Дело № 2а-384/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2017 года г.Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сидорова А.А.,
при секретаре Павлюк Н.Н.,
с участием представителя административного истца Матюниной Е.В., заинтересованного лица Ситченко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») к Октябрьскому территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту о признании незаконным предписания от 28.06.2017 г. №280-Ю,
у с т а н о в и л:
Административный истец ОАО «РЖД» обратился в суд с иском к Октябрьскому территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту по тем основаниям, что 28.06.2017 г. заместителем начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту – заместителем главного государственного санитарного врача по Октябрьской железной дороге были рассмотрены материалы по акту внеплановой проверки от 28.06.2017 в отношении объекта ОАО «РЖД» - железнодорожного вокзала Беломорск Петрозаводского регионального участка Октябрьской дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» и вынесено предписание №280-Ю от 28.06.2017 г. об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации.
Согласно Предписанию, ОАО «РЖД» необходимо было обеспечить условия для пребывания и передвижения инвалидов на железнодорожном вокзале, а именно: предусмотреть наличие специальных кабин в общественных туалетах; передвижных подъемников для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагоны пассажирских поездов дальнего следования; предусмотреть оснащение отдельной кассы специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажира с кассиром. Также, ОАО «РЖД» необходимо обеспечить проведение ремонта 2-ой (островной) посадочной платформы по выравниванию поверхности платформы, с устранением дефектов покрытия (выбоины, трещины), с исключением возможности травматизма пассажиров.
Указанное предписание ОАО «РЖД» считает незаконным и необоснованным в по следующим основаниям:
административный ответчик неверно трактует нормы ч. 4 ст. 80.1 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ». Согласно указанной норме, услуга по обеспечению посадки пассажиров из числа инвалидов в вагон и высадки из него предоставляется работниками перевозчика. При посадке пассажиров из числа инвалидов с низкой платформы в вагон, не оборудованный подъемным механизмом, при отсутствии подъемной платформы на вокзале, работники перевозчика организуют посадку пассажира в вагон, работники владельца инфраструктуры оказывают содействие. Высадка пассажиров из числа инвалидов осуществляется в том же порядке.
Ст. 80.1 Устава не возлагает ни на перевозчика, ни на владельца инфраструктуры обязанности по обеспечению наличия передвижных подъемников для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагоны пассажирских поездов дальнего следования. При этом закон разделяет понятие владельца инфраструктуры и перевозчика и возлагает обязанность на оказание услуги в первую очередь на перевозчика, которому владелец инфраструктуры всего лишь оказывает содействие.
При этом требование Предписания об обеспечении наличия передвижных подъемников для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагоны пассажирских поездов дальнего следования явно превышает понятие «оказание содействия», содержащегося в ч. 4 ст. 80.1 Устава, поэтому, на ОАО «РЖД» не может быть возложена обязанность по обеспечению наличия передвижных подъемников для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагоны пассажирских поездов дальнего следования.
Требование Предписания о необходимости предусмотреть оснащение отдельной кассы специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажира с кассиром, не соответствует принципу исполнимости, так как не содержит указания на конкретный вид или технические характеристики данного устройства. При этом п.3.1.19 «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03», на которые ссылается ответчик, также не содержат сведений о виде или технических характеристиках таких устройств.
Кроме того, в соответствии с Предписанием, оно было вынесено в отношении Петрозаводского регионального участка Октябрьской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД».
При этом Петрозаводский региональный участок Октябрьской дирекции пассажирских обустройств не является самостоятельным юридическим лицом и не может исполнить выданное предписание, в связи с чем, оно является неисполнимым.
Согласно п. 70 Приказа Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764, в предписании должны быть указаны положения действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающие обязательные требования, нарушение которых было выявлено при проверке.
При этом Постановлением Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 N 2423/13 по делу N А53-19629/2012 устанавливается, что предписание административного органа должно отвечать условию законности.
Обжалуемое предписание не содержит положений нормативных правовых актов Российской Федерации, которые бы предусматривали обязательные требования, нарушения которых были выявлены при проверке, в связи с чем, указанное предписание не отвечает условию законности, поскольку не соответствует требованиям, установленным к оформлению таких предписаний.
ОАО «РЖД» считает, что оспариваемое Предписание нарушает права и законные интересы ОАО «РЖД» в части обязания ОАО «РЖД» совершить действия, которые потребуют материальных затрат, т.е. лишат ОАО «РЖД» части имущества в связи с чем, просило суд признать незаконным предписание от 28.06.2017 г. №280-Ю.
