Дело № 2-678/2020
44RS0001-01-2019-005773-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2020 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Царёвой Т.С., при секретаре М, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Румянцева А.В. к Управлению МВД России по Костромской области о перерасчете выслуги лет в льготном исчислении,
установил:
Румянцев А.В. обратился в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что проходил службу в УМВД России по Костромской области на различных должностях с <дата> по <дата>. Уволен по выслуге лет <дата>. На момент увольнения выслуга лет в календарном исчислении рассчитана ответчиком как 20 лет 09 месяцев 28 дней, в льготном – 21 год 06 месяцев 05 дней. В расчет выслуги лет в льготном исчислении как один месяц за три месяца не включен период воинской службы с <дата> по <дата>. В данный период он (истец) участвовал в боевых действиях на территории Южная Осетия в составе миротворческих сил, о чем имеется запись в военном билете и соответствующая справка, а также архивная справка. По мнению истца, на основании приказ Министра обороны РФ от <дата> №, постановления Правительства РФ от <дата> №, приложения № к указанному приказу, в соответствии с которым военнослужащим, выполняющим в соответствии с ранее принятыми решениями задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, в Приднестровском регионе Республики Молдова, в <адрес> и в <адрес>, а также военнослужащим, выполняющим указанные задачи на территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца, период с <дата> по <дата> подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии, как один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца. Истец просил суд обязать ответчика произвести перерасчет выслуги лет в льготном исчислении, включив в льготное исчисление период участия в боевых действиях на территории <адрес> в составе миротворческих сил с <дата> по <дата> из расчета один месяц службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте за три месяца службы; сделать записи в соответствующих документах о перерасчете выслуги лет; на основании перерасчета выслуги лет пересчитать размер пенсии по выслуге лет и назначить пенсию по выслуге лет в установленном законом порядке с момента увольнения из органов внутренних дел РФ.
В судебном заседании истец Румянцев А.В. не участвовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил представителя.
Представитель истца по доверенности Дмитриев Д.В. требования истца поддержал в полном объеме, считал их обоснованными и подлежащими удовлетворению. Считал, что факт выполнения истцом как военнослужащим в период прохождения военной службы возложенных задач непосредственно в условиях вооруженного конфликта подтверждается записями в военном билете, справкам, удостоверением, в связи с чем указал, что Румянцев А.В. имеет право на предоставление льгот и компенсаций, установленных Законом РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» в части льготного исчисления выслуги лет с <дата> по <дата> из расчета один месяц службы за три месяца.
Представитель ответчика по доверенности Иванова Н.Л. исковые требования не признала, указав, что истцом не доказан факт участия в боевых действиях в спорный период, не представлены выписки из приказов командира войсковой части об участии в боевых действиях, требуемые в силу п. 2 постановления Правительства РФ от <дата> №, п. 2 приказа Минобороны РФ от <дата> №. Заявила о пропуске истцом трехмесячного срока исковой давности для обращения в суд с указанным иском о защите трудовых прав.
Представитель третьего лица МО МВД России «Галичский» Костин Д.С. в судебное заседание <дата> не явился, направил письменный отзыв, в котором считал исковые требования Румянцева А.В. не подлежащими удовлетворению по основаниям подобно изложенным в отзыве. Полагал, что истцом не предоставлено нормативных правовых актов о том, что в период нахождения истца на территории Республики Южная Осетия с <дата> по <дата> данная территория был признан зоной вооруженного конфликта и (или) на ней было введено чрезвычайное положение. Ссылку истца в исковом заявлении на приказ Минобороны РФ от <дата> № «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющими задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» считал несостоятельной, поскольку на момент нахождения истца на территории Южной Осетии, данный приказ утратил силу и не мог регулировать порядок предоставления указных гарантий и компенсаций. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Румянцев А.В. в период <дата> по <дата> проходил военную службу по призыву в в/ч №, в/ч №, а с <дата> по <дата> - службу по контракту в в/ч 43162, в/ч 82116.
С <дата> по <дата> истец проходил службу в органах внутренних дел.
Приказом начальника УМВД России по <адрес> от <дата> № № Румянцев А.В. уволен <дата> по п. 4 ч. 2 ст. 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Как следует из приказа выслуга лет Румянцева А.В. в календарном исчислении составляет 20 лет 09 месяцев 28 дней, в льготном исчислении 21 год 06 месяцев 05дней (л.д. 9).
Румянцев А.В. в 2018 году обращался в УМВД России по <адрес> о перерасчете выслуги лет в льготном исчислении за период военной службы на территории Южная Осетия с <дата> по <дата>.. На его обращение УМВД дан ответ от <дата> №, в котором со ссылкой на п. 2 постановления Правительства РФ от <дата> № «О порядке установления факта выполнения военнослужащим и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» указано, что предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительны гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством РФ). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляется приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп. Наличие таких приказов не установлено. Перерасчет выслуги не произведен. При этом, как следует из письма УМВД от <дата> № перед увольнением истца со службы в органах полиции сотрудниками кадрового подразделения проверялось воинское дело Румянцева А.В., направлялись запросы, в результате чего приказов, подтверждающих фактическое выполнение Румянцевым А.В. боевых задач, не обнаружено.
