Решение по делу № 2а-2283/2019 от 07.05.2019

Дело № 2а-2283/2019

22RS0066-01-2019-002135-73

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 июня 2019 года г. Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Рише Т.В.,

при секретаре Оленберг О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Черновой Любови Михайловны к Комитету по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

Чернова Л.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (далее Комитет) от 27.03.2019 №160/4-254ж/01-19 об отказе внесения изменений в правила землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края» в части установления территориальной зоны в отношении земельного участка по адресу: <адрес>; обязать Комитет устранить нарушения права путем внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края, в части установления территориальной зоны Ж.4, предназначенной для индивидуальной жилой застройки в отношении земельного участка по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что 27.03.2019 ей получено решение Комитета об отказе внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края в части установления территориальной зоны в отношении земельного участка по адресу: <адрес> В основу решения положено расположение спорного земельного участка в функциональной зоне зеленых насаждений общего пользования.

В свою очередь решением Алтайского краевого суда по делу №3а-823/2017 решение Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 №834 (ред. от 28.10.2016) «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края» (далее – Правила) в части установления территориальной зоны Р.1 (зона городских парков, садов, скверов) в границах принадлежащего Черновой Л.М. земельного участка, на котором расположен жилой дом, по адресу: <адрес> признано недействующим.

Административный истец полагает, что оснований для отказа внесения изменений в Правила в части установления территориальной зоны в отношении земельного участка у административного ответчика отсутствовали.

Отказ нарушает права как собственника жилого дома, фактически использующего расположенный под ним земельный участок и препятствует реализации интересов на получение в собственность земельного участка.

В порядке подчиненности жалоба не подавалась.

В судебное заседание административный истец Чернова Л.М. не явилась, извещена телефонограммой, направила в суд своего представителя Рыбалко Е.М., которая на удовлетворении административных исковых требованиях настаивала по вышеизложенным основаниям, показала, что зона Р.1 в границе земельного участка отменена решением Алтайского краевого суда, право собственности на жилой дом не оформлялось.

Представитель административного ответчика Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула Копыленко К.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, показала, что вопрос о внесении изменений в Правила относится к полномочиям иных органов, решение Алтайского краевого суда от 2017 года было исполнено, в настоящее время действует другая редакция, в связи с чем был дан соответствующий ответ содержащий сведения о зоне Р.1.

Суд с учетом положений ст. 226 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив доводы административного иска, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В силу ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд, а соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, требование административного истца может быть удовлетворено при совокупности двух условий: незаконность решения должностного лица и нарушение прав и свобод гражданина. Отсутствие такой совокупности влечет отказ в удовлетворении требований.

Согласно положениям частей статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно материалам дела оспариваемые решение Комитета вынесено 27.03.2019, с настоящим иском административный истец обратилась в суд 07.05.2019, препятствий для разрешения административного дела по существу не имеется.

Из материалов дела усматривается и установлено решением Алтайского краевого суда от 29.09.2017 №3а-823/2017 земельный участок примерной площадью по данным технического учета 771,50 кв.м. и расположенный на нем самовольно возведенный жилой дом 1967 года постройки, расположенные по адресу: <адрес> находятся в фактическом пользовании Черновой Л.М. Административный истец проживает в жилом доме.

Как следует из материалов дела Чернова Л.М. обращалась в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением в котором просила признать недействующим решение Барнаульского городской Думы от 09.10.2012 № 834 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края» в части отдельных положений.

Алтайский краевой суд пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы административного истца, поскольку препятствует реализации предусмотренного законом прав на приобретение земельного участка в собственность, в связи с чем признал решение Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 № 834 «Об отверждении Правил землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края» (в редакции от 14.08.2017) в части установления территориальной зоны Р.1 (зона городских парков, садов, скверов) в границах находящегося в пользовании Черновой Л.М. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Распоряжением администрации города Барнаула от 26.11.2018 предварительно согласовано предоставление без проведения торгов земельного участка ориентировочной площадью 0,0703 га по адресу: <адрес>

Чернова Л.М. обратилась в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула с заявлением о предоставлении земельного участка на праве собственности.

