№ 2а-1330/2019
45RS0008-01-2019-001739-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Димовой Ю.А.,
при секретаре Поповой Д.Н.,
рассмотрев в с. Кетово Кетовского района Курганской области 19 ноября 2019 года в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кетовского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области к Администрации Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку ТКО,
УСТАНОВИЛ:
В Кетовский районный суд Курганской области поступило административное исковое заявление Кетовского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области к Администрации Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку ТКО. В обоснование административного иска указано, что в Кетовский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области из ОМВД России по Кетовскому району поступил материал проверки по факту наличия несанкционированной свалки вблизи с. Б. Чаусово. В рамках рассмотрения материала проверки ОМВД России по Кетовскому району Кетовским территориальным отделом было выдано предписание №185 от 31.07.2019 о проведении отделом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» экспертной оценки территорий вблизи с. Большое Чаусово Кетовского района Курганской области на предмет соответствия требованиям СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержаний территории населенных мест». ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» предоставлено экспертное заключение №45-20-12-ОИ-1484-2019 от 12.08.2019, согласно которому территория МО Большечаусовский сельсовет Кетовского района Курганской области не соответствует требованиям п.п. 1.2., п. 3.1, п. 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», так при проведении натурного обследования территории МО Большечаусовский сельсовет Кетовского района Курганской области в следующих местах обнаружены несанкционированные свалки: вдоль дороги с северной огибающей общественное кладбище вблизи с. Большое Чаусово; в северном направлении, на расстоянии около 500 м от крайнего жилого дома по адресу: ул. Садовая, 3, с. Большое Чаусово; в северном направлении на расстоянии около 300 м от крайнего жилого дома по адресу: ул. Садовая, 3, с. Большое Чаусово установлено наличие несанкционированных свалок мусора, что не соответствует требованиям п.п. 1.2., 3.1, 3.2, СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Вместе с тем, территориальный отдел приходит в выводу, что Администрация Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области не осуществляет в полной мере обязанности по соблюдению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при обращении с отходами, выразившееся в образовании несанкционированных свалок на территории Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области. При этом нарушаются конституционные права граждан - неопределенного круга лиц, жителей с. Большое Чаусово на благоприятную окружающую среду и на охрану здоровья в связи с несанкционированным размещением твердых бытовых отходов, которые крайне отрицательно влияют на состояние окружающей среды (ст.ст.41,42 Конституции РФ). Для защиты конституционных прав граждан и интересов РФ необходима ликвидация несанкционированных свалок, расположенных вдоль дороги с северной огибающей общественное кладбище вблизи с. Большое Чаусово; в северном направлении, на расстоянии около 500 м от крайнего жилого дома по адресу: ул. Садовая, 3, с. Большое Чаусово; в северном направлении на расстоянии около 300 м от крайнего жилого дома по адресу: ул. Садовая, 3, с. Большое Чаусово. Учитывая вышеизложенное, просят признать бездействие Администрации Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области незаконным, возложить обязанность на Администрацию Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных вдоль дороги с северной огибающей общественное кладбище вблизи с. Большое Чаусово; в северном направлении, на расстоянии около 500 м от крайнего жилого дома по адресу: ул. Садовая, 3, с. Большое Чаусово; в северном направлении на расстоянии около 300 м от крайнего жилого дома по адресу: ул. Садовая, 3, с. Большое Чаусово в срок до 1 мая 2020 года.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещался повесткой, о причинах неявки не уведомил.
Представитель административного ответчика – Глава Большечаусовского сельсовета Леонов В.С., действующий на основании распоряжения, в судебном заседании не возражал против заявленных требований, пояснил, что на сегодняшний день свалка полностью не устранена, но на данный момент проводится работа бульдозером, по всей заявленной площади, так же проводится уборка мусора вручную. До мая 2020 года весь мусор будет вывезен и свалка будет устранена.
Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие административного истца, меры по извещению которого приняты.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Установлено, что в связи с рассмотрением материала, зарегистрированного в КУСП ОМВД России по Кетовскому району № 6449 от 09.07.2019 по факту несанкционированной свалки, расположенной вблизи с.Б.Чаусово вынесено предписание,. Кетовского ТО Управления Роспотребнадзора по Курганской области №185 заведующего отделом по Кетовскому, Белозерскому, Половинскому, Притобольному, Звериноголовскому районам ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» предписано провести экспертную оценку территории вблизи с.Б.Чаусово на предмет наличия несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов.
В соответствии с экспертным заключением от 12.08.2019 № 45-20-12-ОИ-1484-2019 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» территория МО Большечаусовский сельсовет Кетовского района Курганской области не соответствует требованиям п.п.1.2, п.3.1, п.3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест».
В соответствии с п.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утверждённым Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 (далее - СанПиН 42-128-4690-88), организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест».
Пунктом 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Согласно п.1.13 вывоз твердых и жидких бытовых отходов непосредственно на поля и огороды запрещается.
Исходя из требования п.2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
В соответствии с п.3.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ к вопросам местного значения относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Закона Курганской области от 25.12.2014 N 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Курганской области закреплены следующие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городских поселений: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 18).
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что выявленные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при обращении с отходами, выразившиеся в образовании несанкционированных свалок ТКО: вдоль дороги с северной огибающей общественное кладбище вблизи с. Большое Чаусово; в северном направлении, на расстоянии около 500 м от крайнего жилого дома по адресу: ул. Садовая, 3, с. Большое Чаусово; в северном направлении на расстоянии около 300 м от крайнего жилого дома по адресу: ул. Садовая, 3, с. Большое Чаусово, являются результатом бездействия администрации Большечаусовского сельсовета, на которую возложена обязанность по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
На основании пп. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Истцом указано на необходимость исполнения решения суда в срок до 01.05.2020, представитель административного ответчика в судебном заседании не возражал против указанных требований, пояснил, что к указанному сроку свалка будет ликвидирована.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области к администрации Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки, удовлетворить.
Признать бездействие администрации Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области выразившееся в непринятии мер по ликвидации свалок, расположенных вдоль дороги с северной огибающей общественное кладбище вблизи с. Большое Чаусово; в северном направлении, на расстоянии около 500 м от крайнего жилого дома по адресу: ул. Садовая, 3, с. Большое Чаусово; в северном направлении на расстоянии около 300 м от крайнего жилого дома по адресу: ул. Садовая, 3, с. Большое Чаусово.
Возложить на администрацию Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области обязанность в срок до 01.05.2020 организовать работы по ликвидации свалок, расположенных вдоль дороги с северной огибающей общественное кладбище вблизи с. Большое Чаусово; в северном направлении, на расстоянии около 500 м от крайнего жилого дома по адресу: ул. Садовая, 3, с. Большое Чаусово; в северном направлении на расстоянии около 300 м от крайнего жилого дома по адресу: ул. Садовая, 3, с. Большое Чаусово.
Решение может быть обжаловано в Курганской областной суд в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Судья: Ю.А. Димова