23RS0010-01-2019-002338-79 К ДЕЛУ № 2А-186/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 февраля 2020 года ст. Выселки
Судья Выселковского районного суда Краснодарского края Теплухин Р.В.,
при секретаре Саврига Е.С.,
с участием представителя административного истца Ильницкого А.Г.,
представителя административного ответчика Кравченко В.Н.,
представителя заинтересованного лица Аверкиевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Выселковского района в интересах несовершеннолетних ...................................... к администрации Выселковского сельского поселения о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в части обеспечения земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, объектами социальной инфраструктуры,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Выселковского района, действуя в интересах несовершеннолетних .................................... к администрации Выселковского сельского поселения о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в части обеспечения земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, объектами социальной инфраструктуры, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка земельного законодательства в части обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим 3 и более детей, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства. Установлено, что на основании постановления администрации МО Выселковский район № 145 от 09.02.2018, в соответствии со ст. ст. 19, 39.5 Земельного кодекса РФ, ст. 6 Закона № 3085-K3, Зайковой И.В. предоставлен земельный участок по адресу: Выселковский ... (кадастровый номер ...) с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство. Между тем проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что на момент выделения земельного участка Зайковой И.В. и заключения с ней договора аренды к участку не подведены сети газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также сети энергоснабжения. Отсутствие инженерных сетей вблизи земельного участка не позволяет в полной мере использовать земельный участок по назначению. В результате бездействия администрации Выселковского сельского поселения Выселковского района нарушаются социальные права Зайковой И.В., относящейся к льготной категории граждан, а также ее несовершеннолетних детей, и создаются препятствия к осуществлению прав и свобод граждан по использованию земельных участков по назначению. Указанные обстоятельства в соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют прокурору право обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением в интересах ....................................., которые являются недееспособными в силу возраста, в связи с чем не имеют возможности самостоятельно защищать свои законные права и интересы. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Выселковского сельского поселения Выселковского района, выразившееся в непринятии мер по подведению сетей газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также сетей энергоснабжения к земельному участку, расположенному по адресу: ... предоставленному на безвозмездной основе для размещения объектов индивидуального жилищного строительства Зайковой И.В. как лицу, имеющему трех и более детей. Обязать администрацию Выселковского сельского поселения Выселковского района устранить в полном объеме выявленные нарушения путем проведения работ по подведению газовых сетей, сетей водоснабжения и водоотведения, а также энергоснабжения к земельному участку с кадастровым номером ... расположенного по адресу: ... предоставленному Зайковой И.В. в аренду согласно Закону Краснодарского края от 26.12.2014 № 3085-K3 «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».
Представитель административного истца - помощник прокурора Ильницкий А.Г. в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивал.
Представитель административного ответчика - администрации Выселковского сельского поселения – Кравченко В.Н. возражал против удовлетворения административных исковых требований.
Представитель заинтересованного лица – ПАО «Кубаньэнерго» - Аверкиева Н.Н. поддержала заявленные требования прокурора.
Представитель заинтересованного лица – Выселковское МУП ЖКХ не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные документы дела, оценив в совокупности все собранные и проверенные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу, что административные исковые требования основаны на законе, подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч.1 ст. 22 КАС РФ, административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения.
Часть 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статьей 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрено право граждан, имеющих трех и более детей,. в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.
В силу ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -
Закон № 131-ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственной обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решен» которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местной самоуправления самостоятельно.
В силу п.п. 4 и 5 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ), ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-K3 «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
На основании ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения (далее - Правила № 83).
Пунктом 4 Правил № 83 предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления. В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с пунктами 5-12 данных Правил. В случае, если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка определяет технические условия для всех возможных способов.
Согласно п. 5 Правил № 83 орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно- технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее, чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрены мероприятия по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно статьи 6 Закона № 3085-K3 в целях предоставления заявителям земельных участков в аренду органы местного самоуправления формируют и утверждают Перечень. Перечень утверждается представительным органом местного самоуправления не позднее 180 календарных дней после постановки на учет первого заявителя. В Перечень представительным органом местного самоуправления вносятся изменения по включению в него земельных участков не позднее чем через 180 календарных дней после постановки заявителя на учет и по исключению из него земельных участков, по которым заключены с заявителями договоры аренды или в течение 180 календарных дней не поданы заявления. В Перечень включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящие на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади. В Перечне федеральных земельных участков указываются кадастровые номера, местоположение, вид разрешенного использования и площадь земельных участков.
Согласно ст. 8 Устава Березанского сельского поселения к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка земельного законодательства в части обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим 3 и более детей, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства.
Установлено, что на основании постановления администрации МО Выселковский район № 145 от 09.02.2018, в соответствии со ст. ст. 19, 39.5 Земельного кодекса РФ, ст. 6 Закона № 3085-K3, Зайковой И.В. предоставлен земельный участок по адресу: ... (кадастровый номер ...) с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство.
Между тем проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что на момент выделения земельного участка Зайковой И.В. и заключения с ней договора аренды к участку не подведены сети газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также сети энергоснабжения.
Отсутствие инженерных сетей вблизи земельного участка не позволяет в полной мере использовать земельный участок по назначению.
Согласно справке предоставленной МУП «Выселковский коммунальные системы» Выселковского сельского поселения Выселковского района №6 от 14 января 2020 года следует, что по ул. Гражданская рядом с домом №53 имеется центральная водопроводная труба.
Согласно схемы газоснабжения застройки территории в границах ул. ... в южной части ст. ..., технических условий на подключение (технологическое присоединение) распределительного газопровода к распределительной сети, решения совета Выселковского сельского поселения №2-28 «О бюджете Выселковского сельского поселения Выселковского района на 2020 год», следует, что работа по газификации ул. ... проводится в полном объеме.
В результате бездействия администрации Выселковского сельского поселения Выселковского района по подведению сетей электроснабжения, нарушаются социальные права Зайковой И.В., относящейся к льготной категории граждан, а также ее несовершеннолетних детей, и создаются препятствия к осуществлению прав и свобод граждан по использованию земельных участков по назначению.
При таких обстоятельствах, у суда имеются основания для частичного удовлетворения административного искового заявления прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ... ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ...
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.