Отказ ответчика произвести подсчет спорного периода с <дата> по <дата> в льготном исчислении явился основанием для обращения Румянцева А.В. в суд с настоящим иском.
Довод представителя ответчика о том, что истцом пропущен трехмесячный срок для обращения с иском о защите трудовых прав, поскольку истец уволен из УМВД <дата>, судом отклоняется, так как данный спор относится спорам о пенсионном обеспечении и правильности расчета выслуги в целях назначения пенсии. На него не распространяется специальный срок обращения в суд, установленный для трудовых споров. Срок исковой давности истцом не пропущен.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон о пенсионном обеспечении), статья 1 которого распространяет его действие на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу).
Согласно статье 18 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье этого Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (части вторая и третья).
Порядок исчисления выслуги лет сотрудникам органов внутренних дел определен постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьям а Российской Федерации».
Военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях.
Согласно подп. «е» п. 3 указанного постановления в выслугу лет засчитывается на льготных условиях один день службы за три дня время непосредственного участия в контртеррористической операции – на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлеклись для проведения контртерростической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
В силу статьи 2 Закона РФ от 21.01.1993 № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии предусмотрен льготный порядок расчета выслуги лет - один месяц военной службы за три месяца.
Согласно абз. 10 п. п. «б» п. 3 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях один месяц службы за три месяца - в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, в том числе членам Смешанной контрольной комиссии и экспертам, военным наблюдателям и лицам, направляющимся для руководства и обеспечения деятельности этих смешанных сил, - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 04.07.1992.
Пунктами 1, 2 и 4 приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 05.03.1993 № 123 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (утратил силу в связи с изданием приказа Министра обороны Российской Федерации от 16.05.1994 № 133) установлено, что военнослужащим, выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения предусмотрена выплата денежного довольствия в двойном размере, а также исчисление выслуги лет для назначения пенсии в льготном исчислении (один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения за три месяца) на основании приказов соответствующих командиров.
Правительством РФ определен порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 31.03.1994 № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством РФ).
При этом периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командира воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп (п. 2 постановления Правительства РФ от 31.03.1994 № 280).
Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 31.03.1994 № 280 (в редакции, до изменений внесенных постановлением Правительства от 25.02.2009 № 169) было предусмотрено, что военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, выполняющие в соответствии с ранее принятым решениями задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, находятся в зоне вооруженных конфликтов, в связи с чем предоставлять им соответствующие дополнительные гарантии и компенсации.
Постановлением Правительства от 25.02.2009 № 169 в п. 3 указанного выше постановления внесены изменения, а именно исключены слова «в зоне грузино-осетинского конфликта».
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
В разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющегося приложением к Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», указано (признанное на законодательном уровне) выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия лишь с 8 по 22 августа 2008 года.
Таким образом, выполнение боевых задач на территории Республики Южная Осетия в иной период законом не засчитывается.
Согласно абзацу 5 пункта 9 ранее действовавшего Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утвержденного приказом Минобороны РФ от 11.08.2012 № 2288 для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий, к обращению также необходимо приложить - для лиц выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Республики Южная Осетия, выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
Из законодательства, регламентирующего рассматриваемые правоотношения, следует, что само по себе нахождение военнослужащего в период прохождения военной службы на территории, где объявлено чрезвычайное положение, или отнесенной к зоне вооруженного конфликта, не означает фактического участия в выполнении соответствующих задач. Фактическое участие должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ. Предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций производится не всем сотрудникам, проходившим службу на данных территориях, а только тем из них, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к выполнению задач по нормализации конфликта и непосредственно выполняли определенные боевые задачи.
Тогда как истцом доказательств фактического участия в боевых действиях в период прохождения службы с <дата> по <дата> не представлено.
Записи в военном билете истца вышеуказанное обстоятельство не подтверждают.
Как следует из записи в разделе 17 военного билета Румянцев А.В. серии №, подписанной нш в/ч п/п №, с <дата> по <дата> истец принимал участие в боевых действиях на территории Республики Южная Осетия в составе ССПМ в/ч п/п № Истец ссылается на указанную запись, как подтверждающую его фактическое участие в боевых действиях. Вместе с тем, с учетом вышеприведенного нормативного регулирования, сама по себе указанная запись в военном билете не может являться основанием для удовлетворения иска. Ссылок на какие-либо приказы, являющиеся основанием для внесения данной записи, военный билет не содержит.
По аналогичным основаниям судом не может быть удовлетворено исковое заявление на основании справки командира в/ч п/п № от <дата>, в соответствии с которой Румянцев А.В. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № и от <дата> № выполнял специальные задачи в зоне вооруженного грузино-осетинского конфликта на территории Республики Южная Осетия с <дата> по <дата> (л.д. 11), а также на основании характеристики военнослужащего Румянцева А.В. (л.д. 10), копии удостоверения от <дата> №, в соответствии с которым истец проходил военную службу в составе смешанных сил по поддержанию мира и правопорядка в зоне вооруженного конфликт, и копии свидетельства от <дата> № (л.д. 8).
