Решение по делу № 2-6146/2017 от 07.06.2017

Дело № 2-6146/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Всеволожск 12 сентября 2017 года

Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе

председательствующего судьи Орлова Г.Б.,

при секретаре Власовой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Управление лесами Ленинградской области», Комитету по природным ресурсам Ленинградской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, с учетом уточнений, к Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Управление лесами Ленинградской области», Комитету по природным ресурсам Ленинградской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, незаконно размещенных на территории участка, на 30 квартале 32, 38, 58, 75, 76, 78, 79 выделах Заборского участкового лесничества Бокситогорского лесничества - филиала Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Управление лесами Ленинградской области» (далее ЛОГКУ «Ленобллес», Учреждение), объемом 90 куб.м, на лицензированный полигон твердых бытовых отходов.

В обоснование иска прокурор указал, что при проведении проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Заборского участкового лесничества Бокситогорского лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес» в квартале 30 выделах 32, 38, 58, 75, 76, 78, 79 выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов.

Ссылаясь на положения ст. 45 ГПК РФ, просил обязать ответчиков ликвидировать указанную несанкционированную свалку в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Истец в судебное заседание не явился, извещен, представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик ЛОГКУ «Ленобллес» в суд не явился, извещен, представителя не направил, ходатайств, возражений суду не представил.

Ответчик - Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен, представителя не направил, ходатайств не заявлял, отзывов, возражений суду не представил.

Третье лицо - Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области в судебное заседание не явилось, извещено, представителей не направило, ходатайств не заявляло, отзывов, возражений суду не представило.

В соответствии с ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ч. 1 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88 обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.

При этом положения ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Из системного толкования приведенных положений действующего законодательства следует, что они преследуют своей целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в квартале 30 выделах 32, 38, 58, 75, 76, 78, 79 Заборского участкового лесничества Бокситогорского лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес» выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом рейдового осмотра территории от 05.05.2017 № 1-15-60055-17/З, схемой места несанкционированного размещения отходов, фотосъемкой места несанкционированного размещения отходов, сообщением о лесонарушении от 17 мая 2017 года № 315 и сторонами не оспаривались.

Нормами специального закона, которым является Лесной кодекс РФ, установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации. Отдельные полномочия в области лесных отношений законодателем переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (статья 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

В Правилах санитарной безопасности в лесах (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414 также предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют меры санитарной безопасности только в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в их собственности (пункт 3).

Согласно Правилам санитарной безопасности в лесах (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414 в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подпункт "б" пункта 3).

При использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (подпункт "е" пункта 39 Правил).

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 декабря 2007 года № 523 утверждено Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий (далее - Руководство), которым устанавливаются единые требования к проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, расположенных на землях лесного фонда.

Пункты 66 - 68 Руководства предусматривают, что при обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными, промышленными и иными отходами, токсичными веществами уполномоченные органы исполнительной власти предпринимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных, административных или уголовных санкций в соответствии с действующим законодательством. Очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий.

Установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями ст. 42 Конституции РФ, ст. ст. 1, 11, ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 1, ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст. 4, ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 18 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 14, ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ), правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 № 26-П, ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ, ч. 2 ст. 132 Конституции РФ во взаимосвязи с ч. 2 ст. 84 Лесного кодекса РФ и ст. 19 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования о ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на землях лесного фонда к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области и ЛОГКУ «Ленобллес» являются обоснованными.

При рассмотрении дела было установлено, что свалка расположена на территории лесного фонда, в пределах Заборского участкового лесничества Бокситогорского лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес», доказательств обратного суду представлено не было.

В соответствии ч. 3 и 5 ст. 83 Лесного кодекса РФ средства, на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.4 Устава ЛОГКУ «Ленобллес» собственником имущества и учредителем учреждения является Ленинградская область. Функции и полномочия учредителя осуществляет Комитет по природным ресурсам Ленинградской области.

Утверждение Устава учреждения отнесено к совместной компетенции комитета по природным ресурсам Ленинградской области и Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом.

Органы местного самоуправления, поселения, на которые в письменных возражениях (отзыве) указывали ответчики, не наделены в установленном законом порядке государственными полномочиями по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда. Данные выводы суда согласуются с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении № 26-П от 13.10.2015 «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На основании совокупного анализа спорных правоотношений, вышеприведенного лесного законодательства и имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о возложении на Комитет по природным ресурсам Ленинградской области и ЛОГКУ «Ленобллес» обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, ЛОГКУ «Ленобллес» ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, находящихся на 30 квартале 32, 38, 58, 75, 76, 78, 79 выделах Заборского участкового лесничества Бокситогорского лесничества - филиале Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Управление лесами Ленинградской области» (далее ЛОГКУ «Ленобллес»), объемом 90 куб.м, на лицензированный полигон твердых бытовых отходов.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд путем подачи жалобы через Всеволожский городской суд Ленинградской области со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

2-6146/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Ленинградскйи межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Комитет по природным ресурсам ЛО
ЛОГКУ "Ленобллес"
Другие
Комитет государственного экологического надзора ЛО
Суд
Всеволожский городской суд Ленинградской области
Судья
Орлов Г.Б
Дело на сайте суда
vsevgorsud.lo.sudrf.ru
07.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2017Передача материалов судье
09.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.07.2017Предварительное судебное заседание
12.09.2017Судебное заседание
13.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2017Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее