Дело № 2а-344/2019
УИД 02RS0008-01-2019-000853-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кокса 05 декабря 2019 года
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шатиной С.Н.,
при секретаре Морозовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Роскомнадзору в лице Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай о признании информации, распространяемой посредствам сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Коксинского района Республики Алтай обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Роскомнадзору в лице Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай о признании информации, распространяемой посредствам сети «Интернет», на сайтах с URL-адресами: <данные изъяты> в Российской Федерации запрещенной, мотивировав заявленные требования тем, что прокуратурой района проведена проверка на предмет исполнения законодательства о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которой в Российской Федерации запрещено. В рамках указанной проверки в период времени с 09 часов 30 минут до 10 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр указанных сайтов, в ходе которого установлено, что по указателям страниц сайтов <данные изъяты> размещена информация с предложениями о незаконной продаже водительских удостоверений, предоставляющих право управления транспортными средствами, а также медицинских справок, без прохождения медицинского освидетельствования врачей. При открытии указанных сайтов появляется графическое и текстовое изображение с предложением приобрести водительские удостоверения и иные документы, необходимые для управления транспортными средствами.
Данная информация находится в свободном доступе, и любой желающий может по имеющимся контактным номерам телефонов связаться с администратором (руководителем) сайта либо сделать заказ непосредственно на сайте. Размещение на сайтах информации о стоимости предлагаемой к реализации продукции и стоимости доставки товара свидетельствует о том, что они оказываются за материальное вознаграждение. Таким образом, лица, размещающие объявления подобного характера, организуют получение дохода на систематической основе.
Предоставление возможности доступа к информации о возможности приобретения и использования документа водительского удостоверения за плату без прохождения соответствующего обучения и иных процедур, предусмотренных законом с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, за которую предусмотрена уголовная либо административная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.
Согласно информации, полученной из Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, доступ к интернет-сайтам с URL-адресами: <данные изъяты> не ограничен, в отношении вышеуказанных сайтов отсутствуют вступившие в законную силу решения суда. При этом установить владельцев сайтов не представилось возможным.
В судебном заседании помощник прокурора Усть-Коксинского района Головин А.С. административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске.
Административный ответчик Управление Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет». Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.Частью 6 ст. 10 данного Закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Справкой о результатах прокурорской проверки исполнения законодательства в сфере противодействия коррупции и безопасности дорожного движения от 11.11.2019 г. и приложенных к ней скриншотов Интернет-страниц подтверждается, что в сети «Интернет» по электронным адресам <данные изъяты> имеется информация, содержащая предложение незаконно приобрести водительские удостоверения в обход условий, установленных Федеральным законом «О безопасности дорожного движения». Вход на указанный сайт - свободный, не требует регистрации и пароля. Размещенная информация вводит в заблуждение лиц о допустимости и широкой распространенности подобных действий. Запрещается распространение информации, за которую предусмотрена уголовная и административная ответственность.
Согласно положений ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в ст. 26 настоящего Федерального закона. Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами, определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдачи водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Экзамены принимаются на транспортных средствах с механической или автоматической трансмиссией с учетом имеющихся медицинских ограничений и (или) медицинских показаний.
Соответственно, суд приходит к выводу об обоснованности и законности административных исковых требований прокурора и их удовлетворению.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
Пунктом 2 ч. 5 этой же нормы предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Роскомнадзору в лице Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай о признании информации, распространяемой посредствам сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить в полном объеме.
Признать информацию, распространяемую в сети «Интернет» по электронным адресам: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения суда направить в Управление Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай для включения сведений о доменных именах и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет» по адресам: <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Н. Шатина
Решение суда в окончательной форме принято 09 декабря 2019 года.