Дело № 2-1221/2019 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Елизово Камчатского края | 09 сентября 2019 года |
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Федорцова Д.П., при секретарях судебного заседания Степаненко А.В. и Устимовой М.А., с участием
представителя ответчика государственного учреждения – управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском районе Камчатского края (межрайонного) Смышляевой И.И., действовавшей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № сроком по 31.12.2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петрова ИО1 к государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском районе Камчатского края (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и включения в льготный стаж периодов работы,
установил:
Петров И.В. обратился в суд с иском к государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском районе Камчатского края (межрайонному) (далее по тексту Учреждение), в котором просил признать незаконным решение Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении досрочно страховой пенсии по старости.
Просил также обязать Учреждение:
- включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости следующие периоды своей работы:
с 14.09.1992 года по 31.05.1993 года анестезисткой анестезиологического отделения 301 окружного военного клинического госпиталя города Хабаровска как 1 год 22 дня;
с 10.03.1993 года по 18.02.1995 года в КГБУЗ «Краевая клиническая больница № 1» имени профессора С.И. Сергеева города Хабаровска как 2 года 10 месяцев 19 дней;
с 01.09.1995 года по 01.09.1996 года период обучения в клинической ординатуре по отоларингологии как 1 год;
с 01.09.1996 года по 20.09.1997 года в должности медицинского брата палатного ЛОР взрослого отделения КГБУЗ «Городская больница № 2» им. Д.Н. Матвеева министерства здравоохранения Хабаровского края как 1 год 7 месяцев;
с 01.09.1997 года по 05.05.2007 года оперирующим ЛОР врачом в Усть-Камчатской ЦРБ как 16 лет 02 месяца 24 дня;
с 28.08.2001 года по 04.01.2002 года; с 23.11.2002 года по 26.12.2002 года; 30.04.2008 года по 20.06.2008 года; с 11.03.2012 года по 21.04.2012 года; с 05.10.2012 года по 16.10.2012 года; с 08.02.2013 года по 18.03.2013 года; с 06.09.2014 года по 31.12.2014 года; с 03.04.2015 года по 11.05.2015 года; с 10.01.2017 года по 19.02.2017 года; с 08.01.2018 года по 02.02.2018 года нахождения на курсах повышения квалификации как 1 год 05 месяцев 15 дней.
- считать общий льготный стаж работы – 36 лет 04 месяца 02 дня;
- назначить досрочную страховую трудовую пенсию по старости как медицинскому работнику с момента обращения – 26.03.2018 года (л.д. 43).
В обоснование своих исковых требований истец ссылался на то, что 25 июня 2018 года он обратился в Учреждение с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости как медработнику. Решением Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что ответчик вопреки требованиям пенсионного законодательства Российской Федерации не включил в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, вышеуказанные периоды работы (л.д. 5-12, 43, 147-148).
В судебное заседание истец Петров И.В. не явился, ходатайствуя о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие (л.д. 210).
Представитель ответчика Смышляева И.И. полагала исковые требования неподлежащими удовлетворению по основаниям, указанным в отзывах на иск (л.д. 54-59, 187-188).
Изучив иск, выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав и оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) представленные доказательства, отвечающие признакам относимости, допустимости и достаточности для разрешения дела по существу, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Петров И.В., являющийся гражданином Российской Федерации, зарегистрированный по месту жительства в <адрес>, зарегистрированный в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, имеющий высшее медицинское образование, обратился в Учреждение с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 74-77, 84-85, 91, 92, 173-179).
Решением Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ № Петрову И.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого 30-летнего стажа лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа, поскольку по расчетам Учреждения стаж истца по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа составил 25 лет 04 месяца 27 дней (л.д. 62-64).
