Дело № 2а-845/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Каа-Хем 28 августа 2019 года
Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Хертек Ч.К., при секретаре Ховалыг А.С., с участием представителя истца – помощника Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кызылского межрайонного прокурора ФИО1 к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о признании незаконным бездействия по организации деятельности по накоплению (в том числе по раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Кызылского кожууна, о возложении обязанности по принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки, находящейся в южной стороне пгт Каа-Хем, общей площадью 262 га,
УСТАНОВИЛ:
Кызылский межрайонный прокурор ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о признании незаконным бездействия по организации деятельности по накоплению (в том числе по раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Кызылского кожууна, о возложении обязанности по принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки, находящейся в <адрес>, в обоснование указав, что прокуратурой во исполнение указания прокурора Республики Тыва проведена проверка федерального законодательства и потребления. В нарушение норм федерального законодательства на <адрес> выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов. <адрес> несанкционированной свалки составляет 262 га, объем свалки составляет 3930000 куб.м. Кызылской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ на имя председателя администрации <адрес> внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, выявленных по результатам проверки. На представление прокурора администрацией <адрес> предоставлена информация, что в целях ликвидации несанкционированной свалки разработана проектно-сметная документация и предоставлена в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва. На выполнение работ предусмотрено <данные изъяты>, которые поступят из республиканского бюджета в рамках государственной программы «Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в <адрес> на 2018-2026 годы». Несанкционированная свалка до настоящего времени не ликвидирована, складывающаяся неблагоприятная экологическая обстановка негативно воздействует на качество окружающей среды и приводит к деградации природных ресурсов. Бездействием административного ответчика по неисполнению публичных обязанностей в решении вопросов местного значения в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории <адрес>, нарушаются права неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Кызылский кожуун» в решении вопросов местного значения по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории <адрес>. Обязать администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, находящейся в <адрес>, в течении шестимесячного срока со дня вступления решения судп в законную силу.
Помощник Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва ФИО2, в судебном заседании полностью поддержала административный иск, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации Кызылского кожууна в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны. На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как усматривается из материалов дела, заявление прокурором подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом и в пределах сроков, установленных ст. 219 КАС РФ.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Аналогичные положения закреплены в статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Пунктом 2 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 5 Закона Республики Тыва от 29.12.2004 № 1101 ВХ-1 «Об отходах производства и потребления в Республике Тыва», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Тыва в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, в том числе осуществление полномочий в области обращения с отходами, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, на территориях сельских поселений муниципального района, а также на межселенной территории.
Кызылской межрайонной прокуратурой во исполнение указания прокурора Республики Тыва проведена проверка федерального законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что в нарушение норм федерального законодательства на <адрес> выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов. <адрес> несанкционированной свалки составляет 262 га, объем свалки составляет 3 930 000 куб.м.
05.06.2019г. Кызылской межрайонной прокуратурой на имя председателя администрации муниципального района «Кызылский кожуун» РТ вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, выявленных по результатам проверки.
На представление прокурора администрацией <адрес> предоставлена информация от ДД.ММ.ГГГГ, что в целях ликвидации несанкционированной свалки разработана проектно-сметная документация и предоставлена в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва. На выполнение работ предусмотрено <данные изъяты>, которые поступят из республиканского бюджета в рамках государственной программы «Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в <адрес> на 2018-2026 годы». Несанкционированная свалка до настоящего времени не ликвидирована, складывающаяся неблагоприятная экологическая обстановка негативно воздействует на качество окружающей среды и приводит к деградации природных ресурсов.
Доводы административного ответчика об отсутствии финансовых средств на организацию сбора и транспортировку отходов производства и потребления, также не являются основанием для освобождения ответчика от возложенной на него обязанности.
Таким образом, судом установлено, что административным ответчиком не принимаются меры по исполнению законодательства, регламентирующего порядок обращения с отходами производства и потребления.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что материалами дела доказан факт образования несанкционированных свалок твердых бытовых отходов значительной площади и объема на территории муниципального района «Кызылский кожуун» свидетельствующие о длительном и неоднократном сбросе таких отходов, которые при надлежащей организации земельного контроля должны были своевременно выявляться и пресекаться представителями администрации <адрес>, с принятием им комплекса мер в пределах предоставленных законом полномочий для ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов.
Учитывая ненадлежащее исполнение администрацией муниципального района «Кызылский кожуун» обязанностей по организации очистки территории муниципального образования от мусора и отходов, в результате которого образовалась свалка мусора в неустановленном месте, создающая угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и причиняющая ущерб окружающей среде, обязанность по ликвидации такой свалки должна быть возложена на административного ответчика администрацию муниципального района «Кызылский кожуун», в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.333.36 ч.1 п.9 и п.19 НК РФ, прокурор и орган местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска в суд, в связи с чем, на основании ч.3 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора <адрес> Республики Тыва к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» о признании незаконным бездействия в решении вопросов местного значения по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории <адрес>, удовлетворить
Обязать администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, находящейся в южной стороне п.г.т. Каа-Хем, общей площадью 262 га, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский районный суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Ч. К. Хертек