Согласно письменному ответу от 21.02.2019 Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города из сведений ЕГРН следует, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка не установлено. Дополнительно сообщено, что согласно Правилам землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 №834 (в редакции решения от 05.10.2018 №183), испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой территориальная зона не определена. Градостроительный регламент в границах территории, для которой территориальная зона не определена, не установлен. В целях установления определенной территориальной зоны рекомендуют обратиться в комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула.

27.02.2019 Чернова Л.М. обратилась в Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула с заявлением, в котором просила определить территориальную зону земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер

Письмом от 27.03.2019 N 160/4-254ж/01-19 Комитет сообщил, что вопрос рассмотрен на заседании комиссии по подготовке проекта Правил. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа. Согласно Генеральному плану городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 26.02.2010 № 245, земельный участок по указанному адресу расположен в функциональной зоне зеленых насаждений общего пользования. На основании изложенного комиссией рекомендовано установить в отношении земельного участка по адресу: <адрес> территориальную зону городских парков, садов, скверов (р.1). Данное предложение будет учтено при ближайшем внесении изменений в Правила.

На основании п. 1.1 Положения о Комитете по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 26.07.2010 №333, Комитет является органом местного самоуправления, уполномоченным на решение вопросов местного значения в области градостроительной и архитектурной деятельности.

    В силу п. 3.10 указанного Положения в пределах своей компетенции Комитет осуществляет рассмотрение и проверку проекта Правил землепользования и застройки, представленного комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, на соответствие требованиям технических регламентов, Генеральному плану городского округа - города Барнаула, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации;

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8 ст. 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (п. 2 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ), на которой устанавливаются границы территориальных зон (ч. 4 ст. 30 ГрК РФ). Действующим законодательством прямо предусмотрено, что Правила должны соответствовать Генеральному плану в части функционального зонирования территории.

Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон учитываются на карте градостроительного зонирования.

Карта градостроительного зонирования представляет собой карту, на которой отображаются границы территориальных зон и их кодовые обозначения, а также границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия.

Исходя из положений части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, карта градостроительного зонирования является составной частью Правил землепользования и застройки.

В соответствии со статьей 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

В городе Барнауле Правила землепользования и застройки утверждены решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 N 834 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края".

Статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.

Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации (часть 5 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Вопросы утверждения правил землепользования и застройки, а также внесения в них изменений относятся к компетенции представительного органа местного самоуправления – Барнаульской городской Думы (часть 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из административного искового заявления Чернова Л.М. просит признать незаконным решение Комитета от 27.03.2019 №160/4-254ж/01-19 об отказе внесения изменений в правила землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края» в части установления территориальной зоны в отношении земельного участка по адресу: <адрес>; обязать Комитет устранить нарушения права путем внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края, в части установления территориальной зоны Ж.4, предназначенной для индивидуальной жилой застройки в отношении земельного участка по адресу: <адрес>

На данных требованиях наставила и в ходе рассмотрения дела представитель административного истца.

Таким образом, рассматривая требования административного истца в заявленных пределах, суд приходит к следующему.

В силу ст. 9 Правил Комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - Комиссия по подготовке проекта Правил) создается в целях организации разработки проекта Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - проект Правил), внесения в них изменений, а также проведения общественных обсуждений по проекту Правил (ч. 1).

Комиссия по подготовке проекта Правил является постоянно действующим органом, состав и порядок деятельности утверждается постановлением администрации города (ч. 2).

Комиссия по подготовке проекта Правил принимает решения по следующим вопросам: 1) организация подготовки проекта Правил, а также его доработки в случае несоответствия проекта Правил требованиям технических регламентов, Генеральному плану городского округа - города Барнаула Алтайского края, схемам территориального планирования городского округа - города Барнаула, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации; 2) рассмотрение предложений о внесении изменений в Правила и подготовка соответствующего заключения (ч. 3).

После завершения общественных обсуждений по проекту Правил Комиссия по подготовке проекта Правил с учетом результатов таких общественных обсуждений обеспечивает внесение изменений в проект Правил и представляет указанный проект главе города. Протоколы общественных обсуждений по указанному проекту и заключение о результатах таких общественных обсуждений являются обязательными приложениями к проекту Правил, за исключением случаев, если их проведение не требуется (ч. 4).

