Решение по делу № 2-678/2020 от 25.11.2019

Дело № 2-678/2020

44RS0001-01-2019-005773-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 мая 2020 года                             г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Царёвой Т.С., при секретаре М, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Румянцева А.В. к Управлению МВД России по Костромской области о перерасчете выслуги лет в льготном исчислении,

установил:

Румянцев А.В. обратился в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что проходил службу в УМВД России по Костромской области на различных должностях с <дата> по <дата>. Уволен по выслуге лет <дата>. На момент увольнения выслуга лет в календарном исчислении рассчитана ответчиком как 20 лет 09 месяцев 28 дней, в льготном – 21 год 06 месяцев 05 дней. В расчет выслуги лет в льготном исчислении как один месяц за три месяца не включен период воинской службы с <дата> по <дата>. В данный период он (истец) участвовал в боевых действиях на территории Южная Осетия в составе миротворческих сил, о чем имеется запись в военном билете и соответствующая справка, а также архивная справка. По мнению истца, на основании приказ Министра обороны РФ от <дата> , постановления Правительства РФ от <дата> , приложения к указанному приказу, в соответствии с которым военнослужащим, выполняющим в соответствии с ранее принятыми решениями задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, в Приднестровском регионе Республики Молдова, в <адрес> и в <адрес>, а также военнослужащим, выполняющим указанные задачи на территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца, период с <дата> по <дата> подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии, как один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца. Истец просил суд обязать ответчика произвести перерасчет выслуги лет в льготном исчислении, включив в льготное исчисление период участия в боевых действиях на территории <адрес> в составе миротворческих сил с <дата> по <дата> из расчета один месяц службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте за три месяца службы; сделать записи в соответствующих документах о перерасчете выслуги лет; на основании перерасчета выслуги лет пересчитать размер пенсии по выслуге лет и назначить пенсию по выслуге лет в установленном законом порядке с момента увольнения из органов внутренних дел РФ.

В судебном заседании истец Румянцев А.В. не участвовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил представителя.

Представитель истца по доверенности Дмитриев Д.В. требования истца поддержал в полном объеме, считал их обоснованными и подлежащими удовлетворению. Считал, что факт выполнения истцом как военнослужащим в период прохождения военной службы возложенных задач непосредственно в условиях вооруженного конфликта подтверждается записями в военном билете, справкам, удостоверением, в связи с чем указал, что Румянцев А.В. имеет право на предоставление льгот и компенсаций, установленных Законом РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» в части льготного исчисления выслуги лет с <дата> по <дата> из расчета один месяц службы за три месяца.

Представитель ответчика по доверенности Иванова Н.Л. исковые требования не признала, указав, что истцом не доказан факт участия в боевых действиях в спорный период, не представлены выписки из приказов командира войсковой части об участии в боевых действиях, требуемые в силу п. 2 постановления Правительства РФ от <дата> , п. 2 приказа Минобороны РФ от <дата> . Заявила о пропуске истцом трехмесячного срока исковой давности для обращения в суд с указанным иском о защите трудовых прав.

Представитель третьего лица МО МВД России «Галичский» Костин Д.С. в судебное заседание <дата> не явился, направил письменный отзыв, в котором считал исковые требования Румянцева А.В. не подлежащими удовлетворению по основаниям подобно изложенным в отзыве. Полагал, что истцом не предоставлено нормативных правовых актов о том, что в период нахождения истца на территории Республики Южная Осетия с <дата> по <дата> данная территория был признан зоной вооруженного конфликта и (или) на ней было введено чрезвычайное положение. Ссылку истца в исковом заявлении на приказ Минобороны РФ от <дата> «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющими задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» считал несостоятельной, поскольку на момент нахождения истца на территории Южной Осетии, данный приказ утратил силу и не мог регулировать порядок предоставления указных гарантий и компенсаций. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Румянцев А.В. в период <дата> по <дата> проходил военную службу по призыву в в/ч , в/ч , а с <дата> по <дата> - службу по контракту в в/ч 43162, в/ч 82116.

С <дата> по <дата> истец проходил службу в органах внутренних дел.

Приказом начальника УМВД России по <адрес> от <дата> Румянцев А.В. уволен <дата> по п. 4 ч. 2 ст. 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Как следует из приказа выслуга лет Румянцева А.В. в календарном исчислении составляет 20 лет 09 месяцев 28 дней, в льготном исчислении 21 год 06 месяцев 05дней (л.д. 9).

Румянцев А.В. в 2018 году обращался в УМВД России по <адрес> о перерасчете выслуги лет в льготном исчислении за период военной службы на территории Южная Осетия с <дата> по <дата>.. На его обращение УМВД дан ответ от <дата> , в котором со ссылкой на п. 2 постановления Правительства РФ от <дата> «О порядке установления факта выполнения военнослужащим и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» указано, что предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительны гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством РФ). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляется приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп. Наличие таких приказов не установлено. Перерасчет выслуги не произведен. При этом, как следует из письма УМВД от <дата> перед увольнением истца со службы в органах полиции сотрудниками кадрового подразделения проверялось воинское дело Румянцева А.В., направлялись запросы, в результате чего приказов, подтверждающих фактическое выполнение Румянцевым А.В. боевых задач, не обнаружено.

Отказ ответчика произвести подсчет спорного периода с <дата> по <дата> в льготном исчислении явился основанием для обращения Румянцева А.В. в суд с настоящим иском.

Довод представителя ответчика о том, что истцом пропущен трехмесячный срок для обращения с иском о защите трудовых прав, поскольку истец уволен из УМВД <дата>, судом отклоняется, так как данный спор относится спорам о пенсионном обеспечении и правильности расчета выслуги в целях назначения пенсии. На него не распространяется специальный срок обращения в суд, установленный для трудовых споров. Срок исковой давности истцом не пропущен.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон о пенсионном обеспечении), статья 1 которого распространяет его действие на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу).

Согласно статье 18 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье этого Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (части вторая и третья).

Порядок исчисления выслуги лет сотрудникам органов внутренних дел определен постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьям а Российской Федерации».

Военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях.

Согласно подп. «е» п. 3 указанного постановления в выслугу лет засчитывается на льготных условиях один день службы за три дня время непосредственного участия в контртеррористической операции – на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлеклись для проведения контртерростической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

В силу статьи 2 Закона РФ от 21.01.1993 № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии предусмотрен льготный порядок расчета выслуги лет - один месяц военной службы за три месяца.

Согласно абз. 10 п. п. «б» п. 3 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях один месяц службы за три месяца - в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, в том числе членам Смешанной контрольной комиссии и экспертам, военным наблюдателям и лицам, направляющимся для руководства и обеспечения деятельности этих смешанных сил, - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 04.07.1992.

Пунктами 1, 2 и 4 приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 05.03.1993 № 123 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (утратил силу в связи с изданием приказа Министра обороны Российской Федерации от 16.05.1994 № 133) установлено, что военнослужащим, выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения предусмотрена выплата денежного довольствия в двойном размере, а также исчисление выслуги лет для назначения пенсии в льготном исчислении (один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения за три месяца) на основании приказов соответствующих командиров.

Правительством РФ определен порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 31.03.1994 № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством РФ).

При этом периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командира воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп (п. 2 постановления Правительства РФ от 31.03.1994 № 280).

Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 31.03.1994 № 280 (в редакции, до изменений внесенных постановлением Правительства от 25.02.2009 № 169) было предусмотрено, что военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, выполняющие в соответствии с ранее принятым решениями задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, находятся в зоне вооруженных конфликтов, в связи с чем предоставлять им соответствующие дополнительные гарантии и компенсации.

Постановлением Правительства от 25.02.2009 № 169 в п. 3 указанного выше постановления внесены изменения, а именно исключены слова «в зоне грузино-осетинского конфликта».

Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.

В разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющегося приложением к Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», указано (признанное на законодательном уровне) выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия лишь с 8 по 22 августа 2008 года.

Таким образом, выполнение боевых задач на территории Республики Южная Осетия в иной период законом не засчитывается.

Согласно абзацу 5 пункта 9 ранее действовавшего Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утвержденного приказом Минобороны РФ от 11.08.2012 № 2288 для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий, к обращению также необходимо приложить - для лиц выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Республики Южная Осетия, выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

Из законодательства, регламентирующего рассматриваемые правоотношения, следует, что само по себе нахождение военнослужащего в период прохождения военной службы на территории, где объявлено чрезвычайное положение, или отнесенной к зоне вооруженного конфликта, не означает фактического участия в выполнении соответствующих задач. Фактическое участие должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ. Предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций производится не всем сотрудникам, проходившим службу на данных территориях, а только тем из них, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к выполнению задач по нормализации конфликта и непосредственно выполняли определенные боевые задачи.

Тогда как истцом доказательств фактического участия в боевых действиях в период прохождения службы с <дата> по <дата> не представлено.

Записи в военном билете истца вышеуказанное обстоятельство не подтверждают.

Как следует из записи в разделе 17 военного билета Румянцев А.В. серии , подписанной нш в/ч п/п , с <дата> по <дата> истец принимал участие в боевых действиях на территории Республики Южная Осетия в составе ССПМ в/ч п/п Истец ссылается на указанную запись, как подтверждающую его фактическое участие в боевых действиях. Вместе с тем, с учетом вышеприведенного нормативного регулирования, сама по себе указанная запись в военном билете не может являться основанием для удовлетворения иска. Ссылок на какие-либо приказы, являющиеся основанием для внесения данной записи, военный билет не содержит.

По аналогичным основаниям судом не может быть удовлетворено исковое заявление на основании справки командира в/ч п/п от <дата>, в соответствии с которой Румянцев А.В. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> и от <дата> выполнял специальные задачи в зоне вооруженного грузино-осетинского конфликта на территории Республики Южная Осетия с <дата> по <дата> (л.д. 11), а также на основании характеристики военнослужащего Румянцева А.В. (л.д. 10), копии удостоверения от <дата> , в соответствии с которым истец проходил военную службу в составе смешанных сил по поддержанию мира и правопорядка в зоне вооруженного конфликт, и копии свидетельства от <дата> (л.д. 8).

Кроме того, из указанных документов видно, что истец не принимал участие в боевых действиях на территории Республики Южная Осетия в период, прямо указанный в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющегося приложением к Федеральному закону от <дата> № 5-ФЗ «О ветеранах» (с 8 по <дата>).

В ходе судебного разбирательства судом выяснялся вопрос о том, имеются ли подтверждающие фактическое участие истца в боевых действиях документы, на основании которых произведена запись в военном билете, в связи с чем, в частности, из военного комиссариата <адрес> запрошено для обозрения личное дело военнослужащего Румянцева А.В.

В результате анализа содержания личного дела военнослужащего Румянцева А.В. установлено, что в деле имеются выписка из приказа командира в/ч п/п 82116 от <дата> (<адрес>) о прибытии Румянцева А.В. <дата> в зону грузино-осетинского вооруженного конфликта и выписка из приказа из приказа командира в/ч п/п 82116 от <дата> об убытии Румянцева А.В. <дата> из зоны грузино-осетинского вооруженного конфликта в пункт постоянной дислокации.

Документов, подтверждающих непосредственное участие истца в боевых действиях, личное дело военнослужащего не содержит.

Сведения о том, что Румянцеву А.В. присвоен статус ветерана боевых действий за период службы в Южной Осетии в материалах дела отсутствуют.

На стр. 5 послужного списка, находящегося в личном деле военнослужащего, имеется лишь запись начальника штаба в/ч о том, что Румянцева А.В. проходил службу в зоне грузино-осетинского вооруженного конфликта с <дата> по <дата>.

Сведения о награждениях Румянцева А.В. за участие в боевых действиях и наградном материале отсутствуют. В служебной карточке имеется запись об объявлении благодарности «за добросовестное выполнение служебных обязанностей» (приказ кб <дата> ).

Согласно архивной справке ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ» от <дата> , представленной по запросу суда, в архиве имеется приказ командира в/ч (по строевой части) от <дата> в соответствии с которым нижепоименованных военнослужащих, в том числе Румянцева А.В., полагать убывшими в командировку в Республику Южная Осетия для выполнения государственной задачи по поддержанию мира в этой Республике. В приказе командира в/ч п/п (по строевой части) от <дата> (<адрес>) полагать прибывшими из <адрес> ряд. «Румянцева А.С.» (так в приказе), поставить на котловое довольствие в столовую верхнего городка с <дата>. В раздаточных ведомостях на выдачу денежного довольствия военнослужащим войсковой части <дата> гг. отложились раздаточные ведомости на выплату денежного довольствия миротворческому батальону (в/ч п/п ), в которых значится ст. навод., ряд. Румянцев А.В., начислено с <дата> по июнь <дата> г.: ». Книги учета личного состава в/ч п/п за <дата>, приказы командира части с <дата> по июль 1999 года на хранение в ЦА МО не поступали. В перечне органов управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, принимавших участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне грузино-осетинского конфликта, в/ч п/п значится с <дата> по <дата>. В соответствии с приказом командира в/ч (по строевой части) от <дата> военнослужащие мотострелкового батальона специального воинского контингента в/ч п/п <адрес>, проходящие по контракту, в связи с окончанием исполнения специальных воинских обязанностей военной службы при участии в деятельности по поддержанию мира и безопасности в <адрес>, уволены в запас из ВС РФ, с <дата> исключены из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлены на воинский учет, с выдачей ВПД по Ф-1 до станции назначения, исключением с котлового довольствия с <дата>, в том числе рядовой Румянцев А.В., старший пулеметчик мотострелкового батальона.

Таким образом, Румянцев В.А. в период прохождения службы по контракту в в/ч 43162, приказом командира данной части от <дата> направлялся в командировку в зону грузино – осетинского конфликта для выполнения государственной задачи по поддержанию мира в этом Республике, где находился в период с <дата> по <дата> в составе моттострелкового батальона специального воинского контингента в/ч 82116, с последующим возвратом в пункт постоянной дислокации своей части .

Журналы боевых действий, документы ежедневного учета постановки боевых задач и анализа их Объединенной группировкой войск (сил) в <адрес>, не представлены.

Архивной справкой наличие приказов о выполнении военнослужащим Румянцевым В.А. задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в спорный период не подтверждается. Указанное в справке участие военнослужащего в выполнении специальных воинских обязанностей - миротворческих задач само по себе не означает фактического участия в выполнении соответствующих задач. Имеющиеся приказы командиров воинских частей не конкретизируют время и конкретные задачи, выполнявшиеся истцом в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте.

На основании изложенного исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Румянцева А.В. к Управлению МВД России по Костромской области о зачете в выслугу лет одного месяца службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте с <дата> по <дата> за три месяца службы, перерасчете размера пенсии оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                      Т.С. Царёва

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

2-678/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Румянцев Андрей Владимирович
Ответчики
УМВД России по Костромской области
Другие
МО МВД России "Галичский"
Дмитриев Дмитрий Владимирович
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Царёва Татьяна Сергеевна 186
Дело на странице суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
26.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.11.2019Передача материалов судье
28.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2020Судебное заседание
04.02.2020Судебное заседание
26.05.2020Судебное заседание
26.05.2020Производство по делу возобновлено
20.04.2020Судебное заседание
01.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее