Дело № 2а-638/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 5 марта 2019 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи: Самохиной Е.А.,
при секретаре: Бжицких А.А.,
с участием представителя административного истца Маматова Д.Л. – Синельниковой Т.В., представителя административного ответчика администрации г. Новоалтайска – Чефрановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Маматова Д. Л. к администрации города Новоалтайска Алтайского края о признании незаконными действий, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Маматов Д.Л. обратился в суд с указанным иском, в котором с учетом уточнений просит признать незаконными действия администрации г. Новоалтайска Алтайского края по направлению уведомления НОМЕР от ДАТА о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по адресу: АДРЕС; возложить на ответчика обязанность по выдаче Маматову Д.Л. уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам размещения объекта по адресу: АДРЕС.
В обоснование указано, что ДАТА на основании договора купли-продажи приобрел нежилое здание и земельный участок, расположенные по адресу АДРЕС. В результате проведенного межевания, образован участок с кадастровым номером НОМЕР, изменен вид разрешенного использования на «для индивидуального жилищного строительства».
Постановлением администрации г. Новоалтайска НОМЕР от ДАТА указанному земельному участку присвоен адрес: АДРЕС.
ДАТА выдан градостроительный план земельного участка (далее ГПЗУ) с указанием места допустимого размещения объекта капитального строительства («пятно застройки») - индивидуального одноэтажного жилого дома с мансардой.
ДАТА истец, действуя через представителя, предоставил на согласование в администрацию г. Новоалтайска уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с параметрами, указанными в ГПЗУ.
Однако ДАТА ответчиком направлено уведомление о несоответствие указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта на земельном участке за подписью главы города Новоалтайска Еремеева С.Н.
Основанием направления указанного уведомления явилось несоответствие планируемого строительства требованиям Нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городского округа – город Новоалтайск Алтайского края, утвержденных решением Новоалтайского городского собрания депутатов от 17.10.2017 № 32 (далее Нормативы № 32 от 17.10.2017).
Вместе с тем проезд, на который ссылается административный ответчик в уведомлении от ДАТА, территорией общего пользования, улицей, проездом не является, красные линии в границах указанного участка не устанавливались и устанавливаться не могут. Кроме того, к земельному участку НОМЕР имеется подъезд с земель общего пользования со стороны АДРЕС – АДРЕС. Данный проезд существует длительное время, организован в соответствии с градостроительными требованиями, обслуживается администрацией г. Новоалтайска.
В связи с изложенным административный истец полагает, что оспариваемое уведомление от ДАТА незаконно.
В качестве административного соответчика привлечен глава города Новоалтайска Еремеев С.Н.
Административный истец Маматов Д.Л. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца Маматова Д.Л. – Синельникова Т.В. требования административного иска поддержала в полном объеме, дополнительно пояснив, что в действующем законодательстве, как на федеральном, так и на местном уровне отсутствуют нормы, обязывающие застройщика отдельно взятого земельного участка, формировать и организовывать улицы, как территорию общего пользования.
Земельный участок, принадлежащий истцу, поставлен на кадастровый учет, осуществлена его государственная регистрация прав. Указанные обстоятельства, по мнению представителя истца, подтверждают, что к земельному участку имеется доступ, отвечающий требованиям действующего законодательства.
Административным ответчиком не представлено каких-либо доказательств существования на земельном участке объекта капитального строительства на момент подачи Маматовым Д.Л. уведомления о планируемом строительстве. В уведомлении об отказе в согласовании отсутствует указание на то, что на участке существует объект капитального строительства либо сведения о том, что застройщик приступил к работам, не получив согласование. Наличие в настоящее время на земельном участке истца оконченного строительством жилого дома, само по себе, не препятствует выдаче уведомления о соответствии параметров, обозначенных истцом в уведомлении о планируемом строительстве.
Отказ в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров существенным образом нарушает права административного истца. Получив уведомление о соответствии параметров планируемого строительства, истец имел бы возможность осуществить регистрацию права собственности на возведенный им жилой дом в ином порядке. Удовлетворение административного искового заявления восстановит нарушенные незаконными действиями администрации г. Новоалтайска права Маматова Д.Л.
