Решение по делу № 2-1181/2019 от 02.09.2019

Дело № 2-1181/2019

61RS0017-01-2019-002227-61

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 октября 2019 года г. Красный Сулин, Ростовской области

Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Галагановой О.В.,

при секретаре Извариной М.Н.,

с участием помощника прокурора г. Красный Сулин Савенкова В.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Красносулинского городского прокурора Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ № 6 г. Красный Сулин, Управлению образования Красносулинского района Ростовской области об обязании оборудовать здание образовательной организации на первом этаже каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (Вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112», суд,

У С Т А Н О В И Л:

Красносулинский городской прокурор Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просил обязать МБОУ СОШ № 6 принять меры по созданию безопасных условий обучения, а именно оборудовать здание МБОУ СОШ № 6 на первом этаже каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112»; Управление образования Красносулинского района - осуществить финансирование МБОУ СОШ № 6 по выполнению работ по оборудованию первого этажа здания МБОУ СОШ № 6 каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки городской прокуратурой установлено, что в МБОУ СОШ № 6 отсутствует канал передачи тревожных сообщений в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Согласно договору, заключенному между МБОУ СОШ № 6 и ООО ЧОП «<данные изъяты>», охрану объектов путем установления и обслуживания тревожной сигнализации осуществляет ООО ЧОП «<данные изъяты>», которое имеет лицензию на осуществление частной охранной деятельности от 27.06.2014 ЧО .

Тем не менее, указанный договор не соответствует требованиям действующего законодательства, согласно которым канал передачи тревожных сообщений необходимо устанавливать в органах внутренних дел (вневедомственной охраны). Приказом № 2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных» образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, «тревожной» сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Полномочия ООО ЧОП «<данные изъяты>» по принятию посредством канала тревожных сообщений из общеобразовательных организаций не свидетельствуют о соблюдении требований антитеррористического законодательства и созданию безопасных условий для обучающихся, канал передачи тревожных сообщений необходимо устанавливать в органах внутренних дел (вневедомственной охраны). При этом, ООО ЧОП «<данные изъяты>» к системе МВД России не относится.

Органы вневедомственной охраны в Ростовской области представлены федеральным государственным учреждением «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ростовской области».

По данному факту городской прокуратурой 29.05.2019 в адрес директора МБОУ СОШ № 6 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере противодействия терроризму, в ходе рассмотрения которого администрацией образовательной организации до настоящего времени так и не принято должных мер по устранению выявленных нарушений, призванных обеспечить безопасность учащихся и работников организации во время образовательного процесса, их охрану от возможных посягательств со стороны третьих лиц.

В данном случае прокурор обращается с исковыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц, в целях предупреждения нарушения прав как лиц, обучающихся и работающих в указанной школе, так и лиц, которые могут поступить на обучение или посетить данное образовательное учреждение.

В судебном заседании помощник прокурора г. Красный Сулин Савенков В.Ю. представил уточнение искового заявления в части срока исполнения решения суда – 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Представитель истца поддержал иск по основаниям, указанным в нем, просил удовлетворить.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей МБОУ СОШ № 6, Управления образования Красносулинского района, извещенных о времени и месте судебного заседания, представивших возражения. в которых просили в иске отказать, поскольку образовательным учреждением приняты и дополнительно принимаются меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности. Нормативные акты, предусматривающие обязанность образовательной организации заключить с органами внутренних дел (вневедомственной охраной) оговор на оказание услуг по передаче тревожных сообщений отсутствуют. Муниципальные образовательные учреждения в соответствии с действующим законодательством обязательной охране полицией не подлежат Свод правил СП 118.133330. 2012 «Общественные здания и сооружения» распространяется только на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых зданий.

По мнению ответчиков, п.6.48 СП 118.133330. 2012 предусматривает лишь передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Представитель третьего лица ФГКУ «УВО ВНГ России по Ростовской области» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему

Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Красный Сулин проведена проверка в МБОУ СОШ № 6 по соблюдению законодательства в сфере противодействия терроризму.