В судебном заседании представитель административного истца ОАО «РЖД» Матюнина Е.В. требования административного иска поддержала, пояснив, что фактически они оспаривают только часть требований, содержащихся в предписании № 280-Ю, а именно требования об оснащении кассы вокзала Беломорск специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажира с кассиром, а также необходимость обеспечения специальными подъемниками для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагоны пассажирских поездов дальнего сообщения.
Представитель административного истца также пояснила суду, что летом 2017 г. была изменена редакция ст.80.1 Устава железных дорог, и обязанность посадки и высадки пассажиров возложена на перевозчика, которым ОАО «РЖД» не является. Кроме того, на полигоне Петрозаводского линейного участка курсируют поезда №№ 15/16 и №№ 21/22 со специальными вагонами для инвалидов. Если схемой поезда не предусмотрен вагон для инвалидов, такой вагон может быть включен в состав поезда по заявке, поданной через билетную кассу. К настоящему времени касса вокзала Беломорск оборудована переговорным устройством для лиц с пониженным слухом. Но поскольку, ответчик не согласовал вид такого устройства, они опасаются того, что установленное устройство будет признано неподходящим для таких целей и от них потребуют установку другого устройства.
Представители административного ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Они представили отзыв, в котором возражали против доводов административного иска в полном объеме и указали, что оспариваемые истцом факты нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения были выявлены в ходе плановой проверки, проведенной в октябре 2014 г. По итогам той проверки было выдано предписание для их устранения от 31.10.2014 г. № 411-Ю. ОАО «РЖД» было привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст.6.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа. После этого, в целях проверки выполнения требований предписания от 31.10.2014 г. неоднократно проводились внеплановые проверки, по итогам которых в адрес ОАО «РЖД» выносились повторные предписания об устранении нарушений от 17.06.2015 г. № 189-Ю, от 30.10.2015 г. № 366-Ю, от 29.07.2016 г. № 206-Ю, от 17.11.2016 г. №376-Ю, а также ОАО «РЖД» привлекалось к административной ответственности за нарушение санитарных правил. Указанные выше предписания, а также постановления по делам об административных правонарушениях ОАО «РЖД» не оспаривало.
На основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 18.05.2017 г. № 246/01 в период с 02.06.2017 г. по 28.06.2017 г. на железнодорожном вокзале Беломорск была проведена внеплановая проверка на предмет выполнения предписания от 17.11.2016 г. В ходе проверки было установлено, что не исполнены требования предписания о проведении ремонта 2-ой платформы, а также не выполнены требования об обеспечении условий для пребывания и передвижения инвалидов: отсутствуют специальные кабины в общественных туалетах; отсутствуют подъемники для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагоны пассажирских поездов дальнего сообщения; в кассах отсутствуют специальные устройства для пассажиров с пониженным слухом, обеспечивающие их общение с кассиром. По результатам проверки ОАО «РЖД» было выдано повторное предписание об устранении нарушений законодательства от 28.06.2017 г. № 280-Ю. 28.06.2017 г. в отношении ОАО «РЖД» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, который направлен для рассмотрения мировому судье судебного участка № 382 Красносельского района г.Москвы.
Необходимость обеспечения вокзала передвижными подъемниками для посадки инвалидов с коляской в вагон вытекает из требований ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и п.3.1.17 СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте». Так, после принятия мер административного реагирования, необходимые подъемники для обеспечения посадки инвалидов в вагоны появились на железнодорожных вокзалах Кемь и Медвежья Гора.
По состоянию на 29.09.2017 г. билетная касса вокзала Беломорска оснащена специальным устройством для пассажиров со слабым слухом, закупленным у группы компаний «<данные изъяты>». Таким образом, является несостоятельным утверждение истца о том, что предписание в части возложения обязанности установки такого устройства является неисполнимым.
