№ 2а-353/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 сентября 2019 г. г. Суоярви
Суоярвский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Зайкова С.Н.,
при секретаре Коневой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации муниципального образования «Суоярвский район» к ОСП по Суоярвскому району УФССП России по Республике Карелия о признании незаконным (недействительным) постановления о взыскании исполнительского сбора от хх.хх.хх г.,
у с т а н о в и л:
Администрация МО «Суоярвский район» обратилась в суд с настоящим административным иском о признании незаконным и подлежащим отмене постановления СПИ Антипиной Е.А. от хх.хх.хх г. о взыскании исполнительского сбора по тем мотивам, что администрация является должником по исполнительному производству №-ИП об обязании администрации предоставить Фринтуеву Ю.А. во внеочередном порядке на условиях социального найма жилое помещение в ... Республики Карелия, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям благоустроенности, достигнутым в населенном пункте. До настоящего времени жилое помещение Фринтуеву Ю.А. не предоставлено, решение суда в соответствующей части не исполнено. Определением Суоярвского районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. администрации муниципального образования «Суоярвский район» предоставлена отсрочка исполнениия решения суда на срок до хх.хх.хх г.. Определением Суоярвского районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. администрации муниципального образования «Суоярвский район» было отказано в предоставлении отсрочки, определение не вступило в законную силу. хх.хх.хх г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 руб. По мнению административного истца, имелись основания, препятствующие исполнению судебного решения. Административный истец полагает, что оспариваемое постановление от хх.хх.хх г. о взыскании исполнительского сбора, нарушает его права и законные интересы, т.к. вынесено при отсутствии нормативно предусмотренных оснований, незаконно возлагает на администрацию обязанность по оплате денежных средств в качестве оплаты исполнительского сбора, в связи с чем ставит вопрос о признании его незаконным и подлежащим отмене.
В судебном заседании представитель административного истца Сухорукова С.И., заявленные требования поддержала, пояснив, что в бюджете района отсутствуют денежные средства для приобретения квартиры. Администрация пытается исполнить решение суда, в том числе путем подачи заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, но определением суда от хх.хх.хх г. им было отказано в предоставлении таковой, определение не вступило в законную силу. Проведение аукциона было невозможно в виду отсутствия предложений о продаже жилых помещений в ....
СПИ ОСП по Суоярвскому району УФССП Росси по Республике Карелия Антипина Е.А. полагала оспариваемое постановление законным и не подлежащим отмене, так как никаких мер, направленных на исполнение решения суда, со стороны ответчика не принято.
Заинтересованное лицо Фринтуев Ю.А. в судебное заседание не явился.
Иные лица в судебное заседание не явились, о его проведении извещены.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела №, материалы исполнительного производства №-ИП, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что решением Суоярвского районного суда РК от хх.хх.хх г. на администрацию муниципального образования «Суоярвский район» возложена обязанность предоставить Фринтуеву Ю.А. во внеочередном порядке на условиях социального найма жилое помещение в ... Республики Карелия, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям благоустроенности, достигнутым в населенном пункте, общей площадью не менее нормы предоставления. Решение суда вступило в законную силу.
хх.хх.хх г. в ОСП по Суоярвскому району РК было возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником хх.хх.хх г., о чем имеется отметка в получении. Должнику был предоставлен срок на добровольное исполнение требований исполнительного документа.
Определением Суоярвского районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. администрации муниципального образования «Суоярвский район» предоставлена отсрочка исполнения решения Суоярвского районного суда от хх.хх.хх г. на срок до хх.хх.хх г.. Определением Суоярвского районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. администрации отказано в предоставлении отсрочки, определение не вступило в законную силу.
В настоящий момент исполнительный документ не исполнен.
хх.хх.хх г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Суоярвскому району Антипиной Е.А. вынесено оспариваемое постановление о взыскании исполнительного сбора в сумме 50000 руб. в связи с неисполнением вышеназванного исполнительного документа в установленный срок.
В силу положений ст.2 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» (далее также Закон) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с Законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Статья 64 Закона определяет круг исполнительных действий, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель. В свою очередь, мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Такие меры определены в ст.68 Закона.