Подготовка и утверждение Правил, а также внесение в них изменений осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (5).

Порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки, а также внесения в них изменений определен ст. 31 - ст. 33 ГрК РФ.

Процедура подготовки проекта правил землепользования и застройки включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (ч. 5 и ч. 6 ст. 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (ч. 7 ст. 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (ч. 9 ст. 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (ч. 10 и ч. 11 ст. 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (ч. 12, ч. 13 и ч. 14 ст. 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (ч. 15 ст. 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (ч. 16 ст. 31 ГрК РФ).

Как следует из положений частей 5 и 6 ст. 31 ГрК РФ, решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

В силу указанных выше положений закона принятие решения о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила находится в компетенции Главы местной администрации.

Комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края создана в целях организации разработки проекта Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, внесения в них изменений, а также проведения общественных обсуждений по проекту Правил. Комиссия является постоянно действующим органом (п. 1.1 Постановления Администрации города Барнаула от 10.12.2018 N 2049 "О подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края").

Согласно материалам дела административный истец обратилась в комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, исходя из вышеизложенных норм действующего законодательства Комитет не уполномочен на внесение изменений в Правила землепользования и застройки.

Кроме того, в обжалуемом письменном ответе Комитетом доведено до сведения административного истца, что комиссией рекомендовано установить в отношении земельного участка по адресу: г. <адрес> территориальную зону городских парков, садов, скверов (Р.1), однако данный ответ не может расцениваться как нарушающее права истца, учитывая не только рекомендательный характер этого решения, но и то обстоятельство, что соответствующие изменения в Правила землепользования и застройки вносятся представительным органом местного самоуправления.

Кроме того, указание в письменном ответе о рекомендации установить в отношении земельного участка территориальную зону Р.1 само по себе не влечет изменения территориальной зоны.

Разрешая заявленные Черновой Л.М. требования об обязании Комитета внести изменения в Правила в части установления территориальной зоны Ж.4, суд приходит к выводу, что данные требования также не подлежат удовлетворению, поскольку из приведенных выше норм следует, что возможность утверждения представительным органом местного самоуправления изменений в правила землепользования и застройки возможно лишь при последовательном соблюдении предусмотренных законом процедур. Возложение на орган местного самоуправления обязанности внести изменения в нормативный правовой акт по вопросу, отнесенному к его компетенции, в судебном порядке, противоречит принципу разделения властей.

При вынесении решения суд не учитывает довод стороны административного истца о том, что Чернова Л.М. лишена возможности получить в собственность земельный участок, поскольку действующим законодательством установлена процедура внесения изменений в Правила землепользования и застройки, кроме того, административный истец не лишена возможности обратиться в уполномоченный орган повторно.

Указание в письме Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула об обращении в целях установления территориальной зоны в Комитет по строительству, архитектуре и развитию города, и обращение административного истца в Комитет с учетом норм действующего законодательства и исходя из обстоятельств дела не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

При таких обстоятельствах не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований вышеизложенные и иные доводы представителя административного истца о незаконности решения Комитета.

Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого письменного ответа (решения) требованиям закона и нарушение этими ответом прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует.

Таким образом, исходя из заявленных пределов, требования Черновой Л.М. не подлежат удовлетворению.

При рассмотрении дела суд не нашел оснований для удовлетворения ходатайства не привлеченного к участию в деле Некрасова Н.И. о вступление в дело в качестве административного истца, поскольку Черновой Л.М. обжалуется ответ на ее обращение, сведений о наличии права собственности на объект недвижимости – жилой дом в материалы дела заявителем не представлено.

Руководствуясь статьями 175-178, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Черновой Любови Михайловны оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.В. Рише

2а-2283/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Чернова Любовь Михайловна
Ответчики
Комитет по строительству
Другие
Рыбалко Екатерина Михайловна
Суд
Железнодорожный районный суд г. Барнаул
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.alt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация административного искового заявления
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2020Дело оформлено
10.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее