Дело №2-2003/2018
РЕШЕНИЕИменем российской Федерации
21 марта 2018 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Шулуу Л.К., при секретаре Мачын Ч.М., с участием помощника прокурора г.Кызыла Ооржак А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ДЧА к Министерству Финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием,
установил:
ДЧА обратился в суд с иском к Министерству Финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, указав, что ДД.ММ.ГГГГ по подозрению в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч.3 ст. 131 УК РФ в порядке ст. 91, 92 УПК РФ ДЧА был задержан и помещен в следственный изолятор. В последствии ему также было предъявлено обвинение в совершении другого преступления, предусмотренного п. «б» ч.4 ст. 131 УК РФ. ДД.ММ.ГГГГ Овюрским районным судом срок задержания истца был продлен на 72 часа, а в последствии неоднократно продлевался срок задержания вплоть до ДД.ММ.ГГГГ, после чего мера пресечения была изменена на подписку о невыезде и надлежащем поведении. Лишь ДД.ММ.ГГГГ незаконное уголовное преследование в отношении ДЧА было прекращено на основании п.1 ч.1 ст.27 УПК РФ в связи с его непричастностью к совершению обоих преступлений, в соответствии со ст. 134 УПК РФ за ним признано право на реабилитацию.
Привлечением истца к уголовной ответственности, нахождение под следствием длительное время, незаконным задержанием и подпиской о невыезде были существенно нарушены его права. Он был изолирован от общества и от нормальной жизни, ограничен в свободе передвижения, обвинялся в совершении особо тяжких преступлений, которых он не совершал, в результате чего была задета его и его семьи репутация, т.к. в <адрес> семья ДЧА пользовалась авторитетом среди односельчан. Нарушение его прав было длительным, унизительным для него, тем более, что он только вернулся из рядов вооруженных сил РФ и намеревался поступать в ВУЗ, но из-за того, что содержался в изоляторе не смог подать документы. Нахождение в следственном изоляторе столь длительное время было невыносимым, учитывая отношение сокамерников к лицам, подозреваемым и обвиняемым в совершении тяжких преступлений. До сих пор истец оправдывается перед знакомыми, родственниками, односельчанами в том, что он не преступник. За ДЧА закрепилась репутация насильника и убийцы, он по сей день не может трудоустроиться и жениться.
Просит суд взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 5000000 рублей, расходы на услуги представителя в размере 30000 рублей и в счет оформления доверенности в размере 1200 рублей.
Истец ДЧА и его представитель ЧАА, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ МВВ, действующий на основании по доверенности, иск не признал, поддержав доводы, изложенные в письменном возражении на исковое заявление, считая сумму требований завышенной.
Представитель третьего лица Следственного комитета РФ по РТ НАА, действующая по доверенности, просила отказать в удовлетворении иска, поскольку доказательств наличия нравственных и физических страданий истцом не представлено.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшей, что иск подлежит удовлетворению частично, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Из материалов уголовного дела № видно, что ДД.ММ.ГГГГ по признакам состава преступления, предусмотренного п. «б» ч.4 ст.131 УК РФ возбуждено уголовное дело.
ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст.ст. 91,92 УПК РФ по подозрению в совершении данного преступления задержан ДЧА, что подтверждается сообщением о задержании подозреваемого.
Постановлением Овюрского районного суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ срок задержания подозреваемого ДЧА продлен на 72 часа.
Постановлением Овюрского районного суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении подозреваемого ДЧА избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 2 месяца 00 суток, то есть до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Постановлением Кызылского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ продлен срок содержания ДЧА под стражей по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Из данного постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ ДЧА предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч.4 ст.131 УК РФ.
Постановлением Кызылского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ срок содержания обвиняемого ДЧА под стражей продлен на 2 месяца 00 суток, а всего до 04 месяцев 28 суток, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. Из указанного постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ1 года возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч.3 ст. 131 УК РФ, уголовные дела № и 15-19/12 соединены в одно производство с присвоением №.
Постановлением Кызылского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ продлен срок содержания ДЧА под стражей на 2 месяца 00 суток, а всего до 06 месяцев 28 суток, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении обвиняемого ДЧА избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением следователя по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по <адрес> МММ прекращено уголовное преследование в отношении ДЧА на основании п.1 ч.1 ст.27 УПК РФ в связи с его непричастностью к совершению преступлений, предусмотренных п. «б» ч.4 ст.131 УК РФ, п. «а» ч.3 ст. 131 УК РФ. Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ДЧА отменена. За ДЧА в соответствии со ст. 134 УПК РФ признано право на реабилитацию.
Из представленных материалов судом установлено, что имело место незаконное уголовное преследование истца по п. «б» ч.4 ст.131 УК РФ п. «а» ч.3 ст. 131 УК РФ.
Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (статья 2), гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.
Согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Истец ДЧА просит взыскать в его пользу в качестве компенсации морального вреда в размере 5 000000 рублей.
При определении размера компенсации морального вреда суд, учитывает, что ДЧА являлся подозреваемым, в последствии обвиняемым по уголовному делу, в отношении него применялась мера пресечения в виде заключения под стражу, подписки о невыезде и надлежащем поведении.
Указанный период, где истец незаконно был подвергнут уголовному преследованию и в отношении него незаконно избирались указанные меры пресечения, в жизни истца явилось стрессовой ситуацией и ему, безусловно, были причинены нравственные страдания. Будучи учеником выпускного класса, истец не смог сдать выпускные экзамены, реализовать свою мечту по вступлению в высшее учебное заведение. Привлечение к уголовной ответственности по п. «б» ч.4 ст.131 УК РФ и п. «а» ч.3 ст.131 УК РФ вызвало негативное отношение сельчан, что повлекло причинение нравственных и физических страданий,
Также учитывая длительность расследования уголовного дела, учитывая его молодой возраст на момент уголовного преследования, суд с учетом, требований разумности и справедливости полагает удовлетворить требования истца частично и определяет размер компенсации морального вреда в размере 700 000 рублей, подлежащий взысканию с ответчика за счёт казны Российской Федерации в пользу истца.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом в материалы дела представлено соглашение об оказании юридической помощи по гражданскому делу от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ЧАА, согласно которому стоимость услуг определена в 30000 рублей. Согласно расписке от ДД.ММ.ГГГГ ЧАА получил от ДЧА денежные средства в размере 30000 рублей за оказание юридической помощи, в связи с чем суд присуждает с ответчика в пользу истца сумму в размере 30 000 рублей в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ДЧА к Министерству Финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу ДЧА за счет казны Российской Федерации 700000 рублей в счет компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование, 30000 рублей в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2018 года (с учетом выходных дней – 24, 25 марта 2018 года).
Судья Л.К. Шулуу