17 марта 2020 года п. Залари
Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Барушко Е.П., единолично,
с участием представителя истца – помощника прокурора Заларинского района Зубаирова Д.Х.,
представителя ответчика - Администрации Заларинского муниципального образования Кубаревой М.А., действующей на основании доверенности от 03.02.2020,
представителя ответчика - Администрации Заларинского муниципального образования - Акимова Е.В., действующего на основании доверенности от 16.03.2020,
представителя ответчика - ООО «Сибтеплосервис», Клюевой Е.В., действующей на основании доверенности от 16.09.2019,
при секретаре судебного заседания Моховой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «Сибтеплосервис», Администрации Заларинского муниципального образования об обязании устранить нарушения законодательства,
установил:
В обоснование заявленных требований истец указал на то, Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «СибТеплоСервис» природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о водоотведении при эксплуатации канализационных очистных сооружений, расположенных в р.п. 3алари. Проверкой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № ООО «СибТеплоСервис» (ИНН 3814016950, ОГРН 1113814001982) осуществляет деятельность по эксплуатации канализационных очистных сооружений для очистки сточных вод, посредством принятия ЖБО от абонентов р.<адрес> и ассенизационного автотранспорта. Эксплуатация КОС осуществляется на основании концессионного соглашения № от 14.08.2018, заключенного с собственником очистных сооружений администрацией Заларинского муниципального образования. По информации Территориального отдела водных ресурсов Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 14.10.2019, по данным федерального статистического наблюдения по форме № 2-ТП (водхоз) за 2019 г. сброс сточных вод с очистных сооружений в р.п. Запари осуществляется в реку Залари. Река Залари является поверхностным водным объектом, находящимся в федеральной собственности в силу ст. 8 Водного кодекса РФ. В соответствии с п. 23 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 № 392/171-пп, Министерство является уполномоченным органом на принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование. Между тем, по заключению Управления Росприроднадзора по Иркутской области от 02.08.2019, по информации Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 22.07.2019 разрешительная документация на право пользования водным объектом - рекой Залари (решение о предоставлении водного объекта в пользование) ООО «Сибтеплосервис» в Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области не оформлялась. ООО «СибТеплоСервис» эксплуатирует КОС на основании концессионного соглашения № от 14.08.2018 (акт приема-передачи объекта соглашения от 14.08.18). Вместе с тем, согласно заключению Росприроднадзора от 02.08.2019, в нарушение вышеуказанных норм очистные сооружения п. Залари, расположенные на земельном участке с кадастровым номером №, не поставлены на государственный учет, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 №903 утверждены Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Поскольку КОС п.Залари не соответствует указанным критериям, данный объект подлежит региональному государственному экологическому надзору. В соответствии с пп.3 п.7 Положения о Службе по охране природы и озера Байкал Иркутской области, утв.Постановлением Правительства Иркутской области от 17.05.2012 №244-пп Служба в соответствии с возложенными на нее задачами в установленном порядке осуществляет ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору. В связи с изложенным, Служба по охране природы и озера Байкал Иркутской области в соответствии со ст.43 ГПК РФ привлекается к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Помимо этого, в силу ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В соответствии с требованиями ст.50 Федерального закона № 166-ФЗ от 20.12.2004 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Вышеуказанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и сред их обитания. На основании п. 3 указанных Правил, территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование осуществления хозяйственной деятельности на основании заявки и представленных документов, перечень которых определен в п. 5 Правил. Подпунктом «б» пункта 5 Правил предусмотрено, что при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности к заявке на согласование прилагается копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания. В соответствии с Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе: оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания; производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания; предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов; выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий отведения сточных вод), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций); определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия; проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий. На основании п.п. 2, 8.1.15 Положения об Ангаро-Байкальском территориальном управлении Росрыболовства, утвержденном приказом Росрыболовства от 16.09.2013 № 683, согласование деятельности, оказывающей влияние на водные биоресурсы, на территории Иркутской области осуществляет указанное управление. Вместе с тем, деятельность по сбросу сточных вод в р.Залари ООО «СибТеплоСервис» не согласовывалась, что подтверждается информацией Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства от 24.10.2019. Согласно протоколу лабораторных испытаний воды, р.Залари в месте сброса сточных вод с КОС р.