При расчете специального стажа Петрова И.В., дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, пенсионным органом в него не были включены в льготном исчислении (один год за один год и шесть месяцев) следующие периоды трудовой деятельности истца, в отношении которых между сторонами ведется спор:
с 14.09.1992 года по 01.06.1993 года (в требованиях по 31.05.1993 года) в должности медсестры анестезистки анестезиологического отделения 301 окружного военного клинического госпиталя;
с 10.03.1993 года по 18.02.1995 года в должности медсестры хирургического отделения КГБУЗ «Краевая клиническая больница № 1» имени профессора С.И. Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края;
с 01.09.1996 года по 20.09.1997 года в должности медицинского брата палатного ЛОР взрослого отделения КГБУЗ «Городская больница № 2» им. Д.Н. Матвеева министерства здравоохранения Хабаровского края;
с 01.09.1997 года по 04.05.2007 года оперирующим ЛОР врачом в Усть-Камчатской ЦРБ,
а также в календарном исчислении следующие периоды трудовой деятельности истца, в отношении которых между сторонами ведется спор:
с 01.09.1995 года по 31.08. 1996 года (в требованиях по 01.09.1996 года, несмотря на то, что эта дата включена ответчиком в специальный стаж в календарном исчислении) период обучения в клинической ординатуре по отоларингологии;
с 28.08.2001 года по 04.01.2002 года; с 23.11.2002 года по 26.12.2002 года; с 30.04.2008 года по 20.06.2008 года; с 11.03.2012 года по 21.04.2012 года; с 05.10.2012 года по 16.10.2012 года; с 08.02.2013 года по 18.03.2013 года; с 06.09.2014 года по 31.12.2014 года; с 03.04.2015 года по 11.05.2015 года; с 10.01.2017 года по 19.02.2017 года; с 08.01.2018 года по 02.02.2018 года нахождения на курсах повышения квалификации.
Как следует из решения Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ № и отзывов на иск причинами не включения пенсионным органом спорных периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении послужило следующее:
по периоду работы в должности медсестры анестезистки анестезиологического отделения 301 окружного военного клинического госпиталя отсутствие указанной должности в соответствующем перечне должностей, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев;
по периодам работы в должности медсестры хирургического отделения КГБУЗ «Краевая клиническая больница № 1» имени профессора С.И. Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края и в должности медицинского брата палатного ЛОР взрослого отделения КГБУЗ «Городская больница № 2» им. Д.Н. Матвеева министерства здравоохранения Хабаровского края непредставление истцом документов, подтверждающих осуществление им работы в стационаре;
по периоду работы оперирующим ЛОР врачом в Усть-Камчатской ЦРБ осуществление деятельности в поликлинике, а не стационаре медицинского учреждения;
Период обучения истца в клинической ординатуре по отоларингологии и периоды его нахождение на курсах повышения квалификации не были включены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в календарном исчислении в связи с тем, что ответчик посчитал, что указанные периоды не являются работой и не совмещаются с ней.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015 года.
До 01.01.2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ в редакции, действовавшей, на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ в редакции, действовавшей, на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2011 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ).
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 01.01.2002 года и действовал до 01.01.2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который не применяется с 01.01.2015 года, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).
Согласно подпунктам «а» и «б» пункту 4 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 01.01.1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт «а» пункта 6 Правил № 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01.01.2001 года и с 01.01.2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт «б» пункта 6 Правил № 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 01.01 по 31.12.2001 года - документами территориальных налоговых органов (подпункт «в» пункта 6 Правил № 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт «г» пункта 6 Правил № 1015).
В соответствии с пунктом 8 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
Периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 Правил № 1015 (пункт 10 Правил № 1015).
Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В силу пункта 47 Правил № 1015 исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.
Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня.
Периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды включаются (засчитываются) в страховой стаж по день, предшествующий дню обращения за установлением страховой пенсии, а в случаях, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», - по день, предшествующий дню назначения страховой пенсии.
Согласно пункту 48 Правил № 1015 в случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 2 указанных Правил, с иными периодами органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении пенсии в страховой стаж застрахованного лица включается (засчитывается) период, учет которого дает право на страховую пенсию и (или) на определение величины индивидуального пенсионного коэффициента в более высоком размере. Лицо, обратившееся за установлением пенсии, может указать в заявлении выбранный им для включения (зачета) в страховой стаж период.
В соответствии с пунктом 58 Правил № 1015 при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
При отсутствии волеизъявления застрахованного лица орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, применяет указанные правила подсчета стажа, если без их применения право на страховую пенсию не возникает.
Аналогичные положения были предусмотрены Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года № 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года № 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 года № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17.11.2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).
Согласно пункту 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в соответствующую организацию, государственный (муниципальный орган) (пункт 65 Правил № 884н).
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ Правительство Российской Федерации приняло постановление 16.07.2014 года № 665, которым в подпункте «н» пункта 1 постановило, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года № 665 также определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением… Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении:
в) периодов работы, указанных в подпунктах «м» и «н» пункта 1 настоящего постановления, - применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года;
Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года включительно.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, включены следующие наименования должностей и учреждений:
Наименование должностей | Наименование учреждений |
Врачи-специалисты всех наименованийСредний медицинский персонал:медицинская сестра;медицинская сестра палатная (постовая);медицинская сестра-анестезист | 1. Больницы всех наименований;6. Госпитали всех наименований |
Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее именуется - список).
При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01.11.1999 года, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
В силу пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 указанных Правил.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющимся приложением к Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, включены наименование следующих структурных подразделений и должностей:
Наименование структурных подразделений | Наименование должностей |
1. Отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 списка: отоларингологическое; | 1. Оперирующие врачи-специалисты всех наименований, в том числе оперирующие врачи-заведующие; операционные медицинские сестры;медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, |
2. Отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 списка | 2. Врачи-анестезиологи-реаниматологи (врачи-анестезиологи-реаниматоры), в том числе заведующие; медицинские сестры палатные, в том числе старшие; медицинские сестры-анестезисты |
Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1066, включены наименование следующих должностей и учреждений:
Наименование должностей | Наименование учреждений |
Врачи: врачи – специалисты (кроме врачей-статистиков);Средний медицинский персонал:медицинская сестра, медицинская сестра палатная (или постовая),медицинская сестра-анестезист | 1. Больницы: городская;областная (краевая, республиканская, окружная);районная;центральная (городская, окружная, районная)5. Госпитали:военный;военный клинический |
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1066, и Перечень структурных подразделений, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев, являющийся приложением к указанным Правилам, фактически тождественны Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, и Перечню, являющимся приложением к указанным правилам.
Пунктов 2 постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 464 также было определено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца; врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев. В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Списком, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 464, были предусмотрены следующие должности: врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
Из трудовой книжки истца, архивной справки федерального государственного казенного учреждения «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №, личной карточки истца и архивной выписки филиала федерального государственного казенного учреждения «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в период с 14.09.1992 года по 01.06.1993 года Петров И.В. работал в должности медсестры анестезистки анестезиологического отделения 301 окружного военного клинического госпиталя на 0,5 ставки (л.д. 28, 116, 117, 118).
Указанный период был включен ответчиком в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в календарном исчислении, а не в льготном исчислении в связи с отсутствием в постановлении Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 464, а также во всех последующих нормативных правовых актов, указания на такое структурное подразделение как анестезиологическое отделение.
Оснований согласиться в этой части с решением Учреждения у суда не имеется.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
По смыслу положений пункта 2 постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 464 льготное исчисление периодов работы среднего медицинского персонала в отделениях анестезиологии-реанимации и отделениях реанимации и интенсивной терапии связано с повышенными эмоциональными, психологическим и физическими нагрузками, вызванными особыми условиями труда в данных отделениях.