Согласно ст. 3 ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Статьей 5 ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно пункту "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 2 ч 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Пунктом 2 ч. 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п.8 ч.1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно Приказу Федерального Агентства по образованию №2013 от 11.11.2009г. «О мерах по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь – учреждений с постоянным пребыванием детей) современным техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников), контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения, а также первичными средствами пожаротушения, индивидуальными средствами защиты органов дыхания фильтрующего действия для эвакуации людей при пожаре, сертифицированными в области пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 13 ст. 30 ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 года N 635/10 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".

Разработка и актуализация единого нормативного документа (свод правил) направлена на обеспечение требований ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Согласно ГОСТ 31817.1.1-2012 под системой тревожной сигнализации понимается электрическая установка, предназначенная для обнаружения и сигнализации о наличии опасности. Под состоянием тревоги понимается состояние системы тревожной сигнализации или ее части, являющееся результатом реагирования системы на наличие опасности, при котором она выдает извещение о тревоге посредством СПИ (система передачи извещений, составная часть системы охранной или охранно-пожарной сигнализации, состоящая из совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованной охраны извещений о тревоге на охраняемых объектах, служебных и контрольно-диагностических извещений и, при наличии, обратного канала для передачи и приема команд управления и сообщений оператора пункта централизованной охраны) на ПЦО (удаленный центр приема извещений, (предназначенный для централизованной охраны ряда рассредоточенных объектов с помощью пульта централизованного наблюдения (ПЦН) и обеспечивающий оперативный выезд групп задержания на охраняемый объект при поступлении на него сообщений о срабатывании сигнализации).

Проанализировав указанные выше нормы, суд приходит к выводу, что они содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений в области антитеррористической защищенности данных объектов. При этом деятельность государства направлена на выработку правовых норм, единообразно регулирующих данную группу правоотношений (унификации).

Доводы ответчиков о распространении приведенных выше требований об установлении канала передачи тревожных сообщений только на проектирование новых, реконструируемых или капитально ремонтируемых зданий образовательных учреждений, как на основание освобождения данных учреждений от выполнения законодательно установленных требований к антитеррористической защищенности суд отклоняет в виду следующего. Требования настоящего свода правил также распространяется на помещения общественного назначения, встраиваемые жилые здания и в другие объекты, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям к общественным зданиям (далее- общественные здания). Перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил приведен в приложении В. В частности, в п.1.1.2 указаны общеобразовательные организации. Таким образом, отсутствие реконструкции или капитального ремонта здания образовательного учреждения не свидетельствуют об отсутствии необходимости приведения здания данного образовательного учреждения в соответствии с современными требованиями к организации безопасного образовательного процесса.

Проверкой, проведенной прокуратурой г. Красный Сулин установлено отсутствие в МБОУ СОШ № 6 в нарушение приведенного пункта Свода правил, канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

28.01.2019г. МБОУ СОШ № 6 и ООО Частная Охранная Организация «<данные изъяты>» заключен договор № 64 об оказании услуг по охране объекта посредством тревожной сигнализации – средства экстренного вызова тревожной группы, установленной в помещении школы по адресу: г. ФИО1, <адрес>, с подключением на пульт централизованной охраны (ПЦО) и по обеспечению передачи тревожных сигналов на пульт централизованного наблюдения «112» единой дежурно-диспетчерской службы.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации" Правительством Российской Федерации утверждено Положение о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".

Система-112 предназначена для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (п.2.1 Положением о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"). Основными целями создания системы-112 в Российской Федерации являются: организация вызова экстренных оперативных служб по принципу "одного окна"; организация комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях).

Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 21.11.2011г. № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано завершить до 2017 года работы по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", в том числе путем реализации целевых программ.

Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере вневедомственной охраны (пункт 1, подпункт "б" пункта 3).

Ссылка представителя школы на наличие договорных отношений с ООО ЧОО «<данные изъяты>» на оказание услуг по охране объекта посредством тревожной сигнализации – средства экстренного вызова тревожной группы, то есть на то, что принят весь комплекс мер, направленный на достижение безопасности и антитеррористической защищенности учреждения, не свидетельствует о соблюдении ответчиком требований законодательства. Предпринятые меры не влекут освобождения ответчика от выполнения иных требований к безопасности образовательного учреждения. Пунктом 6.48 Свода правил предусматривается, что канал передачи сообщений должен устанавливаться с подразделениями вневедомственной охраны полиции или с центром "Службы 112", тогда как принятые меры безопасности в учреждении обеспечиваются частной охранной организацией. Отсутствие канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников учреждения и других лиц.