п. Залари № от 29.07.2019, представленному ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области», количество термотолерантных колиформных бактерий составило 1200000 КОЕ/100 мл (при допустимых 100 КОЕ/100 мл), количество общих колиформных бактерий составило 1200000 КОЕ/100 мл (при допустимых 500 КОЕ/100 мл). Таким образом, в сточных водах зафиксировано значительное превышение микроорганизмов, что свидетельствует о незаконном сбросе вод, содержащих возбудителей инфекционных заболеваний. Кроме того, согласно заключению специалиста Управления Росприроднадзора по Иркутской области от 02.08.2019, на дату отбора проб сточных вод 24.07.2019 концентрация загрязняющих веществ в сточных водах, поступающих в р. Залари по выпуску от КОС ООО «СибТеплоСервис», превышает предельно допустимые концентрации, установленные приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» (далее - ПДК), по следующим загрязняющим веществам: взвешенным веществам - в 3,4 - 7,7 раза; аммонийный ион - в 294 - 300 раз; фосфат-ион - 42,6 - 49,2 раза; АПАВ — 96 - 100 раз; нефтепродукты - 142 - 154 раза; БПК5 - 136-140 раз; железо общее - 3,2 - 3,6 раза. Концентрация загрязняющих веществ в контрольном створе р. Залари (500 м ниже выпуска от КОС ООО «СибТеплоСервис») превышает фоновое значение (500 м выше выпуска от КОС ООО «СибТеплоСервис») по следующим загрязняющим веществам: нитрит-ион в 2,5 раза; взвешенные вещества в 1,9 раза; аммоний-ион в 3,4 раза; сульфат-ион - 1,5 раза; хлорид-ион - 1,7 раза; фосфат-ион - 3,3 раза; АПАВ - 1,5 раза; нефтепродукты - 2,1 раза; БПК5 - в 2,8 раза. Таким образом, по заключению специалиста Управления Росприроднадзора по Иркутской области на дату отбора проб установлено негативное воздействие сточных вод, поступающих от КОС ООО «СИБТеплоСервис» на водный объект (р. Залари), а также превышение ПДК, Остановленных для водных объектов рыбохозяйственного значения. Также специалистом Росприроднадзора в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие рушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87, осуществлен расчет исчисленного размера вреда, причиненного водному объекту р. Залари, который составил 39 340 тыс. руб. Изложенное свидетельствует о некачественной очистке сточных вод, влекущей загрязнение водного объекта. На момент проведения выездного проверочного мероприятия 24.07.2019, в водоохранной зоне реки Залари на земельном участке с кадастровым номером 38:04:010126:24 вблизи приемной камеры очистных сооружений произошел порыв канализационной трубы, на почвенном покрове установлены следы разлива канализационных сточных вод. Таким образом, ООО «СибТеплоСервис» допущено нарушение требований п. 2 ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществлена порча земель в результате сброса неочищенных сточных вод на незащищенный почвенный покров на территории земельного участка с кадастровым номером 38:04:010126:24. В ходе осмотра указанного земельного участка, проведенного с привлечением сотрудников экспертной организации Ангарского отдела лабораторного анализа и технических измерений Испытательного центра филиала «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г. Иркутск в целях выявления возможного негативного воздействия неочищенных сточных вод на почву выполнен отбор проб почв. По результатам исследования отобранных почв в месте излива сточных вод из порыва в канализационной трубе установлено превышение концентраций загрязняющих веществ над фоновыми показателями по определяемым ингредиентам (глубина отбора (0 - 0,20 м): АПАВ в 13,5 раз, азот нитритов в 1,3 раза, азот нитратов в 7,9 раза, сульфаты в 2,7 раза, хлориды в 3,2 раза, аммоний обменный в 5,8 раза, фосфат-ион в 1,3 раза. В соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды Российской Федерации от 08.07.2010 № 238, расчет исчисленного размера вреда, причиненного почвам в результате загрязнения почв, составил 12 150 руб. Таким образом, ни собственником объекта - администрацией Заларинского муниципального образования, ни эксплуатирующей организацией не приняты меры, обеспечивающие соответствующую требованиям закона санитарную очистку, обезвреживание, очистку до установленных приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 нормативов сточных вод, сбрасываемых в р. Залари с очистных сооружений п. Залари. Незаконный сброс неочищенных сточных вод в р. Залари, являющуюся водным объектом рыбохозяйственного значения, создает угрозу причинения вреда водным биологическим ресурсам, обитающим в его акватории, а также возникновения и распространения инфекционных заболеваний людей и животных. Указанными действиями (бездействием) нарушается закрепленное ст. 42 Конституции РФ право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду. Кроме того, указанные нарушения посягают на установленный государством порядок использования водных объектов и их охраны, а также сохранность водного объекта федеральной собственности, что свидетельствует о нарушении интересов Российской Федерации. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 26 Водного Кодекса РФ, Российской Федерацией органам государственной власти субъектов переданы следующие полномочия: 1) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса; 2) осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; 3) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Постановлением правительства Иркутской области от 29.12.2009 года № 392/171-пп, вышеуказанные полномочия закреплены за Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области. Неполучение ООО «Сибтеплосервис» решения о предоставлении водного объекта в пользование препятствует надлежащей реализации Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области переданных полномочий собственника водного объекта (Российской Федерации) по распоряжению водным объектом, осуществлению мер по его охране. В связи с изложенным, иск подается прокурором в защиту интересов собственника водного объекта - Российской Федерации в лице Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области. На основании вышеизложенного и с учетом изменения в ходе судебного разбирательства исковых требований истец просил:
1. Обязать ООО «СибТеплоСервис» (ИНН 3814016950, ОГРН 1113814001982) подать заявление с приложением необходимых документов в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области для получения решения о предоставлении водного объекта (р. Залари) в пользование в целях сброса сточных вод в течение 6 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.
