Судья Хасанова М.М. дело № 33-6836/2016
учет № 22
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 апреля 2016 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Шакировой З.И.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Башкировой Т.П., Башкирова А.В. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 27 января 2016 года, которым отказано Башкировой Т.П., Башкирову А.В. в удовлетворении исковых требований к Исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны о признании нежилого помещения жилым, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии, признании права общей долевой собственности на жилое помещение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Башкировой Т.П., Башкирова А.В.- Махмутовой Л.Ф., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Башкирова Т.П., Башкиров А.В. обратились в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны о признании нежилого помещения жилым, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии, признании права общей долевой собственности на жилое помещение. В обоснование требований указали, что на основании ордера вселены в квартиру, расположенную по адресу: город Набережные Челны, <адрес>. Указанное помещение находится на первом этаже и к ней примыкает нежилое помещение в виде колясочной размером 9,9 кв. м. На основании согласия КМУП «Челныстройремонт» в 1994 году колясочная комната была присоединена к квартире. В течение длительного времени колясочная комната находится во владении и пользовании истцов, которые за нее оплачивают коммунальные платежи. На обращение истцов в Исполнительный комитет город Набережные Челны о переводе указанного помещения в жилое и заключении договора социального найма получен отказ. В связи с чем истцы просили признать комнату жилой, сохранить спорную квартиру в перепланированном состоянии и признать за истцами право общей долевой собственности на жилое помещение.
Истцы в суде первой инстанции иск поддержали.
Представитель Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны в суд не явился, в письменном отзыве иск не признал.
Третьи лица Башкиров А.А., представитель Набережночелнинского отдела Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в суд не явились.
Суд принял решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Башкирова Т.П., Башкиров А.В. просят об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом настаивают на своих доводах о наличии оснований для признания за ними права на приватизацию жилого помещения. Указывают, что в настоящее время имеется технический паспорт на трехкомнатную квартиру с учетом бывшей колясочной, с 1994 года истцы пользуются указанным помещением, исполняют обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг, исходя из общей площади квартиры с учетом колясочной.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 43 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
Частью 2 статьи 4 Жилищного кодекса РСФСР определялось, что в жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера.
Статьей 47 Жилищного кодекса РСФСР устанавливалось, что на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
На основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер, в письменной форме заключается договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда (статья 51 Жилищного кодекса РСФСР).
В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.Из части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом Российской Федерации случаев.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Судом установлено, что на основании ордера .... от 06 марта 1989 года Башкирова Т.П., Башкиров А.В. вселены в двухкомнатную квартиру <адрес> города Набережные Челны Республики Татарстан.
Спорное помещение <адрес> 1 площадью 9,9 кв. м, расположенное на 1 этаже 12 подъезда дома <адрес> города Набережные Челны, является нежилым - помещением колясочной.
КМУП «Челныстройремонт» в 2003 году согласовало закрепление данного помещения за Башкировой Т.П.
В соответствии со статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
В силу статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, признание помещения жилым помещением осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
Из письма Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны от 17 сентября 2015 года следует, что Исполком не полномочен согласовывать самовольное переустройство и перепланировку жилого и нежилого помещения.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
Принимая обжалуемое решение, суд исходил из того, что колясочная является общим помещением, предназначенным для обслуживания жильцов жилого многоквартирного дома. Доказательства того, что истцами получено согласие собственников помещений многоквартирного дома на изменение режима пользования общим имуществом, суду не представлены. При предоставлении Башкировой Т.П. помещения колясочной КМУП «Челныстройремонт» не имел полномочий по передаче гражданам помещений общего пользования. Доказательства того, что истцы в установленном законом порядке признавались нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и состоят на учёте в качестве нуждающихся, суду не представлены.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласна.
Перевод нежилого помещения в жилое в установленном порядке не осуществлялся, сам по себе факт проживания истцов в спорном помещении и произведенная перепланировка не свидетельствуют о том, что помещение является жилым и может быть предметом договора социального найма жилого помещения, а истцы правомочны требовать признания права собственности на него в порядке приватизации по основаниям, предусмотренным Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
При этом указание на наличие у спорного помещения признаков жилого в техническом паспорте не является доказательством завершения переустройства нежилых помещений для использования их в качестве жилых. Технический паспорт статус спорного помещения не определяет.
Проект перепланировки, выполненный обществом с ограниченной ответственностью «Проект Атриум», факт неиспользования Башкировыми Т.П., А.В. ранее права на приватизацию жилых помещений, доводы истцов о нуждаемости в предоставлении жилого помещения, правового значения для существа настоящего спора не имеют.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и закону не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы истцов судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 27 января 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Башкировой Т.П., Башкирова А.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи