Дело № 2-4884/2019
26RS0002-01-2019-006056-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2019 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Суржа Н.В.,
при секретаре Четвериковой Л.В.,
с участием истца Котлярова С.В.,
представителя ответчика ГУ МВД России по Ставропольскому краю по доверенности Зайцева А.С.,
помощника прокурора Ленинского района г. Ставрополя Чепраковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Котлярова С. В. к ГУ МВД России по Ставропольскому краю о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
установил:
Котляров С.В. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ МВД России по Ставропольскому краю, в котором просит признать незаконным и отменить приказ по личному составу <номер обезличен> от <дата обезличена> ГСУ ГУ МВД России по Ставропольскому краю о расторжении контракта и увольнения Котлярова С.В. со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; восстановить Котлярова С.В. на службе в органы внутренних дел в должности заместителя начальника следственного отдела ОМВД России по Александровскому району Ставропольского края; взыскать с ГУ МВД России по Ставропольскому краю не полученное Котляровым С.В. за время вынужденного прогула, который начался с <дата обезличена>, денежное довольствие, которое Котляров С.В. получил бы, находясь на службе; взыскать с ГУ МВД России по Ставропольскому краю в пользу Котлярова С.В. моральный вред в сумме, эквивалентной десятикратному размеру среднемесячного денежного довольствия, которое Котляров С.В. получал до увольнения, размер которого в феврале 2019 года составил 48 225 рублей, в марте 2019 года составил 48 225 рублей, в апреле 2019 года составил 48 226 рублей (без учета удержанного подоходного налога).
В обоснование исковых требований указано, что с <дата обезличена> КотляровС.В. являлся сотрудником полиции (милиции) и постоянно без перерыва проходил службу в ОМВД России по Александровскому району Ставропольского края, с 2006 года он занимал должность заместителя начальника следственного отдела ОМВД России по Александровскому району Ставропольского края (далее - ОМВД).
Находясь с <дата обезличена> в отгулах, предоставленных ему согласно приказу начальника ОМВД, которые истекали <дата обезличена>, заведомо зная о том, что им не использован основной отпуск за <дата обезличена> в количестве 30 дней и дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел за <дата обезличена> в количестве 15 дней, он <дата обезличена> на имя заместителя начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю начальника ГСУ генерал-майора юстиции В.В. Ченцова написал рапорт о предоставлении ему основного отпуска за 2017 год в количестве 30 дней и дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел за <дата обезличена> в количестве 15 дней с <дата обезличена>, с последующим расторжением контракта и увольнением его со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), в этом же рапорте им было указано, что других задолженностей по отпускам или отгулам не имеется, о чем ранее в отделе кадров ОМВД ему была выдана соответствующая справка, которую он также предоставил в ГСУ вместе с обозначенным рапортом.
Согласно приказу заместителя начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю начальника ГСУ генерал-майора юстиции В.В. Ченцова по личному составу <номер обезличен> от <дата обезличена> в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ) с Котляровым С.В. был расторгнут контракт и он был уволен со службы в органах внутренних дел с <дата обезличена>, при этом в обозначенном приказе прописано о выплате ему единовременного пособия и денежной компенсации за неиспользованные основной отпуск за <дата обезличена> в количестве 30 дней и дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел за <дата обезличена> в количестве 15 дней.
Истец считает расторжение контракта и увольнение его со службы в органах внутренних дел с <дата обезличена>, согласно приказу по личному составу <номер обезличен> руководителя ГСУ ГУ МВД России по Ставропольскому краю начальника ГСУ генерал-майора юстиции В.В. Ченцова не законным по следующим основаниям.