По данному факту городской прокуратурой 29.05.2019 в адрес директора МБОУ СОШ № 6 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере противодействия терроризму, в ходе рассмотрения которого администрацией образовательной организации до настоящего времени так и не принято должных мер по устранению выявленных нарушений, призванных обеспечить безопасность учащихся и работников организации во время образовательного процесса, их охрану от возможных посягательств со стороны третьих лиц.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Прокурора г. Красный Сулин об обязании МБОУ СОШ № 6 принять меры по созданию безопасных условий обучения, а именно оборудовать здание МБОУ СОШ № 6 на первом этаже каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Управление образования Красносулинского района является юридическим лицом (п.1.1 Положения об Управлении образования Красносулинского района).

Пунктом 1.3 Положения закреплено, что Управление образования является главным распорядителем средств бюджета Красносулинского района, выделяемых на финансовое обеспечение деятельности подведомственных управлению образования муниципальным бюджетным образовательным учреждениям Красносулинского района…, муниципальным бюджетным учреждениям Красносулинского района …на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий подведомственными управлению образования муниципальными бюджетными образовательными учреждениями, муниципальными бюджетными учреждениями, а также средств, выделяемых на целевые программы и мероприятия в области образования.

Управление образования выполняет функции учредителя в отношении подведомственных ему муниципальных образовательных учреждений. Муниципальных бюджетных учреждений района.

Согласно абз.5 п.2.2 Положения, к полномочиям Управления образования отнесено осуществление планирования финансовой обеспеченности и финансирования муниципальных бюджетных образовательных учреждений, муниципальных бюджетных учреждений, целевых и программных мероприятий в области образования

В соответствии с п.2.13 Положения Управление образования участвует в реализации комплекса мер, предусматривающих организацию в сфере образования эффективного противодействия терроризму и экстремизму, пропаганде их идей, распространению материалов и информации, призывающих к осуществлению террористической или экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

В силу п.2.18 Положения Управление образования Красносулинского района на правах учредителя:

- регулирует в пределах своих полномочий вопросы распоряжения муниципальным имуществом;

- контролирует сохранность и эффективное использование, закрепленной за муниципальным бюджетным образовательным учреждением собственностью

- рассматривает и утверждает планы программ финансово-хозяйственной деятельности подведомственных муниципальных бюджетных образовательных учреждений…

Учитывая изложенное, требования прокурора г. Красный Сулин об обязании Управления образования Красносулинского района осуществить финансирование МБОУ СОШ № 6 по выполнению работ по оборудованию первого этажа здания МБОУ СОШ № 6 каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112», подлежат удовлетворению.

Суд полагает возможным установить срок исполнения настоящего решения – шесть месяцев после вступления его в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора г. Красный Сулин Ростовской области удовлетворить.

Обязать МБОУ СОШ № 6 принять меры по созданию безопасных условий обучения, а именно оборудовать здание МБОУ СОШ № 6 на первом этаже каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Управление образования Красносулинского района осуществить финансирование МБОУ СОШ № 6 по выполнению работ по оборудованию первого этажа здания МБОУ СОШ № 6 каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Красносулинский райсуд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.В. Галаганова

Решение в окончательной форме принято 11.10.2019г.

2-1181/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Красносулинский городской прокурор
Ответчики
Управления образования Красносулинского района
МБОУ СОШ № 6
Другие
ОВО по г. Гуково и Красносулинскому району филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Ростовской области"
Суд
Красносулинский районный суд Ростовской области
Судья
Галаганова Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
krasnosulinsky.ros.sudrf.ru
02.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.09.2019Передача материалов судье
05.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2019Подготовка дела (собеседование)
19.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2019Судебное заседание
11.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.03.2020Передача материалов судье
17.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2020Подготовка дела (собеседование)
17.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2020Судебное заседание
17.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2020Дело оформлено
23.02.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее