Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Ермаковское 03 июня 2020 года
Ермаковский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Петуховой В.Н.,
при помощнике судьи Грязиной Е.Ф.,
с участием представителя административного истца КГБУЗ «Ермаковская районная больница», действующего на основании доверенности Туксина П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению КГБУЗ «Ермаковская районная больница» к ОСП по Ермаковскому району УФССП по Красноярскому краю, УФССП по Красноярскому краю об оспаривании постановления о взыскания исполнительного сбора, об освобождении от исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
КГБУЗ «Ермаковская районная больница» обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит освободить КГБУЗ «Ермаковская районная больница» от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, поскольку постановление № судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> от 13.02.2020 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от 25.10.2019 является не законным и не обоснованным. Свои требования мотивирует тем, что КГБУЗ «Ермаковская районная больница» является должником по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного документа: исполнительный лист № от 01.10.2018, выданного органом: Ермаковский районный суд по делу №, вступившему в законную силу 22.09.2018, предмет исполнения: обязать КГБУЗ «Ермаковская районная больница» в срок до 01.02.2019 устраниь нарушения санитарного законодательства в отношении должника КГБУЗ «Ермаковская районная больница». Однако, в настоящее время должником КГБУЗ «Ермаковская раойнная больница» решение суда не исполнено. Не своевременное исполнение решения суда должником было вызвано отсутствием финансирования со стороны Министерства здравоохранения Красноярского края, когда, согласно решения суда Ермаковского района Красноярского края по гражданскому делу № от 03.08.2018, суд обязал министерство здравоохранения Красноярского края профинансировать устранение указанных нарушений санитарного законодательства в КГБУЗ «Ермаковская районная больница». Таким образом, должнику пришлось в одностороннем порядке находить выход исполнить вышеуказанное решение суда, что повлекло нарушение сроков исполнения. Несвоевременное исполнение решения суда должником также было вызвано тяжелым имущественным и финансовым положением КГБУЗ «Ермаковская районная больница», что подтверждается образовавшейся кредиторской задолженности в сумме 8 025 293,74 руб., что подтверждается справкой о сведениях по кредиторской задолженности по состоянию на 01.02.2020. Таким образом, согласно из вышеперечисленных обстоятельств и то, что ответчиком КГБУЗ «Ермаковская районная больница» является некоммерческая медицинская организация, будут являться исключительными обстоятельствами.
В судебном заседании представитель административного истца КГБУЗ «Ермаковская районная больница» Туксин П.В. заявленные требования поддержал, представил дополнительные доказательства, не оспаривая факт несвоевременного исполнения решения суда от 03.08.2018 года, дополнительно пояснил, что поскольку больница является не коммерческим учреждением, исполнить в установленный срок решение не представилось возможным по уважительным причинам обусловленным не своевременным исполнением своих обязательств по решению суда министерством здравоохранения Красноярского края мероприятий по их финансированию.
В судебное заседание административный ответчик представитель ОСП по Ермаковскому району УФССП по Красноярскому краю, УФССП по Красноярскому краю не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В судебное заседание, привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованного лица представитель Министерства здравоохранения Красноярского края, не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, представили отзыв, согласно которому полагают, что решение суда было исполнено административным истцом, до вынесения в отношении должника постановления о возбуждении исполнительного производства, просили постановление о взыскании исполнительного сбора, признать незаконным и отменить.
В судебное заседание заинтересованный лица, привлеченные к участию в деле заинтересованного лица судебного пристава исполнителя ОСП по Ермаковскому району УФССП по Красноярскому краю, Управления Роспотребнадзора Красноярского края, представитель Министерства здравоохранения Красноярского края, представили отзыв, не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
С учетом изложенного и мнения представителя административного истца, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия сторон и вынести решение.
Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1, 2 ст. 6 ФЗ "О судебной системе" закреплена обязательность исполнения вступивших в законную силу судебных актов для всех физических и юридических лиц.
В соответствии со ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В силу ч.1 ст. 105 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве», в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
Следовательно, при неисполнении должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебные приставы-исполнители вправе налагать на должника денежное взыскание в виде исполнительского сбора, принимать об этом соответствующие постановления и совершать действия по их исполнению.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон № 229-ФЗ), исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджете.