Приказом Министерства здравоохранения СССР от 19.08.1969 года № 605 «Об улучшении анестезиолого-реанимационной службы в стране» предусматривалось реорганизовать существующие анестезиологические отделения (группы) лечебно-профилактических учреждений (а при их отсутствии - организовывать) в отделения (группы) анестезиологии-реанимации в соответствии с Положением и штатными нормативами, утвержденными указанным приказом.
Приказом Министерства здравоохранения СССР от 11.07.1986 года № 841 «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению», действовавшим в спорный период времени, было утверждено новое Положение об отделении (группе) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения.
В соответствии с указанным Положением об отделении анестезиологии-реанимации оно организуется в составе лечебно-профилактического учреждения, основными задачами отделения являются осуществление комплекса мероприятий по подготовке и проведению общей анестезии (наркоза) и регионарной анестезии при операциях, родах, диагностических и лечебных процедурах; осуществление комплекса мероприятий по восстановлению и поддержанию нарушенных функций жизненно важных органов, возникших вследствие заболевания, травмы, оперативного вмешательства и др. причин (острая сердечно-сосудистая недостаточность, травматический шок, гиповолемический шок, кардиогенный шок и др., острые расстройства дыхания, другие расстройства функций жизненно важных органов и систем, тяжелые отравления - при невозможности госпитализации в соответствующие отделения).
Создание отдельных отделений реанимации и отделений анестезиологии вышеназванными нормативными актами в медицинских учреждениях не предусматривалось.
Письмом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14.07.1995 года № 2510/1835-95-27 «О льготном пенсионном обеспечении» в целях устранения конфликтных ситуаций и правильного решения вопроса пенсионного обеспечения работников здравоохранения, а именно работников «анестезиологических», «реанимационных» отделений, было дано указание руководителям лечебно-профилактических учреждений о приведении наименований структурных подразделений и внесение изменений в трудовые книжки работников в строгом соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, само по себе неправильное наименование отделения 301 окружного военного клинического госпиталя, в котором работал истец, деятельность которого регламентировалась вышеназванными нормативными актами, не меняет его назначения, а потому данное обстоятельство не может влечь ограничение пенсионных прав Петрова И.В., как и бездействие работодателя в части невнесения изменений в его трудовую книжку.
Поэтому период работы Петрова И.В. с 14.09.1992 года по 31.05.1993 года, исходя в силу части 3 статьи 196 ГПК РФ из формулировки его исковых требований, в должности медсестры анестезистки анестезиологического отделения 301 окружного военного клинического госпиталя подлежит включению в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении как 1 год 22 дня.
При этом то, что в указанный период истец работал неполный рабочий день, а на 0,5 ставки, не имеет какого-либо значения, поскольку согласно постановлению Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 464, подлежащему применению для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) независимо от продолжительности рабочего времени.
В соответствии со справками от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 95, 96) и справкой от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 97-98) Петров И.В. работал полный рабочий день на полную ставку:
с 10.03.1993 года по 18.02.1995 года в должности м/с хир. отд. КГБУЗ «Краевая клиническая больница № 1» имени профессора С.И. Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края;
с 01.09.1996 года по 20.09.1997 года в должности медицинского брата палатного ЛОР взрослого отделения КГБУЗ «Городская больница № 2» им. Д.Н. Матвеева министерства здравоохранения Хабаровского края.
Данные периоды работы истца были включены Учреждением в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в календарном исчислении, а не в льготном, поскольку в представленных Петровым И.В. в пенсионный орган документах, по мнению ответчика, отсутствовали сведения, о том, что в структуре учреждений имелись хирургические отделения стационаров.
Суд не может согласиться с этим, исходя из следующего.
Приказом Минздрава СССР от 26.12.1955 № 282-м, опубликованном в Законодательстве по здравоохранению, том V. М., Медгиз, 1961, были утверждены «Штатные нормативы и типовые штаты больниц, поликлинических учреждений, учреждений охраны материнства и детства», которые до настоящего времени не были признаны утратившими силу.