Заинтересованное лицо заместитель начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту – заместитель главного государственного санитарного врача по Октябрьской железной дороге Ситченко Н.В. в судебном заседании возражала против иска, пояснив, что в оспариваемом предписании содержатся повторные требования, о которых истцу известно с 2014 г. Лишь небольшая часть поездов, следующих через ст.Беломорск, имеют специальные вагоны для инвалидов. Поэтому имеется потребность в обеспечении посадки инвалидов в вагоны поездов, не оборудованные необходимыми устройствами. На соседних вокзалах станций Кемь и Медвежья Гора уже появились подъемники для инвалидов. Вокзал Беломорск уже оборудован переговорными устройствами для лиц с пониженным слухом. В технических паспортах этих устройств указано, что они применяются для общения лиц с пониженным слухом, т.е. по своим характеристикам подходят для установки их в билетные кассы.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно абз.1, 4, 5 ст.2 Закона РФ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закона), санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:
профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В силу абзацев 2 и 4 статьи 11 Закона, юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства и обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.Согласно пунктов 1 и 3 ст.39 Закона, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу пунктов 2 и 3 ч.1 и ч. 7 ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
условия для беспрепятственного пользования железнодорожным…транспортом;
возможность посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование вокзалов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 N 12 введены в действие Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте - СП 2.5.1198-03.
Пунктами 3.1.17 и 3.1.19 указанных выше Правил установлено, что для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать передвижные подъемники и пеники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон.
В системе звуковой информации на вокзале следует предусматривать для удобства инвалидов оснащение отдельных касс специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажира с кассиром.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. При этом основанием для удовлетворения заявленных требований является лишь совокупность указанных обстоятельств.
Как следует из актов выездных плановых и внеплановых проверок Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 17.06.2015 г., от 30.10.2015 г., от 29.07.2016 г. и от 17.11.2016 г., предписаний Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 17.06.2015 г. № 189-Ю, от 30.10.2015 г. № 366-Ю, от 29.07.2016 г. № 206-Ю, от 17.11.2016 г. №376-Ю, протоколов по делам об административных правонарушениях от 31.10.2014 г., от 17.06.2015 г., от 30.10.2015 г., от 29.07.2017 г. и от 17.11.2016 г., постановления по делу об административном правонарушении от 10.11.2014 г. – ответчик неоднократно проводил проверки на предмет соблюдения санитарных норм и правил на железнодорожном вокзале Беломорск, владельцем которого является ОАО «РЖД».
В ходе указанных проверок было выявлено, что на вокзале Беломорск не соблюдаются требования пунктов 2 и 3 ч.1 и ч. 7 ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», абз.1, 4, 5 ст.2, абзацев 2 и 4 статьи 11, пунктов 1 и 3 ст.39 Закона РФ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 3.1.17 и 3.1.19 СП 2.5.1198-03, в том числе - не обеспечиваются условия для пребывания и передвижения инвалидов: отсутствуют подъемники для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагоны пассажирских поездов дальнего сообщения; в кассах отсутствуют специальные устройства для пассажиров с пониженным слухом, обеспечивающие их общение с кассиром. В связи с этим, ОАО «РЖД» неоднократно выдавались предписания для устранения выяаленных нарушений и устанавливались сроки для их исполнения. За неисполнение требований должностного лица, осуществляющего надзор, ОАО «РЖД» неоднократно привлекалось к административной ответственности.
28.06.2017 г. заместителем начальника Октябрьского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Ситченко Н.В. была проведена внеплановая проверка в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» филиала «Центральная дирекция пассажирских обустройств», структурного подразделения «Октябрьская дирекция пассажирских обустройств», Петрозаводского регионального участка железнодорожного вокзала Беломорск по адресу: <адрес>. Проведенной проверкой выявлены факты невыполнения юридическим лицом Предписания от 17.11.2016 г. № 376-Ю, а именно: по пункту 1 – не обеспечено проведение ремонта 2-ой (островной) посадочной платформы по выравниванию поверхности платформы, устранению дефектов покрытия (выбоины, трещины), с исключением возможности травматизма пассажиров (при длине островной платформы в 720 метров, выполнен частичный ремонт с заменой покрытия участка платформы площадью 700 м2); по пункту 2 – не обеспечены условия для пребывания и передвижения инвалидов, а именно: не предусмотрено наличие специальных кабин в общественных туалетах; передвижных подъемников для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагоны пассажирских поездов дальнего следования; не предусмотрено оснащение отдельной кассы специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажира с кассиром.
С целью устранения выявленных нарушений, 28.06.2017 г. заместителем начальника Октябрьского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Ситченко Н.В. в отношении ОАО «РЖД» вынесено предписание 280-Ю.
Пунктами 1 и 2 указанного предписания повторно предписано устранить выявленные нарушения в срок до 01.10.2017 г.
Правомерность требований ответчика, содержащихся в пункте 1 предписания № 280-Ю, в отношении требований о проведении ремонта платформы №2, а также в пункте 2 в части касающейся необходимости обустройства специальных кабин в общественном туалете, административный истец не оспаривает, в связи с чем, в силу ч.8 ст.226 КАС РФ, проверке не подлежит.
Истец обратился в суд с настоящим административным иском 28.09.2017 г. В связи с этим, истцом соблюдены сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренные ч.1 ст.219 КАС РФ.
В судебном заседании установлено, что оспариваемое предписание вынесено должностным лицом - заместителем начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту – заместителем главного государственного санитарного врача по Октябрьской железной дороги Ситченко Н.В., по результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии с нормами ст.ст.10, 16, 17, 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», на основании распоряжения руководителя Управления роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 30.05.2017 г. № 185, в целях проверки исполнения требований предписания от 17.11.2016 г., в связи с истечением срока исполнения указанного предписания. О проведении такой проверки ОАО «РЖД» было заранее уведомлено. Проверка проведена в установленные сроки. Предписание вынесено по фактам нарушений, изложенных в акте проверки от 28.06.2017 г., составленном с участием представителя ОАО «РЖД» Г. Предписание было вручено представителю ОАО «РЖД» 28.06.2017 г., что подтверждается соответствующей подписью представителя. В судебном заседании не установлено каких-либо грубых нарушений, допущенных представителями ответчика в ходе проведения проверки. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным лицом в установленном порядке в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей.
Предписание не содержит перечень норм, во исполнение которых оно выдано. Однако, учитывая, что фактически оно является повторным, и ранее по перечисленным в нем нарушениям ОАО «РЖД» уже неоднократно выдавались подобные предписания, содержащие ссылки на нормы Законов и Правил, такие предписания не были оспорены и отменены, суд находит несостоятельными доводы истца о том, что предписание является незаконным.
Предписание адресовано президенту ОАО «РЖД» Б. и вынесено в отношении ОАО «РЖД», в связи с этим, доводы истца о том, что оно вынесено в отношении Петрозаводского регионального участка Октябрьской дирекции пассажирских обустройств и является неисполнимым, противоречат содержанию предписания и являются несостоятельными.
Доводы истца о необходимости указания в предписании видов или технических характеристик устройств, необходимых для оборудования кассы вокзала Беломорск, не основаны на нормах Закона. Доводы истца о неисполнимости требования об оборудовании кассы вокзала Беломорск специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, обеспечивающими общение пассажира с кассиром, опровергаются содержанием письма зам.начальника дирекции по Петрозаводскому региональному участку от 11.10.2017 г. № 547/ДПОУ, согласно которому по состоянию на 29.09.2017 г. билетная касса станции Беломорск оснащена подобным устройством.
Требование предписания о необходимости обеспечения наличия на вокзале Беломорск передвижных подъемников для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагоны пассажирских поездов основано на действующих нормах санитарных правил и законодательства о защите прав инвалидов. Поэтому, изменения, внесенные в ст.80.1 Устава железнодорожного транспорта в июне 2017 г., не снимают с истца, как владельца транспортной инфраструктуры, обязанности по их выполнению. В судебном заседании установлено, что не все пассажирские поезда, следующие через ст.Беломорск, имеют в своем составе специальные вагоны для инвалидов. Поэтому в настоящее время на ст.Беломорск существует потребность в передвижных подъемниках для посадки инвалидов.
При указанных обстоятельствах суд полагает, что предписание 280-Ю, вынесенное 28.06.2017 г. заместителем начальника Октябрьского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Ситченко Н.В. в отношении ОАО «РЖД» законно, обоснованно и не нарушает права и интересы истца.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии у должностного лица Октябрьского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту правовых и фактических оснований для выдачи предписания, и не усматривает оснований для признания предписания незаконным.
В связи с отказом в иске оснований для взыскания с ответчика в пользу истца расходов по уплате госпошлины не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175 – 180, 227, 228 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Общества с ограниченной ответственностью «Российские железные дороги» к Октябрьскому территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту о признании незаконным предписания от 28.06.2017 г. №280-Ю, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение 1 (одного) месяца со дня вынесения мотивированного решения в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд.
Председательствующий А.А.Сидоров
Мотивированное решение изготовлено 03.11.2017 г.