2. Обязать ООО «СибТеплоСервис» (ИНН 3814016950, ОГРН 1113814001982) в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда подать в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории заявку о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное влияние на окружающую среду, - канализационных очистных сооружений п. Залари, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, оформленную в соответствии с требованиями, предусмотренными Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.
3. Обязать ООО «СибТеплоСервис» (ИНН 3814016950, ОГРН 1113814001982) подать заявку с приложением необходимых документов в Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству для согласования деятельности по сбросу сточных вод с очистных сооружений п. Залари в р. Залари в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
4. Обязать ООО «СибТеплоСервис» (ИНН 3814016950, ОГРН 1113814001982) обеспечить санитарную очистку, обезвреживание, очистку до установленных нормативов сточных вод, сбрасываемых в р. Залари с очистных сооружений п. Залари в течение 18 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
5. Взыскать с ООО «СибТеплоСервис» (ИНН 3814016950, ОГРН 1113814001982) ущерб, причиненный водному объекту (<адрес>), в размере 39340 руб. в бюджет муниципального образования «<адрес>».
6. Взыскать с ООО «СибТеплоСервис» (ИНН 3814016950, ОГРН 1113814001982) ущерб, причиненный почвам, в размере 12150 руб. в бюджет муниципального образования «<адрес>».
7. Обязать администрацию Заларинского муниципального образования (ИНН: 3814009865, ОГРН: 1053814023383) организовать водоотведение на территории Заларинского муниципального образования в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, в том числе, очистку сточных вод на очистных сооружениях п. Залари до установленных нормативов, в течение 18 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
В судебное заседание представитель истца Зубаиров Д.Х. поддержал требования, изложенные в исковом заявлении в полном объеме, с учетом их изменения. Дополнительно пояснил, что настаивает на указанном в исковом заявлении сроке устранения нарушений законодательства, при этом в случае наличия объективных причин, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в установленные сроки, не исключается возможность предоставления отсрочки исполнения судебного решения. Документы, представленные суду, о постановке объекта на государственный учет, просил не принимать во внимание, поскольку местонахождение поставленного на учет объекта не совпадает с объектом, в отношении которого заявлены исковые требования.
Представители ответчика Администрации Заларинского муниципального образования Кубарева М.А. и Акимов Е.В., возражений против удовлетворения иска не высказали, согласившись с законностью предъявленных прокурором требований, при этом указали на невозможность исполнения судебного решения в обозначенные в иске сроки -18 месяцев, просили предоставить белее реальный срок для устранения недостатков - 3 года.
Представитель ответчика ООО «Сибтеплосервис» Клюева Е.В., исковые требования признала частично, пояснив, что одно из заявленных требований - обязать подать в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории заявку о постановке на государственный учет КОС, на данный момент уже выполнено, что подтверждает представленное свидетельство.
Представители третьих лиц - Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Службы по охране природы и озера Байкал иркутской области, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомили и не ходатайствовали об отложении слушания дела.
Представитель третьего лица - Администрации МО «Заларинский район», в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом, определено, с согласия сторон, о рассмотрении дела по существу, в отсутствие представителе третьих лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «Сибтеплосервис», Администрации Заларинского муниципального образования об обязании устранить нарушения законодательства, исходя из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).
В силу п.1 ст.44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований предусмотренных Водным кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно п.2 ч.3 ст.11 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, в целях сброса сточных вод, приобретается на оснований решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В силу ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с требованиями ст. 50 Федерального закона № 166-ФЗ от 20.12.2004 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 №384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и сред их обитания.
