассматриваемом случае срок на взыскание недоимки по налогам и пени в судебном порядке пропущен.

При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения о полном отказе в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 6 ноября 2019 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю к Шилову В.И. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 год, пени, недоимки по земельному налогу за 2015, 2016 год, пени, отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий                    И.А.Коноплева        

Судьи                                О.Ю.Позднякова

И.А.Романова

33а-507/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю
Ответчики
Шилов Владимир Иванович
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Романова Ирина Александровна
Дело на странице суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
20.12.2019Передача дела судье
22.01.2020Судебное заседание
05.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2020Передано в экспедицию
22.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее