РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Турунтаево 26 июля 2019 года
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Туравининой Ю.Ю., при секретаре Омутовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Очировой Д.В. к Прибайкальской районной администрации, Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о признании незаконными действия Прибайкальской районной администрации по размещению недостоверной информации и обязании изменить формулировку типа дома на «Многоквартирный дом», бездействия Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по не включению многоквартирного дома в перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу и обязании включить многоквартирный дом в указанный перечень,
УСТАНОВИЛ:
Истец Очирова Д.В. обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконными действия Прибайкальской районной администрации по размещению недостоверной информации на сайте «Реформа ЖКХ» в отношении жилого здания по адресу: <адрес>, обязав внести изменения в части указания типа дома, изменив формулировку «жилой дом блокированной застройки» на «многоквартирный дом»; признать бездействие Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ по не включению указанного многоквартирного дома в Перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, обязав включить указанный многоквартирный дом в указанный перечень.
Исковые требования мотивированны следующим. Заключением межведомственной комиссии жилой дом, в котором проживает истец признан несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригодным для проживания, в связи с чем КУМХ на сайте «Реформа ЖКХ» разместил сведения о данном доме. В настоящее время данный дом не включен в Региональную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку на сайте «Реформа ЖКХ» имеется информация, что дом является домом блокированной застройки. С указанной информацией истец не согласна, полагает, что жилой дом является многоквартирным домом, в следствии чего указанная информация должна быть исправлена.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству в качестве административного соответчика был привлечен Комитет по управлению муниципальным хозяйством, в качестве заинтересованных лиц привлечены ШВВ, КНИ, ПОВ
В судебном заседании истец Очирова Д.В. исковые требования поддержала, согласно доводов, изложенных в иск.
Представитель истца Махорина Ю.М., действующая по устному заявлению, просила исковые требования удовлетворить, суду пояснила, что жилой дом, в котором проживает истец согласно технического паспорта является многоквартирным домом, кроме того, имеется общее имущество: крыша, подвал, единый фундамент. Дом расположен на едином земельном участке. В связи с чем информация о типе дома размещенная администрацией является недостоверной. Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ должно было проверить данную информацию, в связи с возложенными на него полномочиями. Просила исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель соответчика Комитета по управлению муниципальным хозяйством Арефьев А,П., по доверенности возражал против доводов иска, суду пояснил, что спорный дом является домом блокированной застройки в силу ст. 49 Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, отсутствует общее имущество: подъезды, лифты, в связи с чем полагает, что спорный жилой дом не может считаться многоквартирным домом.
Представитель административного ответчика Прибайкальской районной администрации Сычева Т.В., по доверенности, возражала против доводов иска, поддержала доводы представителя Комитета по управлению муниципальным хозяйством Арефьев А,П.
Заинтересованные лица ШВВ, КНИ, ПОВ, представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в судебное заседания не явились, извещены надлежаще, в письменном отзыве содержится ходатайство представителя Харакшиновой И.В., по доверенности о рассмотрении дела в их отсутствие.
В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В письменном отзыве на исковое заявление Министерство строительства и модернизации ЖКК РБ просит в иске к министерству отказать, поскольку в реализации Республиканской адресной программы на период 2019-2024 годов принимают участие муниципальные образования в Республике Бурятия, на территории которых есть многоквартирные дома, признанные до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, формируется исходя из сведений, внесенных муниципальными образованиями РБ в автоматизированную информационную систему «Реформа ЖКХ» в сети интернет, где имеется информация, что спорный дом является домом блокированной застройки. Дом блокированной застройки не является многоквартирным домом, в следствии чего не может быть расселен в рамках указанной программы. Кроме того, формулировка, указанная в заключении о признании спорного жилого дома не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и не пригодным для проживания, применима исключительно к жилым помещениям и не может быть применима к многоквартирному дому, в связи с чем данное заключение не является заключением об аварийности дома, так как не соответствует требованиям п. 47 Положения. Следовательно, спорный дом не признан аварийным и подлежащим сносу в установленном законом порядке. В связи с чем, полагает, что незаконного бездействия со стороны Министерства нет.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Программа переселения формируется в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", с учетом Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, утвержденных Приказом Минстроя России от 31.01.2019 N 65/пр, и включает Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года (Приложение N 4 к методическим рекомендациям по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года).
Постановлением Правительства РБ от 05.04.2019 N 170 (ред. от 13.06.2019) утверждена "Республиканская адресная программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Бурятия, признанного таковым до 1 января 2017 года, на период 2019 - 2024 годов" (далее Республиканская адресная программа по переселению граждан).
Программа разработана в целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ), Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Объектом рассмотрения Программы является аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Статьей 4 Республиканской адресной программы по переселению граждан предусмотрены штрафные санкции в случае предоставления органами местного самоуправления муниципальных образований - участников Программы недостоверной информации.
Организация и проведение Минстроем РБ выборочных выездных проверок аварийных многоквартирных домов, сведения о которых представлены муниципальными образованиями, а также проверок документов, на основании которых было принято решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (ч.2).
Согласно ст. 6 Республиканской адресной программы по переселению граждан перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года на территории Республики Бурятия, представлен в приложении N 2 к Программе. Данный перечень формируется исходя из сведений, внесенных муниципальными образованиями Республики Бурятия в автоматизированную информационную систему "Реформа ЖКХ" 2,0 по адресу в сети Интернет: https://ais.reformagkh.ru.
На сайте "Реформа ЖКХ" в отношении дома, расположенного по адресу: <адрес>, указанная информация, что дом является домом блокированной застройки.
Согласно п. 2 ч.2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ жилые дома блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
В соответствии с п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (далее Положение от 28.01.2006 N 47), многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно акту обследования указанного жилого дома комиссией МО «Ильинское» сельское поселение установлено, что в жилом доме расположено 4 квартиры, 2 – находятся в частной собственности, 2 – в муниципальной собственности. Жилой дом возведен на общем ленточном фундаменте. В каждую квартиру имеется отдельный вход. Крыша и чердак являются общими, никаких перекрытий между квартирами на чердаке нет. В связи с самовольным захватом, земельный участок между квартирами загорожен заборами. По результатам осмотра комиссия пришла к выводу, что жилой дом является многоквартирным домом, так как имеется общее имущество: фундамент, чердак и крыша.
Из акта обследования указанного жилого дома, проведенного Комитетом по управлению муниципальным хозяйством следует, что каждая квартира в доме имеет отдельный выход на территорию общего пользования, имеет общие стены без проемов с соседними квартирами, в связи с чем комиссия пришла к выводу, что указанный дом является домом блокированной застройки.
Согласно техническому паспорту на указанный жилой дом, <адрес> года постройки, 4-х квартирный. Согласно поэтажному плану жилого дома, дом состоит из 4 квартир, каждая из которых представляет собой отдельный блок, с отдельной верандой и входом, при этом единого входа в жилой дом не имеется. Данное строение жилой дом имеет с момента постройки.
При этом суд отклоняет доводы стороны истца о том, что в техническом паспорте указан тип дома – многоквартирный, поскольку согласно сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ отсутствуют сведения о постановке на государственный кадастровый учет и о государственной регистрации права указанного жилого дома
В ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ допрошенный в качестве свидетеля <данные изъяты> ААП, в отсутствие доверенности на право представлять интересы Комитета в суде, показал, что в связи с изменениями внесенными в статью 49 Градостроительного кодекса, был изменен тип данного дома. Данный дом по всем признакам: отдельные входы, общая стенка, отсутствие проходов, отсутствие общего имущества, является домом блокированной застройки, что подтверждается техническим паспортом, в частности поэтажным планом дома, а также было установлено путем визуального осмотра дома. При этом «дом блокированной застройки» является подкатегорией «многоквартирного дома».
Оценив представленные доказательства, как в совокупности, так и в отдельности суд приходит к выводу, что спорный жилой дом по своим свойствам, в том числе и при его постройке, имеет признаки жилого дома блокированной застройки, предусмотренные 2 ч.2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, а именно: состоит из нескольких блоков, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену без проемов с соседним блоком, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
При этом жители дома фактически разделили прилегающий к жилому дому земельный участок, в отсутствие возражений со стороны органа местного самоуправления.
Доводы стороны истца о том, что в силу законодательства каждый блок должен располагаться на отдельном земельном участке, в данном случае подлежит отклонению, поскольку строительство жилого дома было произведено в 1973 году, задолго до введения Градостроительного кодекса РФ и изменений в ст. 49 указанного кодекса. Кроме того, доказательств того, в настоящее время невозможно разделить земельный участок между собственниками квартир – блоков, не представлено.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения исковых требований к Прибайкальской районной администрации, Комитету по управлению муниципальным хозяйством не имеется.
Разрешая исковые требования к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Республиканской адресной программы по переселению Минстрой РБ осуществляет сбор и анализ отчетности муниципальных образований - участников Программы о ходе реализации Программы и выполнении условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ и бюджета Республики Бурятия и отчета о расходовании средств Фонда ЖКХ.
Минстрой РБ организует работу по освещению хода реализации Программы с использованием всех доступных средств массовой информации.
Органы местного самоуправления муниципальных образований - участники Программы в Республике Бурятия:
1) обеспечивают ежемесячное предоставление в Минстрой РБ отчетов о ходе реализации Программы и выполнении условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ и республиканского бюджета Республики Бурятия и отчета о расходовании средств Фонда ЖКХ с применением автоматизированной информационной системы Фонда ЖКХ "Реформа ЖКХ";
2) организуют работу телефонной "горячей линии" с населением по вопросам реализации Программы;
3) организуют освещение хода реализации Программы с использованием всех доступных средств массовой информации.
В силу положений Республиканской адресной программы по переселению на Минстрой РБ возложена обязанность осуществляет сбор и анализ отчетности муниципальных образований, но не предусмотрена обязанность перепроверять представленные муниципальным образованием сведения, поскольку за предоставление недостоверных сведений несет персональную ответственность соответствующее муниципальное образование. Таким образом, доводы иска о бездействии Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. В связи с чем оснований для обязания Министерства устранить допущенное нарушение прав истца не имеется, так как в данном случае вопрос о включении спорного дома в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года на территории Республики Бурятия подлежит разрешению в административном порядке, после устранения допущенных нарушений муниципальным образованием. Возложение же данной обязанности на Министерство в отсутствие отказа со стороны Министерства суд считает преждевременным.
Кроме того, как следует из материалов дела заключение межведомственной комиссии №24 от 15.04.2013 г., которым спорный жилой дом признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и не пригодным для проживания, не соответствует требованиям п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Указанное обстоятельство подтвердил в судебном заседании представитель Комитета по управлению муниципальным хозяйством Арефьев А,П. и представитель заинтересованного лица администрации МО «Ильинское» сельское поселение ИПН, которые пояснили, что в ближайшее время будет проведено новое обследование в целях составления заключения в соответствии с требованиями закона.
Таким образом, только после устранения выявленных нарушений Министерство будет иметь возможность рассмотреть вопрос о включении спорного жилого дома в адресную программу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2017░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░