На основании п.3 указанных Правил, территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование осуществления хозяйственной деятельности на основании заявки и представленных документов, перечень которых определен в п. 5 Правил.
Подпунктом «б» пункта 5 Правил предусмотрено, что при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности к заявке на согласование прилагается копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
В соответствии с Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе: оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания; производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания; предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов; выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий отведения сточных вод), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций); определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия; проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
В соответствии с п. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В силу ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого вредного воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
В силу п. 4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 мл менее или равным 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/ЮО мл менее или равным 500 и числа колифагов БОЕ/100 мл менее или равным 100.
Река Залари является поверхностным водным объектом, находящимся в федеральной собственности в силу ст. 8 Водного кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 38:04:010126:24 ООО «СибТеплоСервис» (ИНН 3814016950, ОГРН 1113814001982) осуществляет деятельность по эксплуатации канализационных очистных сооружений (КОС) для очистки сточных вод, посредством принятия ЖБО от абонентов р.п. Залари и ассенизационного автотранспорта, на основании концессионного соглашения № от 14.08.2018 и акта приема-передачи объекта соглашения от 14.08.18 года, заключенного с собственником очистных сооружений - Администрацией Заларинского муниципального образования.
Согласно информации Территориального отдела водных ресурсов Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ, по данным федерального статистического наблюдения по форме №2-ТП (водхоз) за 2019 г. сброс сточных вод с очистных сооружений в р.п. Запари осуществляется в реку Залари.
Вместе с тем, согласно заключению Росприроднадзора от 02.08.2019 года в нарушение вышеуказанных норм очистные сооружения п. Залари, расположенные на земельном участке с кадастровым номером №, не поставлены на государственный учет, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно информации Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства от 24.10.2019 года, деятельность по сбросу сточных вод в р. Залари ООО «СибТеплоСервис» также не согласовывалась.
При этом, согласно протоколу лабораторных испытаний воды, р. Залари в месте сброса сточных вод с КОС р.п. Залари № от 29.07.2019, представленному ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области», количество термотолерантных колиформных бактерий составило 1200000 КОЕ/100 мл (при допустимых 100 КОЕ/100 мл), количество общих колиформных бактерий составило 1200000 КОЕ/100 мл (при допустимых 500 КОЕ/100 мл).
Согласно заключению специалиста Управления Росприроднадзора по Иркутской области от 02.08.2019, на дату отбора проб сточных вод 24.07.2019 концентрация загрязняющих веществ в сточных водах, поступающих в р. Залари по выпуску от КОС ООО «СибТеплоСервис», превышает предельно допустимые концентрации, установленные приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» (далее - ПДК), по следующим загрязняющим веществам: взвешенным веществам - в 3,4 - 7,7 раза; аммонийный ион - в 294 - 300 раз; фосфат-ион - 42,6 - 49,2 раза; АПАВ — 96 - 100 раз; нефтепродукты - 142 - 154 раза; БПК5 - 136-140 раз; железо общее - 3,2 - 3,6 раза. Концентрация загрязняющих веществ в контрольном створе р. Залари (500 м ниже выпуска от КОС ООО «СибТеплоСервис») превышает фоновое значение (500 м выше выпуска от КОС ООО «СибТеплоСервис») по следующим загрязняющим веществам: нитрит-ион в 2,5 раза; взвешенные вещества в 1,9 раза; аммоний-ион в 3,4 раза; сульфат-ион - 1,5 раза; хлорид-ион - 1,7 раза; фосфат-ион - 3,3 раза; АПАВ - 1,5 раза; нефтепродукты - 2,1 раза; БПК5 - в 2,8 раза.
Таким образом, в сточных водах зафиксировано значительное превышение микроорганизмов, что свидетельствует о нарушении ответчиком ООО «СибТеплоСервис» вышеуказанных требований действующего законодательства.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, в связи с чем возложение на ООО «СибТеплоСервис» заявленных в иске обязанностей подать заявление в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области для получения решения о предоставлении водного объекта (р. Залари) в пользование в целях сброса сточных вод, подать в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории заявку о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное влияние на окружающую среду, - канализационных очистных сооружений п. Залари, подать заявку с приложением необходимых документов в Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству для согласования деятельности по сбросу сточных вод с очистных сооружений п. Залари в р. Залари, обеспечить санитарную очистку, обезвреживание, очистку до установленных нормативов сточных вод, сбрасываемых в р. Залари с очистных сооружений п. Залари, является обоснованным.