Из пункта 4 раздела II «Средний медицинский персонал стационаров больниц с поликлиниками, больниц, временно существующих без поликлиник, туберкулезных и инфекционных больниц» Штатных нормативов медицинского, педагогического персонала и работников кухонь городских больниц с поликлиниками (амбулаториями), клинических больниц, больниц, входящих в состав медико-санитарных частей, а также городских больниц, временно не имеющих поликлиник, туберкулёзных, инфекционных больниц и городских поликлиник (амбулаторий), существующих временно как самостоятельные учреждения и раздела II «Средний и младший медицинский персонал» Штатных нормативов медицинского и педагогического персонала областных, краевых и республиканских больниц следует, что должность палатной медицинской сестры устанавливалась в хирургическом, офтальмологическом, оториноларингологическом, туберкулезном (для взрослых) отделениях больниц с числом коек днем 25 коек, а ночью 40 коек.
При этом указанными нормативными правовыми актами койки предусмотрены только в стационаре больницы.
Должность «медицинская сестра», замещаемая лицами мужского пола, именуется соответственно «медицинский брат (медбрат)» (см. соответствующий Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781).
Разделом III «Средний медицинский персонал поликлиник (амбулаторий) больниц и поликлиник (амбулаторий), временно существующих как самостоятельные учреждения» Штатных нормативов медицинского, педагогического персонала и работников кухонь городских больниц с поликлиниками (амбулаториями), клинических больниц, больниц, входящих в состав медико-санитарных частей, а также городских больниц, временно не имеющих поликлиник, туберкулёзных, инфекционных больниц и городских поликлиник (амбулаторий), существующих временно как самостоятельные учреждения и разделом II «Средний и младший медицинский персонал» Штатных нормативов медицинского и педагогического персонала областных, краевых и республиканских больниц в поликлиниках больниц предусмотрены должности: старшей медицинской сестры отделения в поликлиники (амбулатории) больницы, сестры-хозяйки, старшей операционной сестры, участковой медицинской сестры, патронажной сестры, медицинской сестры врачебного кабинета.
Таким образом, должность медицинской сестры хирургического отделения предусмотрена указанным нормативным актом только в стационаре.
При этом из Положения о республиканской (краевой, областной, окружной) больнице и о медицинском диагностическом центре, утвержденного Приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 13.01.1995 № 6 следует, что специализированные отделения различной степени интенсивности лечебного процесса могут создаваться в стационаре (пункты 3.1, 4.3.2), а не в консультативной поликлинике, являющейся самостоятельным структурным подразделением больницы (пункты 3.1, 4.1).
Поэтому период работы Петрова И.В.:
с 10.03.1993 года по 18.02.1995 года в должности медсестры хирургического отделения КГБУЗ «Краевая клиническая больница № 1» имени профессора С.И. Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края подлежит включение в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении как 2 года 10 месяцев 27 дней;
с 01.09.1996 года по 20.09.1997 года в должности медицинского брата палатного ЛОР взрослого отделения КГБУЗ «Городская больница № 2» им. Д.Н. Матвеева министерства здравоохранения Хабаровского края подлежит включение в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении как 1 год 7 месяцев.
Относительно периода с 10.03.1993 года по 18.02.1995 года, суд исходит из даты 18.02.1995 года, указанной в основании исковых требований, а не даты 12.02.1995 года, указанной в просительной части иска, считая последнюю дату технической ошибкой истца, поскольку она не согласуется, как с датой, указанной в основании исковых требований самим истцом, так и датой, указанной в представленных им документах.
Указание работодателем в документах должности и структурного подразделения, в которых Петров И.В. работал в период с 10.03.1993 года по 18.02.1995 года, не полностью, а сокращено, не может повлечь отказ в удовлетворении исковых требований в указанной части, так как нормативные правовые акты, действующие в тот период, позволяют расшифровать данные сокращения и соотнести их с должностями, предусмотренными правовыми актами в штатах медицинских учреждений.