При сдаче в отдел по работе с личным составом ГСУ ГУ МВД России по Ставропольскому краю своего рапорта от <дата обезличена> на имя заместителя начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю начальника ГСУ генерал-майора юстиции В.В. Ченцова о предоставлении истцу основного отпуска за <дата обезличена> в количестве 30 дней и дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел за <дата обезличена> в количестве 15 дней с <дата обезличена>, с последующим расторжение контракта и увольнения его со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), ему предварительно было рассчитано время предоставление основного и дополнительного отпусков за <дата обезличена> с <дата обезличена> по <дата обезличена>, соответственно и была определена дата его увольнения <дата обезличена>, что соответствовало требованиям ч. 1 ст. 84 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ о предоставлении такого рапорта за один месяц до даты увольнения, при этом с сотрудником отдела по работе с личным составом ГСУ ГУ МВД России по Ставропольскому краю Гавриш М.В. они обговорили, что необходимые для назначения в дальнейшем истцу пенсии документы он будет собирать и предоставит в отдел по работе с личным составом ГСУ ГУ МВД России по Ставропольскому краю (далее - ОРЛС ГСУ) ближе к выше указанной дате увольнения.
<дата обезличена> по телефонной связи с сотрудником ОРЛС ГСУ Гавриш М.В. у истца состоялся разговор. Гавриш М.В. ему сообщил, что сегодня или завтра вступают в силу изменения в Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ, согласно которых при увольнении по рапорту сотрудника могут быть предоставлены неиспользованные отпуска только за предшествующий увольнению год и текущий год, и что юридический отдел ГУ МВД России по Ставропольскому краю, куда он собирался обратиться по данному вопросу, может не пропустить его рапорт, с прошением сначала уйти в отпуска за <дата обезличена> и после отбытия, которых уволиться на пенсию, несмотря на то, что им рапорт был написан ранее всех этих поправок.
В последующие дни истец собрал пакет необходимых документов для передачи их в пенсионный отдел ГУ МВД России по Ставропольскому краю и <дата обезличена> прибыл с ними в ГСУ к сотруднику ОРЛС Гавриш М.В., у которого в тот же день под роспись с простановкой даты получил выписку из приказа по личному составу <номер обезличен> от <дата обезличена> ГСУ ГУ МВД России по Ставропольскому краю о его увольнении и трудовую книжку. Несмотря на то, что эти обозначенные документы должны были быть выданы истцу в последний день службы, Гавриш М.В. попросил его проставить дату их получения <дата обезличена>. Но изучив полученную выписку из обозначенного приказа, истец не увидел в ней никакого решения по его отпускам, вернее об отказе в предоставлении отпусков за 2017 год.
Таким образом, истец был официально уведомлен об увольнении <дата обезличена>. В приказе по личному составу <номер обезличен> от <дата обезличена> ГСУ ГУ МВД России по Ставропольскому краю без указания причин или оснований проигнорировано полностью прошение истца о предоставлении ему с <дата обезличена> не отбытого основного отпуска за <дата обезличена> в количестве 30 дней и дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел за <дата обезличена> в количестве 15 дней, после чего контракт с истцом расторгнут и он был уволен со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), что повлекло существенное нарушение его прав, поскольку ему в денежном эквиваленте было компенсировано 45 дней отпуска, а при предоставлении отпуска реально, к обозначенным дням прибавляются выходные и праздничные дни, но не более десяти дней, что соответственно равняется 55 дням.
Таким образом, истец не дополучил денежную компенсацию за 10 дней.
В приказе по личному составу <номер обезличен> от <дата обезличена> ГСУ ГУ МВД России по Ставропольскому краю указана выслуга лет истца в МВД России 22 года 0 месяцев 4 дня, в расчет которой естественно не вошел период времени не предоставленных ему отпусков за <дата обезличена>, чем также нарушены его права.
Обозначенными действиями со стороны сотрудников ГСУ ГУ МВД России по Ставропольскому краю ему также был причинен моральный вред, выразившийся в том, что проработав в органах внутренних дел 20 лет не считая 2 лет учебы в образовательном учреждении МВД России, занимая руководящую должность и дослужившись до специального звания «подполковник юстиции», не ожидал такого поступка в виде элементарных нарушений действующего законодательства и нормативно-правовых актов Российской Федерации со стороны должностных лиц, с которыми также тесно проработал длительное время. Сообщив о допущенных нарушениях при его увольнении, он получил дерзкий ответ, о том, что они всё правильно сделали.
Истец Котляров С.В. в судебном заседании поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Ставропольскому краю Зайцев А.С. в судебном заседании полагал иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В возражениях указал, что при увольнении истцу начислены и произведены все причитающие выплаты.
С <дата обезличена> предоставление сотруднику органов внутренних дел в текущем календарном году основного и дополнительного отпусков за период более чем за два года является нарушением ч. 3 ст. 57 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ.
Таким образом, отсутствуют правовые основания предоставления сотруднику, увольняемому со службы в органах внутренних дел в текущем календарном году неиспользованных отпусков за период более чем за два года.
Истцом не предоставлено доказательств, обязывающих ответчика в данном случае предоставить в год увольнения неиспользованные отпуска за <дата обезличена>.
С учетом того, что процедура увольнения истца проведена в полном соответствии с требованиями закона, правовые основания для удовлетворения заявленных требований о восстановлении на службе отсутствуют.
Выслушав стороны, заключение помощника прокурора, полагавшего исковые требования, не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении искового заявления по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что с <дата обезличена> Котляров С.В. являлся сотрудником полиции (милиции) и проходил службу в ОМВД России по Александровскому району Ставропольского края, с <дата обезличена> он занимал должность заместителя начальника следственного отдела ОМВД России по Александровскому району Ставропольского края.
<дата обезличена> Котляровым С.В. подан рапорт на имя заместителя начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю начальника ГСУ генерал-майора юстиции В.В. Ченцова о предоставлении ему основного и дополнительного отпуска за <дата обезличена> с <дата обезличена>, с последующим расторжением контракта и увольнением со службы органов внутренних дел на основании п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона РФ от 30.11.2011 № 342-ФЗ, который послужил основанием к его увольнению.
<дата обезличена> с Котляровым С.В. сотрудниками кадрового подразделения ГСУ ГУ МВД России по Ставропольскому краю была проведена беседа, в ходе которой ему разъяснены основания расторжения контракта, социальные гарантии при увольнении со службы, доведены положения о пенсионном обеспечении в системе МВД России. Он был ознакомлен с представлением к увольнению со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, что подтверждается личной подписью истца.
Старший подполковник юстиции Котляров СВ. был уволен со службы приказом начальника ГСУ ГУ МВД России по Ставропольскому краю от <дата обезличена> <номер обезличен> л/с с должности заместителя начальника следственного отдела ОМВД России по Александровскому району по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона РФ от 30.11.2011 № 342-ФЗ, по выслуге лет, дающей право на получение пенсии с <дата обезличена>.
Незаконность принятого приказа об увольнении Котляров С.В. мотивирует тем, что ему не был предоставлен основной и дополнительный отпуск за <дата обезличена>.
С выпиской из приказа истец ознакомлен лично под роспись. При увольнении, согласно вышеуказанного приказа истцу выплачены в соответствии с ч. 7 ст. 13 Федерального закона РФ от 30.11.2011 № 342-ФЗ единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, в соответствии с п. 101 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.01.2013 № 65 и ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» денежная компенсация за неиспользованные основной отпуск за <дата обезличена> в количестве 30 дней, дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел за <дата обезличена> в количестве 15 дней.
Таким образом, при увольнении истцу начислены и произведены все причитающие выплаты.
Согласно ч. 11 ст. 56 Федерального закона РФ от 30.11.2011 № 342-ФЗ увольняемому со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному частью 1, пунктами 1, 2, 3, 4, 8, 9, 11, 13, 16, 17, 18, 19 или 21 части 2 либо пунктами 6, 11 или 12 части 3 статьи 82 Федерального закона РФ от 30.11.2011 № 342-ФЗ, по его желанию предоставляются предусмотренные законодательством Российской Федерации отпуска.
Федеральным законом от 02.08.2019 г, № 318-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 13.08.2019, существенно изменен порядок предоставления отпусков сотруднику, увольняемому со службы в органах внутренних дел (ч. 11 ст. 56 Федерального закона РФ от 30.11.2011 № 342-ФЗ).
В год увольнения сотруднику, увольняемому со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 1, 2, 3, 4, 9, 11, 16, 17 или 18 части 2 статьи 82 настоящего Федерального закона, по его рапорту могут быть предоставлены предусмотренные законодательством Российской Федерации неиспользованные отпуска за предшествующий и текущий годы. За иные неиспользованные отпуска сотруднику в установленном порядке выплачивается денежная компенсация.
При этом необходимо иметь в виду, что согласно ч. 3 ст. 57 Федерального закона РФ от 30.11.2011 № 342-ФЗ сотруднику органов внутренних дел, не реализовавшему свое право на основной отпуск в определенный графиком срок, отпуск должен быть предоставлен в удобное для него время до окончания текущего года либо в течение следующего года.
Аналогичные нормы установлены соответствующими приказами МВД России в отношении дополнительных отпусков за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях, за выполнение служебных обязанностей в особых условиях, за ненормированный служебный день.
Частью 12 ст. 56 Федерального закона РФ от 30.11.2011 № 342-ФЗ определено, что предоставление сотруднику органов внутренних дел отпуска, соединение или разделение отпусков, продление или перенос отпуска, замена части отпуска денежной компенсацией и отзыв сотрудника из отпуска оформляются приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.
Контроль над предоставлением сотрудникам отпусков в соответствии с утвержденным в установленном порядке графиком осуществляется кадровыми подразделениями территориальных органов МВД России.
Из содержания приведенных норм следует, что с <дата обезличена> предоставление сотруднику органов внутренних дел в текущем календарном году основного и дополнительного отпусков за период более чем за два года является нарушением ч. 3 ст. 57 Федерального закона РФ от 30.11.2011 № 342-ФЗ.
Таким образом, отсутствуют правовые основания предоставления сотруднику, увольняемому со службы в органах внутренних дел в текущем календарном году неиспользованных отпусков за период более чем за два года.
Ссылка истца на то, что рапорт об увольнении подан им <дата обезличена>, т.е. до внесения изменения в закон о службе, судом не принимается, так как его рапорт был рассмотрен <дата обезличена> и в этот же день принят оспариваемым приказ об увольнении, а изменения в ч. 11 ст. 56 Федерального закона РФ от 30.11.2011 № 342-ФЗ. вступили в законную силу <дата обезличена>. Таким образом, ответчик не мог рассмотреть его рапорт о предоставлении основного и дополнительного отпуска по иным правилам.
С учетом того, что процедура увольнения истца проведена в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, представление к увольнению оформлено в надлежащем порядке и также доведено до сведения истца, с приказами об увольнении со службы в органах внутренних дел он был ознакомлен лично под роспись, трудовая книжка получена им на руки, оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным и отмене приказа по личному составу <номер обезличен> от <дата обезличена> ГСУ ГУ МВД России по Ставропольскому краю о расторжении контракта и увольнения Котлярова С.В. со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, а также восстановлении Котлярова С.В. на службе в органы внутренних дел в должности заместителя начальника следственного отдела ОМВД России по Александровскому району Ставропольского края и взыскании с ГУ МВД России по Ставропольскому краю не полученного Котляровым С.В. за время вынужденного прогула, который начался с <дата обезличена>, денежного довольствия, которое Котляров С.В. получил бы, находясь на службе, не имеется.
Поскольку требование истца о взыскании с ответчика морального вреда по своей правовой природе являются производными от основных требований, для удовлетворения которых судом не установлено оснований, данные исковые требования также не могут быть признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Котлярова С. В. к ГУ МВД России по Ставропольскому краю о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда – отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательный форме.
Мотивированное решение составлено 27.12.2019.
Судья Н.В. Суржа