Кроме того, из указанных документов видно, что истец не принимал участие в боевых действиях на территории Республики Южная Осетия в период, прямо указанный в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющегося приложением к Федеральному закону от <дата> № 5-ФЗ «О ветеранах» (с 8 по <дата>).
В ходе судебного разбирательства судом выяснялся вопрос о том, имеются ли подтверждающие фактическое участие истца в боевых действиях документы, на основании которых произведена запись в военном билете, в связи с чем, в частности, из военного комиссариата <адрес> запрошено для обозрения личное дело военнослужащего Румянцева А.В.
В результате анализа содержания личного дела военнослужащего Румянцева А.В. установлено, что в деле имеются выписка из приказа командира в/ч п/п 82116 от <дата> № (<адрес>) о прибытии Румянцева А.В. <дата> в зону грузино-осетинского вооруженного конфликта и выписка из приказа из приказа командира в/ч п/п 82116 от <дата> № об убытии Румянцева А.В. <дата> из зоны грузино-осетинского вооруженного конфликта в пункт постоянной дислокации.
Документов, подтверждающих непосредственное участие истца в боевых действиях, личное дело военнослужащего не содержит.
Сведения о том, что Румянцеву А.В. присвоен статус ветерана боевых действий за период службы в Южной Осетии в материалах дела отсутствуют.
На стр. 5 послужного списка, находящегося в личном деле военнослужащего, имеется лишь запись начальника штаба в/ч № о том, что Румянцева А.В. проходил службу в зоне грузино-осетинского вооруженного конфликта с <дата> по <дата>.
Сведения о награждениях Румянцева А.В. за участие в боевых действиях и наградном материале отсутствуют. В служебной карточке имеется запись об объявлении благодарности «за добросовестное выполнение служебных обязанностей» (приказ кб <дата> №).
Согласно архивной справке ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ» от <дата> №, представленной по запросу суда, в архиве имеется приказ командира в/ч № (по строевой части) от <дата> № в соответствии с которым нижепоименованных военнослужащих, в том числе Румянцева А.В., полагать убывшими в командировку в Республику Южная Осетия для выполнения государственной задачи по поддержанию мира в этой Республике. В приказе командира в/ч п/п № (по строевой части) от <дата> № (<адрес>) полагать прибывшими из <адрес> ряд. «Румянцева А.С.» (так в приказе), поставить на котловое довольствие в столовую верхнего городка с <дата>. В раздаточных ведомостях на выдачу денежного довольствия военнослужащим войсковой части № <дата> гг. отложились раздаточные ведомости на выплату денежного довольствия миротворческому батальону (в/ч п/п №), в которых значится ст. навод., ряд. Румянцев А.В., начислено с <дата> по июнь <дата> г.: №». Книги учета личного состава в/ч п/п № за <дата>, приказы командира части с <дата> по июль 1999 года на хранение в ЦА МО не поступали. В перечне органов управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, принимавших участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне грузино-осетинского конфликта, в/ч п/п № значится с <дата> по <дата>. В соответствии с приказом командира в/ч № (по строевой части) от <дата> № военнослужащие мотострелкового батальона специального воинского контингента в/ч п/п № <адрес>, проходящие по контракту, в связи с окончанием исполнения специальных воинских обязанностей военной службы при участии в деятельности по поддержанию мира и безопасности в <адрес>, уволены в запас из ВС РФ, с <дата> исключены из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлены на воинский учет, с выдачей ВПД по Ф-1 до станции назначения, исключением с котлового довольствия с <дата>, в том числе рядовой Румянцев А.В., старший пулеметчик мотострелкового батальона.
Таким образом, Румянцев В.А. в период прохождения службы по контракту в в/ч 43162, приказом командира данной части от <дата> № направлялся в командировку в зону грузино – осетинского конфликта для выполнения государственной задачи по поддержанию мира в этом Республике, где находился в период с <дата> по <дата> в составе моттострелкового батальона специального воинского контингента в/ч 82116, с последующим возвратом в пункт постоянной дислокации своей части №.
Журналы боевых действий, документы ежедневного учета постановки боевых задач и анализа их Объединенной группировкой войск (сил) в <адрес>, не представлены.
Архивной справкой наличие приказов о выполнении военнослужащим Румянцевым В.А. задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в спорный период не подтверждается. Указанное в справке участие военнослужащего в выполнении специальных воинских обязанностей - миротворческих задач само по себе не означает фактического участия в выполнении соответствующих задач. Имеющиеся приказы командиров воинских частей не конкретизируют время и конкретные задачи, выполнявшиеся истцом в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте.
На основании изложенного исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Румянцева А.В. к Управлению МВД России по Костромской области о зачете в выслугу лет одного месяца службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте с <дата> по <дата> за три месяца службы, перерасчете размера пенсии оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Т.С. Царёва
Мотивированное решение изготовлено <дата>.