Согласно представленным приказам работодателя в периоды с 28.08.2001 года по 04.01.2002 года; с 23.11.2002 года по 26.12.2002 года; с 30.04.2008 года по 20.06.2008 года; с 11.03.2012 года по 21.04.2012 года; с 05.10.2012 года по 16.10.2012 года; с 08.02.2013 года по 18.03.2013 года; с 06.09.2014 года по 31.12.2014 года; с 03.04.2015 года по 11.05.2015 года; с 10.01.2017 года по 19.02.2017 года; с 08.01.2018 года по 02.02.2018 года истец находился в служебных командировках на курсах повышения квалификации (л.д. 104-109, 150-160).
Из справки ГБУЗ «Усть-Камчатская РБ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в указанные периоды в соответствии со статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ) Петрову И.В. были предоставлены гарантии в виде сохранения места работы (должности) и среднего заработка.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, указано, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С учетом изложенного одним из условий включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности служит условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности (часть 4 статьи 196 ТК РФ).
Статьями 72, 73 и 79 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены права медицинских работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя и обязанности по совершенствованию профессиональных знаний и навыков, а также обязанности медицинских учреждений по обеспечению данных прав.
Согласно части 1 статьи 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В соответствии с положениями статьи 187 ТК РФ, а также в силу статей 166, 167 ТК РФ, Федерального закона № 173-ФЗ время нахождения в служебной командировке, на курсах повышения квалификации является периодом работы, когда за работником сохраняется средняя заработная плата, с которой работодатель начисляет страховые взносы, в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В связи с этим отказ Учреждения во включении в стаж работы истца по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации в календарном исчислении как 1 год 05 месяцев 15 дней не соответствует вышеназванным положениям закона (см. определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2011 года № 74-В10-11).
Судом также установлено, что приказом работодателя МУЗ «Усть-Камчатская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ № истец Петров И.В. был направлен на обучение в клиническую ординатуру в Хабаровский госмединстит, куда был зачислен 01.09.1995 года (л.д. 149, 193).
Отчислен из клинической ординатуры Хабаровского госмединстита в связи с выполнением плана обучения, аттестацией и сдачей заключительного экзамена Петров И.В. был ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 87-88).
В личной карточке работника Петрова И.В. указано, что он откомандирован на обучение в клиническую ординатуру в Хабаровский госмединстит (л.д. 190 оборот), однако вопреки этому после окончания ординатуру работодатель МУЗ «Усть-Камчатская ЦРБ» издает приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к о принятии Петрова И.В. на работу на должность оперирующего лор-врача по 12 разряду ЕТС (л.д. 88, 194).
Как следует из лицевых карточек о начислении заработной платы 1995, 1996 и 1997 годов заработная плата Петрову И.В. в период его обучения в клинической ординатуре работодателем не начислялась и не выплачивалась (л.д. 213-230). Доказательств обратного истец вопреки требованиям статей 56, 57 ГПК РФ суду не представил.
В период обучения истца в клинической ординатуре порядок зачисления и обучения в ней регулировался Положением о клинической ординатуре, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно пункту 6 данного Положения обучение в клинической ординатуре осуществлялось с отрывом от основного места работы в течение 2 (5) лет. Врачам, обучающимся в клинической ординатуре, выплачивалась стипендия (пункт 16 Положения).
Это означает, что данный период не является работой и не совмещается с ней.
Между тем, из приведенных в настоящем решении положений пенсионного законодательства Российской Федерации следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости обусловлено наличием стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Пункт 5 Правил, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, предусматривает возможность включать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды, когда работа по специальности не осуществлялась.
К ним относятся периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Период обучения в клинической ординатуре в данном пункте не указан.
Из изложенного следует, что период обучения в клинической ординатуре не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности (ответ на вопрос 9 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2007 года).
Поэтому суд не находит оснований для признания незаконным решения Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ № в части не включения в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период его обучения в клинической ординатуре.