В случае неисполнения должником-организацией исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем в размере 50 000 рублей по истечении срока для добровольного исполнения должником требований исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 2 и 3 статьи 112 Закона № 229-ФЗ).
В силу с ч. 7 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ, суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. п. 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений части 7 статьи 112 указанного выше федерального закона об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (пункт 75).
Согласно статье 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства, при этом исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера; должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Взыскание с должника исполнительского сбора на основании Федерального закона "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.
Как следует из материалов дела, решением Ермаковского районного суда Красноярского края от 03.08.2018 (вступившим в законную силу 22.09.2018), на КГБУЗ «Ермаковская районная больница» возложена обязанность в срок до 01 февраля 2019 года устранить нарушения санитарного законодательства, а именно:
- производить камерную дезинфекцию после выписки (смерти) пациентов постельных принадлежностей в родильном, хирургическом, детском соматическом, гинекологическом, терапевтическом отделениях КГБУЗ «Ермаковская РБ» и представить акты проделанных дезинфекционных работ, подтверждающие проведение камерной дезинфекции;
- проводить обеззараживание воздуха в стерилизационном отделении КГБУЗ «Ермаковская РБ» в соответствии с инструкцией по эксплуатации конкретного дезинфекционного оборудования, вести учет отработанного времени дезинфекционного оборудования, представить журнал работы дезинфекционного оборудования (с момента его ввода в эксплуатацию).
- обеспечить гладкую (без щелей) поверхность стеллажей в чистой и грязной зонах, позволяющую качественно проводить влажную уборку и дезинфекцию в стерилизационном отделении КГБУЗ «Ермаковская РБ»;
- обеспечить хранение уборочного инвентаря в специально выделенном помещении или шкафу вне помещений рабочих кабинетов;
- обеспечить проведение бактериологического контроля паровых и воздушных стерилизаторов после их установки (ремонта), предоставить результат бактериологического контроля за 2017 года и текущий период 2018 г., а также проведение производственного контроля в ходе эксплуатации не рез двух раз в год, предоставить программу производственного контроля КГБУЗ «Ермаковская РБ»;
- обеспечить обследование больных с диагнозом ангина («Тонзиллит», «тонзиллит с наложением») на стрептококковую инфекцию, так при проверке 6 карт амбулаторных больных с диагнозом «Тонзиллит», предоставить результаты обследования;
- обеспечить пищеблок КГБУЗ «Ермаковская РБ» кухонной посудой для приготовления пищи без трещин, без сколов, не имеющей деформации, термосами или плотно закрывающейся посудой для транспортировки готовой пищи в буфетные отделения;
- обеспечить производственный контроль путем проведения лабораторных исследований поступающего производственного сырья и пищевых продуктов, контроля за технологическим процессом производства, за условиями труда, за соблюдением личной гигиены работниками КГБУЗ «Ермаковская РБ».
Обязать Министерство здравоохранения Красноярского края профинансировать устранения указанных нарушений санитарного законодательства в КГБУЗ «Ермаковская районная больница».
Во исполнение указанного решения судом выдан исполнительный лист № от 03.08.2018, на основании которого судебным приставом-исполнителем ОСП по Ермаковскому району 25.10.2019 возбуждено исполнительное производство №-ИП, в котором должнику установлен пятидневный срок для исполнения решения суда в добровольном порядке и разъяснено, что после истечения указанного срока судебный пристав-исполнитель применяет меры принудительного исполнения в соответствии со ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве». Копия вышеуказанного постановления о возбуждении исполнительного производства направлена КГБУЗ «Ермаковская районная больница».
Вместе с тем, по указанному гражданскому делу № наряду с исполнительным листом в отношении КГБУЗ «Ермаковская районная больница» был выдан исполнительный лист № в отношении Министерства здравоохранения Красноярского края об обязании профинансировать устранения указанных нарушений санитарного законодательства в КГБУЗ «Ермаковская районная больница», на основании которого судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю 30.10.2019 возбуждено исполнительное производство №-ИП, в котором должнику установлен пятидневный срок для исполнения решения суда в добровольном порядке и разъяснено, что после истечения указанного срока судебный пристав-исполнитель применяет меры принудительного исполнения в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве». Копия вышеуказанного постановления о возбуждении исполнительного производства направлена Министерству здравоохранения Красноярского края.