Согласно ч.12 ст.30 Закона срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Статьей 112 Закона установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении названного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Между тем, как установлено судом, требования исполнительного документа в установленный срок должником не были исполнены добровольно, при этом должник вопреки вышеуказанным требованиям закона не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Доводы, которые приводит административный истец в обоснование наличия объективных причин невозможности исполнить добровольно решение суда (необходимость соблюдения бюджетного процесса, иных установленных законом процедур и пр.), очевидно нельзя признать непреодолимой силой по смыслу названных норм.
Учитывая тот факт, что должнику определением Суоярвского районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. была предоставлена отсрочка исполнения решения Суоярвского районного суда от хх.хх.хх г. на срок до хх.хх.хх г.. Определением Суоярвского районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. администрации муниципального образования «Суоярвский район» было отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда (определение не вступило в законную силу). Данные обстоятельства не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления. Вопрос об отсрочке был поставлен должником в начале декабре 2018 года, т.е. после истечения срока для добровольного исполнения, отсрочка предоставлялась с учетом мнения стороны взыскателя.
Таким образом, учитывая обстоятельства дела, имеет место нарушение сроков своевременного исполнения решения суда, вступившего в законную силу хх.хх.хх г., требований исполнительного документа, непринятие достаточных мер по его исполнению, что противоречит основополагающим принципам Федерального закона «Об исполнительном производстве» и нарушает права и законные интересы взыскателя.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление является законным, принято должностным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, с соблюдением соответствующих требований. Оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Между тем, согласно п.74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с ч.7 ст.112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Из материалов дела следует, что администрацией МО «Суоярвский район» с целью исполнения решения суда были предприняты возможные меры для его исполнения. В 2018 году администрацией МО «Суоярвский район» было приобретено 16 квартир для расселений граждан из аварийного и непригодного жилья, в том числе 3 - в целях исполнения судебных решений. Вместе с тем, на исполнении в администрации муниципального образования «Суоярвский район» имеется 14 аналогичных судебных решений. В 2019 году было приобретено 3 квартиры в целях исполнения судебных решений. В бюджете Суоярвского района на 2019 год предусмотрены денежные средства на приобретение жилья в муниципальную собственность с целью дальнейшего предоставления гражданам, но их недостаточно для исполнения всех судебных решений. Также администрацией проводятся действия, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для приобретения жилых помещений с целью дальнейшего предоставления по судебным решениям. Однако на момент истечения добровольного срока исполнения решения суда, требование о предоставлении жилья по решению суда не было выполнено. В связи с неисполнением обязательств в срок администрация обращалась в суд о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Таким образом, учитывая обстоятельства дела, степень вины административного истца в неисполнении в срок исполнительного документа, наличие 14 аналогичных решений суда по предоставлению жилья, объективную длительность процедуры по заключению муниципального контракта и, в дальнейшем, его выполнение, вышеуказанные законоположения, суд считает необходимым уменьшить размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с АМО «Суоярвский район», на одну четверть, что составит 37500 руб. (50000 руб. - ? (12500 руб.)). Оснований для освобождения должника от его взыскания суд не усматривает, поскольку из материалов дела не следует, что должником были предприняты все возможные меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
В силу требований ч.8 ст.112 вышеуказанного закона решение суда об удовлетворении требований обращается к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований администрации муниципального образования «Суоярвский район» к ОСП по Суоярвскому району УФССП России по Республике Карелия о признании незаконным (недействительным) постановления о взыскании исполнительского сбора от хх.хх.хх г., отказать.
Уменьшить размер исполнительского сбора (постановление судебного пристава-исполнителя от хх.хх.хх г. о взыскании исполнительского сбора с АМО «Суоярвский район» в рамках исполнительного производства №-ИП) до 37500 руб. Решение суда в указанной части подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Суоярвский районный суд Республики Карелия.
Судья С.Н. Зайков
Мотивированное решение изготовлено 17.09.2019
Последний день подачи апелляционной жалобы 17.10.2019