Представитель административного ответчика – администрации г. Новоалтайска Алтайского края – Чефранова М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска. Межеванием земельного участка площадью 4674,0 кв.м., с кадастровым номером НОМЕР, произведенным правообладателем земельного участка, сформированы 8 земельных участков: с кадастровыми номерами НОМЕР НОМЕР, подъезд к земельным участкам запланирован в границах тупиковой дороги по земельному участку с кадастровым номером НОМЕР, с видом разрешенного использования - для размещения и эксплуатации здания "станции юных натуралистов", протяженностью 78,0 м, шириной от 3,0 до 3,5 м, не обеспеченной разворотной площадкой, что не соответствует требованиям Нормативов градпроектирования г. Новоалтайска. Один из вновь сформированных является участок с кадастровым номером НОМЕР по адресу: АДРЕС, принадлежит истцу.
В п.2.3 Градостроительного плана указано, что схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства необходимо разработать в соответствии с требованиями Федерального закона № 123-ФЗ, Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ, Нормативов градпроектирования, ПЗЗ г. Новоалтайска.
Кроме того, указано, что минимальные отступы от границ земельного участка, указанные в чертеже ГПЗУ с учетом действующих градостроительных регламентов, определяют границы зон допустимого размещения объектов ИЖС, за пределами которых запрещено строительство объектов ИЖС, но не как границы, в которых разрешено строительство без учета при проектировании установленных законодательством противопожарных норм и правил, технических регламентов, иных требований к строительству, реконструкции объекта капитального строительства.
В чертеже ГПЗУ установлена проектируемая красная линия, сформированная с учетом ширины улицы 15 метров, установленных Нормативами, а также установлена линия регулирования застройки с учетом отступа 5 метров от проектируемой красной линии.
Планируемые параметры, указанные в уведомлении, объект - одноэтажный жилой дом с мансардой, по адресу: АДРЕС, не соответствуют требованиям Нормативов от 17.10.2017№ 32 (таблице 2, п. 1.2, раздела 1, части 1).
При этом истцом не соблюдены требования выданного 16.07.2018 ГПЗУ, объект ИЖС - одноэтажный жилой дом с мансардой - размещен за пределами места допустимого размещения объекта.
Действия администрации города направлены на защиту прав и законных интересов будущих правообладателей на безопасные и комфортные условия проживания (беспрепятственный проезд, противопожарные мероприятия, инженерное обеспечение, эксплуатация и снегоочистка). Ширина улицы, равная 3 метра, не учитывает размещение в дальнейшем водопроводных, газовых, электрических сетей, для которых законодательством установлена необходимость соблюдения охранных зон. Согласно табл. 15 п. 12.35 СП 42.13330.2011. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89. "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" размер расстояния от водопровода до фундаментов зданий и сооружений составляет 5 метров. Охранные зоны газопровода установлены Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей», и в зависимости от вида составляют не менее 2 метров.
ДАТА истец получила технический паспорт на самовольно возведенный жилой дом, в котором указаны: площадь по наружному обмеру - 9*9,50 (тогда как в уведомлении о планируемом строительстве - 9*5).
В связи с чем представитель административного ответчика полагает, что права истца не нарушены, поскольку на момент обращения в суд с настоящим административным иском о выдаче уведомления о соответствии, истцом был уже самовольно возведен жилой дом с нарушением норм, указанных в уведомлении о несоответствии (что подтверждается тех.паспортом на дом и схемой отображения размещения дома, приложенной к уведомлению о планируемом строительстве; поданным иском от ДАТА о признании права собственности на самовольно возведенный жилой дом). Поэтому уведомление о соответствии теряет свою цель, так как уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС выдается в случае соответствия планируемого строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС; в рамках искового судопроизводства рассматривается заявление истца о признании права собственности на самовольно возведенный жилой дом по АДРЕС.
Считает, что в данном случае происходит злоупотребление правом, поскольку, не получив надлежащего разрешения на строительство, истец, в обход процедуры, установленной градостроительным законодательством, осуществил самовольное строительство с нарушением градостроительных норм и правил. При удовлетворении заявленных административных исковых требований имел бы место упрощенный порядок легализации самовольной постройки, применение которого ставит добросовестного застройщика, получающего необходимые для строительства документы в установленном порядке, в неравное положение по сравнению с самовольным застройщиком, который не выполнил предусмотренные законом требования.
Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги в настоящее время не принят, в связи с чем административный орган при рассмотрении уведомлении руководствуется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее ГрК РФ).
В судебное заседание административный ответчик глава г. Новоалтайска Алтайского края Еремеев С.Н. не явился, извещен надлежаще.
В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела при данной явке.
Изучив материалы административного дела, выслушав позиции лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Таким образом, в порядке административного судопроизводства подлежит проверке акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия для участников правоотношений.
Как видно из материалов дела, административным истцом оспаривается уведомление о несоответствии планируемого строительства, которое является документом властно-распорядительного характера, соответственно, заявленные административные исковые требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Исходя из положений ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организацией, наделанных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Установлено, что административным истцом оспаривается уведомление от ДАТА, административный иск подан в суд ДАТА, то есть в установленный законом срок.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, из системного толкования приведенных положений, а также п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Установлено и следует из представленных материалов, истец (Маматов Д.Л.) является собственником земельного участка, площадью 555 кв.м, с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС, категория земель – «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства» (л.д.5-14).
ДАТА на основании заявления от ДАТА административному истцу выдан градостроительный план на указанный выше земельный участок (ГПЗУ), в котором обозначено место допустимого размещения зданий, строений, сооружений, а также предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленные градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок (л.д. 78-82).
В соответствии с п. 2.3 ГПЗУ установлены (минимальные и (или) максимальные) размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленные градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок. В графе «иные показатели» указано:
- схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства разработать в соответствии с требованиями Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ, Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ.
Минимальные отступы от границ земельного участка, указанные в чертеже ТПЗУ с учетом действующих градостроительных регламентов, определяют границы зон допустимого размещения ИЖС, за пределами которых запрещено строительство объектов ИЖС, но не как границы, в которых разрешено строительство без учета проектирования установленных законодательством противопожарных норм и правил, технических регламентов, иных требований к строительству, реконструкции объекта капитального строительства (пункт 3);
- соблюдении Нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городского округа – город Новоалтайск Алтайского края, утвержденных решением городского Собрания депутатов от 17.10.2017 № 32 (пункт 4).
ДАТА от представителя административного истца поступило уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, с приложением схемы размещения здания (л.д. 82).
ДАТА уведомлением указано о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Согласно п. 1 указанного уведомления, планируемые параметры, указанные в уведомлении, объект - одноэтажный жилой дом с мансардой, по адресу: АДРЕС, не соответствует требованиям Нормативов № 32 от 17.10.2017, а именно таблице 2 п. 1.2 раздела 1 части 1: ширина улицы, согласно схеме размещения здания на земельном участке, установлена 3 метра, ширина площадки с островками в конце тупиковой улицы, согласно схеме размещения здания на земельном участке, установлена 5 метров.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Бондарев В.П. – заместитель главы администрации г. Новоалтайска по градостроительству, пояснил, что он осуществлял проверку уведомления о планируемом строительстве истца, а также с его участием разработан план ГПЗУ, при составлении которого указаны все основные нормы, которым должен соответствовать планируемый строительством дом. Администрацией проверены параметры планируемого строительства, указанные истцом в уведомлении, на соответствие федеральным законам, нормативам, требованиям социального и жилищно-коммунального обслуживания. В уведомлении о несоответствии указывается только на нарушение конкретных требований, а именно ПЗЗ и Нормативов, проверяется обеспечен ли доступ к территории землепользователей, обеспечен ли проезд, что предусмотрено СП-42, СНИП Градостроительства «Планирование и застройка», СП4. При этом все положения рассматриваются в комплексе. ПЗЗ устанавливают вид разрешенного использования земельного участка, состав территориальных зон, минимальные и максимальные размеры земельных участков, требования к параметрам, требования к параметрам проезда по землям общего пользования. Эти правила содержатся в проектах застройки, которые разработаны и утверждены администрацией города в соответствии с нормами законодательства Алтайского края. На ГПЗУ указывается пятно застройки, но при этом при строительстве должно быть обеспечено подведение коммунальных сетей, подъезд пожарной машины и скорой помощи, очистка снега. Все эти сведения указаны в ГПЗУ. На застройщика возложена обязанность построить жилой дом в соответствии с параметрами, установленными действующим законодательством. На данной территории двухстороннее расположение домов, в связи с чем наличие улицы (или иного проезда) является обязательным. ДАТА в ходе проверки уведомления проведен осмотр с выходом на место, о чем составлен акт. Установлено, что на территории земельного участка НОМЕР по АДРЕС возведен одноэтажный индивидуальный жилой дом мансардного типа со стенами из газобетонных блоков с облицовкой кирпичом. Красные линии устанавливают нормативную ширину улицы, она указывается на плане красным цветом, заступ за нее запрещен. Красная линия регламентирует ширину улиц и дорог. Доступ к жилому дому определяется исходя из того, каким образом осуществляется вход в жилой дом. На АДРЕС – АДРЕС ориентирована кирпичная стена дома. Напротив, вход в дом и въезд в гараж осуществляется с земельного участка с кадастровым номером НОМЕР.
Порядок рассмотрения уведомления о планируемом строительстве установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации, а именно статьей 51.1, согласно положениям которой в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, содержащее следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком; способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;
4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок. В случае направления застройщику такого уведомления по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 10 настоящей статьи, обязательным приложением к нему является уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений закона, пояснений свидетеля, уведомление о планируемом строительстве рассматривается уполномоченным органом в течение семи рабочих дней. Рассмотрение такого уведомления предполагает, в том числе проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным правилами землепользования и застройки, документации по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Принимая решение о соответствии или несоответствии планируемого строительства административный орган проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством административному органу предоставлены полномочия по проверке планируемого строительства, в том числе на соответствие с учетом установленных законодательством Российской Федерации ограничений. При этом проведение проверки не исключает возможность визуального осмотра земельного участка, на котором предполагается размещение планируемого объекта строительства.
В соответствии с таблицей 2 п. 1.2 раздела 1 части 1 Нормативов № 32 от 17.10.2017 улицы в жилой зоне должны быть 15-25 метров. Тупиковые проезды следует принимать протяженностью не более 150 метров. В конце проезжий частей тупиковых улиц и дорог следует устраивать площадки с островками диаметром не менее 16 м для разворота автомобилей.
Судом установлено, что уведомление о планируемом строительстве поступило в уполномоченный орган (администрацию города Новоалтайска) ДАТА и в этот же день рассмотрено, то есть в установленные законом сроки (7 дней).
При проведении проверки уведомления (с выходом на место), административным органом установлен факт несоблюдения заявителем (истцом) Нормативов № 32 от 17.10.2017 (таблице 2 п. 1.2 раздела 1 части 1), а именно: длина земельного участка истца, ориентированная на основную улицу составляет 5, 14 метров, ширина улицы, согласно схеме размещения здания на земельном участке, установлена 3 метра, ширина площадки с островками в конце тупиковой улицы, согласно схеме размещения здания на земельном участке, установлена 5 метров; длина тупикового проезда 75 м.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что уведомление о несоответствии НОМЕР от ДАТА рассмотрено и принято административным органом в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Указание в оспариваемом уведомлении на несоблюдение Нормативов от 17.10.2017 № 32, а именно таблицы 2 п. 1.2 раздела 1 части 1, касаемых проектирования в области автомобильных дорог местного значения, вопреки доводам, приводимым представителем истца, не свидетельствует о незаконности действий административного ответчика.
Оспаривая действия администрации г. Новоалтайска по направлению указанного уведомления, административный истец указывает на то, что проект объекта ИЖС размещен в «пятне застройке», обозначенном в ГПЗУ; проезд обеспечен через земельный участок, не относящийся к территориям общего пользования, поэтому на него не распространяются правила для дорог местного значения, а также через земельный участок, находящийся в муниципальной собственности; земельный участок поставлен на кадастровый учет, в связи с чем представленные истцом параметры застройки в адрес ответчика соответствуют требованиям действующего законодательства.
Согласно представленному администрации г. Новоалтайска проекту подъезд к дому осуществляется с земельного участка с кадастровым номером НОМЕР. Данный участок является тупиковым, огороженным с трех сторон, длиной 75 метров, шириной - 3 метра.
При этом, как пояснил суду свидетель Бондарев В.П. и представитель административного ответчика, доступ к жилому дому определяется исходя из того, каким образом осуществляет вход в жилой дом. На АДРЕС – Новая ориентирована кирпичная стена дома. Напротив, вход в дом и въезд в гараж осуществляется с земельного участка с кадастровым номером НОМЕР. (л.д. 125).
В соответствии со ст. 65 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные настоящим Федеральным законом. Описание и обоснование положений, касающихся проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территорий поселений и городских округов, должны входить в пояснительные записки к материалам по обоснованию проектов планировки территорий поселений и городских округов.