При этом, руководствуясь положениями ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которым установлен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым к вопросам местного значения Заларинского муниципального образования относится организация в границах поселения водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, суд находит обоснованным также требования истца, заявленные к Администрации Заларинского муниципального образовании, как собственнику канализационных очистных сооружений п. Залари.
В ходе судебного заседания ответчиками доводы истца не оспаривались, доказательств того, что ответчиками приняты меры, направленные на устранение выявленных нарушений, суду не представлено.
При этом суд соглашается с доводами представителя истца о том, что представленное ответчиком ООО «СибТеплоСервис» свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не подтверждает исполнение на момент рассмотрения дела соответствующего требования истца, поскольку суду не представлены доказательства, подтверждающие, что указанный в свидетельстве объект – «Производственная территория канализационных очистных сооружений рп.Залари», расположенный по адресу: <адрес>», и указанный в иске объект – «канализационные очистные сооружения п.Залари, расположенные на земельном участке с кадастровым номером №», которые, согласно Публичной кадастровой карте России находятся на земельном участке по адресу: <адрес>, являются одним и тем же объектом.
Также, учитывая, что выявленные в результате прокурорской проверки нарушения допущены в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, значительность допущенных нарушений, суд полагает целесообразным согласиться с мнением истца и определить сроки для устранения выявленных нарушений, обозначенные в исковых требованиях, которые полагает разумным и достаточным для принятия соответствующих мер ответчиками.
В силу ч. 1 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
В соответствии с требованиями ч. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
В связи с вышеизложенным, ООО «СибТеплоСервис» допущено нарушение требований п. 2 ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществлена порча земель в результате сброса неочищенных сточных вод на незащищенный почвенный покров на территории земельного участка с кадастровым номером №
Размер причиненного водному объекту действиями ООО «СибТеплоСервис» ущерба ответчиком не оспорен и исчислен в соответствии с действующей Методикой, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 №87.
Размер причиненного почвам действиями ООО «СибТеплоСервис» ущерба ответчиком не оспорен и также исчислен в соответствии с действующей Методикой, утвержденной приказом Минпсельхоза России от 08.07.2010 №238.
Учитывая, что доказательств соблюдения требований закона, опровергающих доводы истца, ответчиками суду не представлено, руководствуясь положениями ст.12 ГПК РФ, согласно которым правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и ст.56 ГПК РФ, согласно которым каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, в силу чего суд при вынесении решения исходит из доказательств, представленных сторонами, суд полагает необходимым требования прокурора по настоящему делу удовлетворить в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «Сибтеплосервис», Администрации Заларинского муниципального образования об обязании устранить нарушения законодательства, удовлетворить.
1.Обязать ООО «СибТеплоСервис» (ИНН 3814016950, ОГРН 1113814001982) подать заявление с приложением необходимых документов в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области для получения решения о предоставлении водного объекта (р. Залари) в пользование в целях сброса сточных вод в течение 6 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.
2.Обязать ООО «СибТеплоСервис» (ИНН 3814016950, ОГРН 1113814001982) в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда подать в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории заявку о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное влияние на окружающую среду, - канализационных очистных сооружений п. Залари, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, оформленную в соответствии с требованиями, предусмотренными Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.
3.Обязать ООО «СибТеплоСервис» (ИНН 3814016950, ОГРН 1113814001982) подать заявку с приложением необходимых документов в Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству для согласования деятельности по сбросу сточных вод с очистных сооружений п. Залари в р. Залари в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
4.Обязать ООО «СибТеплоСервис» (ИНН 3814016950, ОГРН 1113814001982) обеспечить санитарную очистку, обезвреживание, очистку до установленных нормативов сточных вод, сбрасываемых в р. Залари с очистных сооружений п. Залари в течение 18 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
5.Взыскать с ООО «СибТеплоСервис» (ИНН 3814016950, ОГРН 1113814001982) ущерб, причиненный водному объекту (р. Залари), в размере 39340 руб. в бюджет муниципального образования «Заларинский район».
6.Взыскать с ООО «СибТеплоСервис» (ИНН 3814016950, ОГРН 1113814001982) ущерб, причиненный почвам, в размере 12150 руб. в бюджет муниципального образования «Заларинский район».
7.Обязать администрацию Заларинского муниципального образования (ИНН: 3814009865, ОГРН: 1053814023383) организовать водоотведение на территории Заларинского муниципального образования в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, в том числе, очистку сточных вод на очистных сооружениях п. Залари до установленных нормативов, в течение 18 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.
Судья Е.П. Барушко