В связи с этим суд не может возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период обучения Петрова И.В. в клинической ординатуре с 01.09.1995 года по 01.09.1996 года в календарном исчислении как 1 год, о чем просит истец.
Кроме того, день - 01.09.1996 года, вопреки мнению истца, согласно оспариваемому решению от ДД.ММ.ГГГГ был включен Учреждением в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в календарном исчислении как работа в этот день в должности медицинского брата палатного ЛОР взрослого отделения КГБУЗ «Городская больница № 2» им. Д.Н. Матвеева министерства здравоохранения Хабаровского края, в связи с чем обязывать ответчика повторно включать указанный день в специальный стаж работы истца в календарном исчислении оснований у суда не имеется.
Согласно трудовой книжке истца и справке от ДД.ММ.ГГГГ № в период с 01.09.1997 года по 04.05.2007 года, а не по 05.05.2007 года как указано в просительной части иска, истец Петров И.В. работал в должности врача-отолоринголога (лор-врача) в поликлинике МУЗ «Усть-Камчатская ЦРБ» (л.д. 86-91, 99-100).
При таких обстоятельствах, исходя из изложенных в настоящем решении положений пенсионного законодательства Российской Федерации, Учреждение обоснованно не включило указанный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, поскольку в этом исчислении указанный период подлежал бы включению в специальный стаж только в случае работы истца в стационаре медицинского учреждения.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что вопреки утверждению истца, в том числе и период его работы в указанной должности, согласно оспариваемому решению был включен пенсионным органом в его специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы в сельской местности за 1 год и 3 месяца. Поэтому оснований возлагать на ответчика повторно учесть указанный период работы в льготном исчислении как 1 год работы в сельской местности за 1 год и 3 месяца у суда не имеется.
Доводы Петрова И.В. о том, что указанный период работы подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев в связи с тем, что заработная плата в указанный период ему начислялась по 12 ЕТС как врачу-специалисту: хирургу всех наименований, оперирующему больных в стационаре, а также в связи с тем, что он выполнял функциональные обязанности не только в поликлинике, но и в стационаре, выполняя оперативные вмешательства на ЛОР-органах, ассистировал на общехирургических операциях, вел медицинскую документацию стационарных больных, не могут быть приняты во внимание.
Исходя из соответствующих перечней, приведенных в настоящем решении, для включения периода работы в специальный стаж в льготном исчислении имеет юридическое значение то, в каком структурном подразделении медицинского учреждения постоянно исполняет свои трудовые обязанности работник, а не по какому тарифному разряду ему начисляется заработная плата.
Кроме того, в справке от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 101) отсутствуют сведения о том, когда именно, на какое время и на каком основании истец, работая в поликлинике, привлекался для выполнения функциональных обязанностей в стационаре медицинского учреждения, что не позволяет суду в силу нормативных предписаний удовлетворить в этой части исковые требования Петрова И.В.
Несмотря на частичное удовлетворение исковых требований и возложение на ответчика обязанности включить некоторые периоды работы истца в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как в льготном, так и календарном исчислении, у суда нет оснований не согласиться с пенсионным органом в том, что даже в этом случае, у Петрова И.В. отсутствует 30 летний стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах. Тем более указанный стаж не составляет, как это указывает истец, 36 лет 04 месяца 02 дня.
Поэтому у суда не имеется причин для удовлетворения требований истца о возложении на Учреждение обязанности считать общий льготный стаж работы истца – 36 лет 04 месяца 02 дня и назначить ему досрочную страховую трудовую пенсию по старости как медицинскому работнику с момента обращения.
Более того, согласно заявлению Петрова И.В. о назначении пенсии, он обратился с ним к пенсионному органу ДД.ММ.ГГГГ, а не 26 марта 2018 года, как это указывает истец в просительной части своего иска (л.д. 74-77).
Суд также отмечает, что при подсчете своего специального стажа истец Петров И.В. вопреки требованиям пенсионного законодательства суммирует одни и те же периоды работы в различных медицинских учреждениях, что недопустимо.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Петрова ИО1 к государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском районе Камчатского края (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и включения в льготный стаж периодов работы удовлетворить частично.
Признать незаконным решение государственного учреждения – управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском районе Камчатского края (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении досрочно страховой пенсии по старости в части не включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости следующих периодов:
с 14.09.1992 года по 31.05.1993 года в должности медсестры анестезистки анестезиологического отделения 301 окружного военного клинического госпиталя в льготном исчислении как 1 год 22 дня;
с 10.03.1993 года по 18.02.1995 года в должности медсестры хирургического отделения КГБУЗ «Краевая клиническая больница № 1» имени профессора С.И. Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края в льготном исчислении как 2 года 10 месяцев 27 дней;
с 01.09.1996 года по 20.09.1997 года в должности медицинского брата палатного ЛОР взрослого отделения КГБУЗ «Городская больница № 2» им. Д.Н. Матвеева министерства здравоохранения Хабаровского края в льготном исчислении как 1 год 7 месяцев;
с 28.08.2001 года по 04.01.2002 года; с 23.11.2002 года по 26.12.2002 года; с 30.04.2008 года по 20.06.2008 года; с 11.03.2012 года по 21.04.2012 года; с 05.10.2012 года по 16.10.2012 года; с 08.02.2013 года по 18.03.2013 года; с 06.09.2014 года по 31.12.2014 года; с 03.04.2015 года по 11.05.2015 года; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении как 1 год 05 месяцев 15 дней.
Обязать государственное учреждение – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском районе Камчатского края (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости следующие периоды работы Петрова ИО1:
с 14.09.1992 года по 31.05.1993 года в должности медсестры анестезистки анестезиологического отделения 301 окружного военного клинического госпиталя в льготном исчислении как 1 год 22 дня;
с 10.03.1993 года по 18.02.1995 года в должности медсестры хирургического отделения КГБУЗ «Краевая клиническая больница № 1» имени профессора С.И. Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края в льготном исчислении как 2 года 10 месяцев 19 дней.
с 01.09.1996 года по 20.09.1997 года в должности медицинского брата палатного ЛОР взрослого отделения КГБУЗ «Городская больница № 2» им. Д.Н. Матвеева министерства здравоохранения Хабаровского края в льготном исчислении как 1 год 7 месяцев.
с 28.08.2001 года по 04.01.2002 года; с 23.11.2002 года по 26.12.2002 года; с 30.04.2008 года по 20.06.2008 года; с 11.03.2012 года по 21.04.2012 года; с 05.10.2012 года по 16.10.2012 года; с 08.02.2013 года по 18.03.2013 года; с 06.09.2014 года по 31.12.2014 года; с 03.04.2015 года по 11.05.2015 года; с 10.01.2017 года по 19.02.2017 года; с 08.01.2018 года по 02.02.2018 года нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении как 1 год 05 месяцев 15 дней.
Отказать в удовлетворении исковых требований Петрова ИО1 о возложении на государственное учреждение – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском районе Камчатского края (межрайонное) обязанности:
включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости следующие периоды работы Петрова ИО1:
обучения в клинической ординатуре по отоларингологии с 01.09.1995 года по 01.09.1996 года в календарном исчислении как 1 год;
оперирующим ЛОР врачом в Усть-Камчатской ЦРБ с 01.09.1997 года по 05.05.2007 года в льготном исчислении как 16 лет 02 месяца 24 дня.
считать общий льготный стаж работы – 36 лет 04 месяца 02 дня;
назначить досрочную страховую трудовую пенсию по старости как медицинскому работнику с момента обращения – 26.03.2018 года.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 16 сентября 2019 года.
Председательствующий | Д.П. Федорцов |