В силу статьи 80 указанного Закона конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения зданий и сооружений должны обеспечивать в случае пожара:
1) эвакуацию людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;
2) возможность проведения мероприятий по спасению людей;
3) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий и сооружений;
4) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара;
5) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения.
Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 утвержден свод правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", которое в соответствии с пунктом 1.1 применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.
Согласно пункту 8 должны быть обеспечены проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям.
К зданиям с площадью застройки более 10 000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон (8.4).
Допускается увеличивать расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ближней стены производственных зданий и сооружений до 60 метров при условии устройства тупиковых дорог к этим зданиям и сооружениям с площадками для разворота пожарной техники и устройством на этих площадках пожарных гидрантов. При этом расстояние от производственных зданий и сооружений до площадок для разворота пожарной техники должно быть не менее 5, но не более 15 метров, а расстояние между тупиковыми дорогами должно быть не более 100 метров (п.8.5).
Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:
- 3,5 метров - при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;
- 4,2 метра - при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;
- 6,0 метров - при высоте здания более 46 метров (п.8.6).
На обязательное соблюдение данных требований было указано в ГПЗУ. Свидетель Бондарев В.П. в суде показал, что при рассмотрении уведомления в обязательном порядке планируемый объект ИЖС проверяется на соблюдение указанных требований, а именно обеспечен ли доступ к территории землепользователей в соответствии с приведенными требованиями (л.д. 104-105).
Таким образом, на необходимость обеспечения подъезда и соблюдений правил по пожарной безопасности истцу было указано в ГПЗУ, который административным истцом не оспаривался и, согласно пояснениям представителя административного истца, принят во внимание при разработке проекта планируемого строительства. В связи с чем, фактически административным истцом не соблюден ГПЗУ, выданный административным органом.
Отсутствие, в принципе, проезда, а также проезд через земельный участок, находящийся в собственности, не освобождает заявителя от обязанности выполнения требования действующего законодательства. При этом "пятно застройки" в ГПЗУ, вопреки утверждениям стороны истца, определяет границы допустимого строительства, а не границы, в которых разрешено строительство без учета проектирования установленных законодательством противопожарных норм и правил, технических регламентов, иных требований к строительству, реконструкции объекта капитального строительства.
То, что земельный участок был постановлен на кадастровый учет до вынесения оспариваемого уведомления, в данном случае, не свидетельствует о незаконности действий административного ответчика, поскольку при рассмотрении уведомления административным органом оценивается объект планируемого строительства (с учетом его параметров) на предмет соответствия действующему законодательству, а не месторасположение земельного участка.
Кроме того, как следует из представленных материалов и не оспаривается сторонами, в производстве Новоалтайского городского суда находится гражданский иск о признании права собственности на объект недвижимости – жилой дом, общей площадью 109,0 кв.м, расположенный по адресу: Российская Федерация, АДРЕС, участок НОМЕР, решение по делу не принято (л.д. 132-133). Как пояснила в суде представитель административного истца, рассмотрение данного дела не окончено, назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно выписке из технического паспорта по состоянию на ДАТА, индивидуальный жилой дом построен (л.д. 120-123).
Согласно п.13 ст. 51.1 ГрК РФ получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо ненаправление указанными органами в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
Таким образом, уведомление о соответствии представляет собой документ, подтверждающий предварительное согласование объекта индивидуального жилищного строительства и дающий заявителю право осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве.
Системное толкование приведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации дает основание полагать, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства только после направления ему уведомления о соответствии планируемого строительства от уполномоченного органа. Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства. Получение такого уведомления при завершенном объекте капитального строительства противоречит приведенным выше положениям закона.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела ИЖС на указанном земельном участке осуществлено, оспариваемое уведомление для административного истца правового значения не имеет, а, следовательно, доводы административного истца о несогласии с ним, с точки зрения закона, не влечет нарушение прав.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения статьи 227 КАС РФ, согласно которым для признания решений, действий (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, незаконными суду необходимо установить не только их несоответствие нормативным правовым актам, но и факт нарушения этими решениями (действиями) прав, свобод и законных интересов истца на момент рассмотрения дела в суде, суд приходит к выводу о том, что доводы административного истца о незаконности оспариваемого уведомления являются необоснованными, данное уведомление прав истца не нарушает, в связи с этим отказывает в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░