Исходя из представленного КГБУЗ «Ермаковская районная больница» письма от 03.12.2019 исх.№ направленного в адрес Министерства здравоохранения Красноярского края, следует, что по факту возбуждения исполнительного производства поясняет, что необходимые мероприятия по устранению нарушений (гражданское дело №) проведены в полном объеме, дополнительного финансирования не требуется.
Поскольку исполнительный документ в установленный срок должником исполнен не был, постановлением судебного пристава исполнителя ОСП по Ермаковскому району УФССП России по Красноярскому краю от 13.02.2020 № по исполнительному производству №-ИП с КГБУЗ «Ермаковская районная больница» взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
Исходя из фактических обстоятельств дела, суд полагает, что у судебного пристава-исполнителя имелись основания для взыскания с КГБУЗ «Ермаковская районная больница» исполнительского сбора, поскольку вопреки доводам административного истца, КГБУЗ «Ермаковская районная больница» в установленный срок не исполнены в полном объеме требования исполнительного документа.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены оспариваемого постановления.
Разрешая требования администрации КГБУЗ «Ермаковская районная больница» об освобождении от взыскания исполнительского сбора суд исходит из следующего.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч. 1 ст. 105 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве»).
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки, предусмотрен положениями ст. 112 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве».
Как указывалось выше, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с неисполнением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Следовательно, основанием взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
При этом, основанием ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В обоснование своего заявления администрация КГБУЗ «Ермаковская районная больница» приводит довод о том, что исполнение решение суда стоит в прямой зависимости от финансирования из краевого бюджета, вместе с тем, должником не представлено доказательств в обоснование данного довода, как не представлено и иных доказательств невозможности исполнения решения суда.
При этом вопреки указанному доводу административного истца, его представитель в судебном заседании пояснил, что решение суда было исполнено самостоятельно без дополнительного финансирования со стороны министерства здравоохранения Красноярского края.
Вместе с тем, решение суда, вступившее в законную силу 25.06.2013, в добровольном порядке должником в полном объеме не исполнено, как не исполнены они и в 5-тидневный срок, предусмотренный ФЗ «Об исполнительном производстве».
Никаких сведений, являющихся предметом исполнения судебного решения, а также сведений о мерах, предпринимаемых в целях исполнения решения суда, администрацией КГБУЗ «Ермаковская районная больница», суду не представлено.
В связи с чем, суд усматривает в действиях должника – администрации КГБУЗ «Ермаковская районная больница» виновное противоправное бездействие в неисполнении решения суда, что в свою очередь влечет за собой нарушение прав в сфере санитарно - эпидемиологического благополучия неопределенного круга лиц и безопасности жизни и здоровья граждан.
Учитывая изложенное, суд полагает, что обстоятельства, на которые ссылается административный истец не являются исключительными, делающими невозможным своевременное исполнение решения суда, при этом довод истца об отсутствии необходимых бюджетных средств для выполнения требований исполнительного документа сам по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора, в связи с чем, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления об освобождении администрации КГБУЗ «Ермаковская районная больница» от уплаты исполнительского сбора.
Освобождение от уплаты исполнительского сбора, предусмотренное законом, в данном деле не обеспечивает баланс прав и законных интересов сторон и не соответствует принципу справедливости.
С учетом изложенного, оснований для освобождения администрации КГБУЗ «Ермаковская районная больница» от исполнительного сбора по исполнительному производству №, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований КГБУЗ «Ермаковская районная больница» к ОСП по Ермаковскому району УФССП по Красноярскому краю, УФССП по Красноярскому краю об оспаривании постановления о взыскания исполнительного сбора от 13.02.2020 года судебного пристава-исполнителя ОСП по Ермаковскому району Азаровой Анны Евгеньевны о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № об освобождении от исполнительского сбора, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ермаковский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.Н. Петухова
Мотивированное решение составлено 12 июня 2020 года.