61RS0019-01-2019-005583-72
Дело № 2-178/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новочеркасск 13 января 2019 год
Новочеркасский городской суд в составе председательствующего судьи Политко Ф.В., при секретаре Скидановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заико Алексея Петровича к Администрации г. Новочеркасска, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Новочеркасска о возмещении ущербе, причиненного в результате повреждения транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
Заико А.П. обратился в суд с указанным выше иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. <дата> в период с 11 часов до 12 часов в результате падения ветки дерева транспортному средству <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, принадлежащему ему на праве собственности, припаркованному по адресу: <адрес> причинены повреждения, исключающие возможность самостоятельного передвижения транспортного средства. Для перемещения поврежденного транспортного средства по адресу: <адрес>, он воспользоваться услугой автоэвакуатора, стоимость которой согласно квитанции - договору № составила 9 000 рублей.
Факт повреждения транспортного средства <данные изъяты>, обнаружен ФИО10, в пользовании которого находился указанный автомобиль в день повреждения и зафиксирован по сообщению ФИО10 и ОП-2 МУ МВД России «Новочеркасекое».
Дерево, упавшей веткой которого повреждено транспортное средство, расположено в следующих географических координатах: №. Как видно из сведений Публичной кадастровой карты, точка с указанными географическими координатами расположена за пределами земельного участка многоквартирного жилого дома, расположенного но адресу: <адрес> (кадастровый №), то есть, дерево, расположено на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности города Новочеркасска.
Согласно ответу ФИО11 на заявление о предоставлении информации, метеорологические наблюдения в г. Новочеркасск Ростовской области не проводятся. По результатам проведенного обследования в г. Новочеркасск <дата> с 11 ч. 00 мин. до 18 ч. 00 мин. скорость ветра с учетом максимальных порывов составила 13,9-17,1 м/с (по шкале Бофорта). По оперативным данным наблюдений метеорологической станции <адрес> <дата> с 11 ч. 00 мин. до 12 ч. 00 мин. наблюдался ветер с максимальной скоростью с учетом порывов 15 м/с. Стоимость предоставления гидрометеорологической информации составила 2 452,85 рублей.
Согласно определению силы ветра по шкале Бофорта, ветер скоростью 13,9-17,1 м/с отнесен к крепкому ветру, при котором трудно идти против ветра, качаются стволы деревьев. Таким образом, падение деревьев, ломание ветвей деревьев ветру такой силы не свойственно.
Согласно приказу МЧС России от 08.07.2004 г. № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях» (п. 2.3.1 ч. 2 приложения к Приказу), к опасным метеорологическим явлениям относится сильный ветер, критерием сильного ветра является скорость ветра (включая порывы) - 25 м/сск и более.
Таким образом, погодные условия, отмечавшиеся <дата> г. Новочеркасск в период повреждения моего автомобиля не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы, поскольку ветер скоростью 13,9-17,1 м/с не относится к опасным метеорологическим явлениям, являющимся критериям чрезвычайной ситуации.
Согласно экспертному заключению № от <дата> об определении величины затрат на восстановительный ремонт ТС марки <данные изъяты>, гос. peг. знак №, величина затрат, необходимая для восстановления данного транспортного средства, на дату повреждения, без учета износа составляет 236 651,52 рублей. Стоимость проведения экспертизы составила 15 000 рублей.
Просит суд взыскать с ответчика в пользу истца ущерб в размере 236 651,52 рублей; расходы по оплате услуг авто эвакуатора в размере 9000 рублей; по получению гидрометеорологической информации 2452,85 рублей, направлению телеграммы
362 рублей; услуг независимого эксперта в размере 15 000 рублей; по составлению искового заявления 3000 руб., по оплате государственной пошлины 5567 руб.
В судебном заседании Заико А.П. настаивал на удовлетворении искового заявления, по изложенным в нем основаниям.
Представители Администрации г. Новочеркасска и Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Новочеркасска по доверенности соответственно Харченко Д.А. и Жидкова А.И. возражали против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что отсутствуют доказательства, подтверждающие, что дерево произрастало на муниципальном земельном участке.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 1082 ГК РФ одним из способов возмещения вреда является возмещение причиненных убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При взыскании убытков подлежит доказыванию факт противоправных действий причинителя вреда, наличие и размер ущерба, наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и противоправными действиями причинителя вреда.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 3 пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, подпунктом "е" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включается также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Суд установил, что согласно ПТС собственником <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № является Зайко А.П. (л.д.16). <дата> в период с 11 часов до 12 часов в результате падения ветки дерева транспортному средству <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, припаркованному по адресу: <адрес> причинены повреждения.
Дерево, упавшей веткой которого повреждено транспортное средство, расположено в следующих географических координатах: №. Как видно из сведений Публичной кадастровой карты, точка с указанными географическими координатами расположена за пределами земельного участка многоквартирного жилого дома, расположенного но адресу: <адрес> (кадастровый №), то есть, дерево, расположено на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности города Новочеркасска.
При этом никаких доказательств отсутствия вины в возникшем ущербе, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Новочеркасска суду не представил.
Придомовая территория - образованный в соответствии с законодательством земельный участок многоквартирного жилого дома, с элементами озеленения, благоустройства, включающий в себя пешеходные пути ко входам, подъезды к дому со стоянками автотранспорта и площадками для жильцов данного дома - детскими, физкультурными, для отдыха, контейнеров, выгула собак и т.п. (СП 59.0013330.2016 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утв. Приказом Минстроя России от 14.11.2016 N798/np).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Из анализа указанных норм права следует, что придомовая территория - это земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который является общей долевой собственностью собственников помещений в этом многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Согласно пункту 6.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 N 153, землепользователи озелененных территорий обязаны обеспечивать уборку сухостоя, вырезку сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях. Как следует из преамбулы указанных Правил, настоящие Правила являются рекомендательным документом в целях регламентации основных вопросов ведения зеленого хозяйства. Правила предназначены для всех предприятий, занимающихся вопросами создания, охраны и содержания озелененных территорий, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на органы местного самоуправления возложено решение вопросов местного значения, в том числе организация благоустройства территории, озеленение территории. В разделе 2 Правил благоустройства территории города Новочеркасска, утвержденных Решением Городской Думы г. Новочеркасска от 24.11.2017 года №224, предусмотрено, что благоустройство территории - это комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. Благоустройство территории города заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих, в частности, озеленение городских территорий, а также содержание зеленых насаждений, в том числе кошение травы, обрезку деревьев и кустарников; (п.80)
В соответствии с п. 99 Правил работы по содержанию объектов благоустройства включают мероприятия по уходу за деревьями и кустарникам, газонами, цветниками (полив, стрижка газонов и другие работы) в соответствии с установленными нормативами; Работы по ремонту (текущему, капитальному) объектов благоустройства включают в себя снос сухих, аварийно-опасных и потерявших, декоративный вид деревьев и кустарников, посадку деревьев и кустарников, подсев газонов, санитарную обрезку растений, удаление поросли, стрижку и кремирование живой изгороди (п. 100 Правил),
Работы по благоустройству, предметом которых являются зеленые насаждение производятся в соответствии с требованиями Порядка охраны зеленых насаждений в городе Новочеркасске, утвержденного решением Городской Думы от 24.05.2013 г.№ 378, Областного Закона Ростовской области от 03.08.2007 г № 743-ЗС «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области» и иных нормативных правовых актов, регламентирующих выполнение указанных работ. В силу пункта 4.2 Порядка охраны зеленых насаждений в городе Новочеркасске утвержденные Решение Городской Думы г. Новочеркасска от 24.05.2013 г. № 378 проведение работ по охранению зеленых насаждений обеспечивается собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков за счет собственных средств в соответствии с регламентами и сроками производства работ на объектах озеленения, в том числе по лечению зеленых насаждений при их повреждении в срок не позже 10 дней с момента установления факта повреждения.
Таким образом, ответственность за надлежащее состояние зеленых насаждений и уход за ними являются обязанностью собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, которыми управляющая компания в данном деле не является.
Поскольку земельный участок, на котором произрастало дерево находится в муниципальной собственности, то ответственность за причиненный ущерб несет собственник земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок осуществления права собственности определяется гражданским законодательством.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать данному Кодексу.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены лишь федеральными законами, к которым Правила благоустройства не относятся, или договором.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Исходя из положений статей 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из анализа приведенного выше законодательства, а также предписаний Федерального закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, статей 37 - 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении. При этом возложение на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона либо на основании договора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в который включены: подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 1); тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 7).
Согласно экспертному заключению № от <дата> об определении величины затрат на восстановительный ремонт ТС марки <данные изъяты>, гос. peг. знак №, величина затрат, необходимая для восстановления данного транспортного средства, на дату повреждения, без учета износа составляет 236 651,52 рублей. Стоимость проведения экспертизы составила 15 000 рублей.
Таким образом, ущерб причинен имуществу истца упавшей частью аварийного дерева, находящегося на муниципальной земле, поэтому ущерб подлежит взысканию с Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Новочеркасска.
Вместе с тем, исковые требования в части взыскания расходов по оплате услуг автоэвакуатора в размере 9000 руб. не подлежат удовлетворению, поскольку данные расходы понес не истец. Согласно квитанции-договру оплату произвел ФИО10 (л.д. 20). Расходы по получению гидрометеорологической информации в размере 2452, 85 руб. (л.д.33), по направлению телеграммы в размере 362 руб. (л.д.35-36) произвел также ФИО10, в связи с чем данные судебные расходы не могут быть взысканы в пользу Заико А.П.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истец понес расходы по оплате госпошлины в сумме 5567 руб., расходы на заключение эксперта в сумме 15000 руб., за составление искового заявления 3000 руб., которые по правилам ст.ст. 94, 98 ГПК РФ следует также взыскать с ДЖКХиБ г. Новочеркасска в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 236651, 52 ░░░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 000 ░░░░░░; ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 3000 ░░░., ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 5567 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░ 2020 ░░░░.