№ 2-1810/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 19 сентября 2019 года
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Акульчевой М.В.,
при помощнике судьи Сторожук П.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермаковой Татьяны Васильевны к УПФР (ГУ) в г. Тамбове, Тамбовском районе, Тамбовской области о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы и о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Ермакова Т.В. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) по г. Тамбову и Тамбовскому району Тамбовской области о возложении обязанности по включению периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов трудовой деятельности и о назначении пенсии.
Решением УПФ РФ (ГУ) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от *** Ермаковой Т.В. в назначении пенсии было отказано, при этом в стаж на соответствующих работах не включены периоды трудовой деятельности:
- с *** по *** (6 мес. 9 дн.) – в качестве учителя физики Винницкой средней школы ***;
- с *** по *** (11 мес. 13 дн.) – в качестве учителя физики Винницкой средней школы ***;
- с *** по *** (3 года 11 мес. 26 дн.) – в качестве учителя физики Винницкой общеобразовательной школы ***.
Указанные периоды трудовой деятельности ответчиком не включены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, по причине отсутствия доказательств, подтверждающих достоверность представленных истцом сведений, кроме того, данные периоды не подтверждены справками уточняющего характера.
Не согласившись с отказом Ермакова Т.В. обратилась в суд с иском к УПФР (ГУ) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, вышеуказанных спорных периодов работы.
В судебное заседание истец и представитель истца обстоятельства, указанные в исковом заявлении поддержали. При этом истец указывал, что не поддерживает требование о назначении пенсии, поскольку на момент обращения ее с заявление не истек шестимесячный срок.
Представитель ответчика УПФР (ГУ) в г. Тамбове Тамбовском районе Тамбовской области в судебное заседание не явился по причине занятости в ином судебном заседании. При этом будучи надлежаще извещенным судом, не ходатайствовал об отложении судебного заседания.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому. Государство в силу ст.2 и ст.7 Конституции РФ обязано обеспечить права граждан. Согласно ст.15 Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, Законы и иные правовые акты, применяемые на территории РФ, Конституции противоречить не должны.
Статья 19, ч.2 ст.55 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Согласно ст.8 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
В соответствии со ст.4, ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с редакцией закона, действовавшей на момент возникновения правоотношений, право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В силу п.19 ч.1, ч.2, ч.3, ч.4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно п.п.«м» п.1, п.3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на досрочное пенсионное обеспечение», принятого в целях реализации ст.ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего п.3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999года по 31.12.2001года включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991года №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п.2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992года по 31.10.1999года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992года.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002года №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в пп. «м», применяются: Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992года.; Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992года по 31.10.1999года включительно; Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999года по 31.12.2001года включительно.
В соответствии с п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном Правилами, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781), периоды выполнявшейся до 01.09.2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитывается в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Между тем, в части установления пенсий Российская Федерация и Республика Украина являются участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года.
В этой связи вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется «Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992 года.
В силу п.2 ст.6 вышеназванного Соглашения от 13.03.1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992 года.
Поскольку, в соответствии с Соглашением от 08.12.1991года «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991года №2014-1, союз ССР прекратил свое существование 12.12.1991 года, то из буквального толкования п.2 ст.6 Соглашения от 13.03.1992года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991года, а после распада этих государств до 13.03.1992года.
Аналогичная позиция изложена и в Письме Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 года №1-369-18, а также в распоряжение Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22.06.2004 года №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», согласно которой утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
Из п.5 указанных Рекомендаций следует, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Вместе с тем, в письме Министерства соцзащиты населения РФ от 31.01.1994 года №1-369-18 указано, что пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года (участник Республика Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением. При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, за исключением периодов работы по найму после 01.01.2002года, если таковые не подтверждены уплатой страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
В силу п.1 ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и решения дела.
В силу п.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В судебном заседании при исследовании трудовой книжкой истца, а так же справки департамента образования Винницкого городского Совета от 22.02.2019 года судом установлено, что в документах архивного фонда средней школы *** *** в приказах директора Остачук (Ермакова) Татьяна Васильева, *** года рождения, значиться учителем физики с *** (приказ от *** ***) по *** (приказ от *** ***), кроме того в документах архивного фонда средней школы *** *** (после переименования Общеобразовательная школа 1-3 степеней *** ***) в приказах директора ФИО4 значиться учителем физики с *** (приказ от *** ***-К) по *** (приказ от *** ***-К), с *** (приказ от *** ***-К) по *** (приказ от *** ***).
При этом согласно справки департамента образования Винницкого городского ФИО9 от *** Ермакова (Остапчук) Т.В. за периоды ее работы в Средней школе *** *** и в Средней школе *** *** в должности учителя физики имела полную ставку с полной педагогической нагрузкой, предусмотренной для данной должности, истец не имела отпусков без сохранения заработной платы, учебных отпусков, отпусков по беременности и родам, отпусков по уходу за ребенком, на курсах повышения не находилась.
Ответчиком указанные выше обстоятельства не оспорены, тогда как в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Суд так же учитывает, что единственным основанием для отказа во включении указанных периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, ответчиком указано на отсутствие уточняющих справок, подтверждающих льготный характер работы истца, которые были представлены истцом при рассмотрении заявленных требований и приняты судом в качестве надлежащих доказательств.
На основании изложенного, учитывая требования, заявленные истцом, суд, считает незаконным отказ ответчика во включении периодов работы истицы в льготный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность.
Частью 1 ст.100 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В силу положений п.12,13 Постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. При этом под разумными расходами следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Оказание представительских услуг подтверждено квитанцией-договором об оплате услуг представителя. Вместе с тем, с учетом обстоятельств дела, в том числе, принимая во внимание, объем работы, произведенной представителем истца на досудебной стадии, а равно количество судебных заседаний, в которых принимал участие представитель истца в суде, объем исковых требований, сложность дела, а также учитывая иные обстоятельства по делу, суд считает требования истца в этой части подлежащими удовлетворению и полагает необходимым взыскать расходы, понесенные истцом на оплату юридических услуг в сумме 12000 руб., которые так же подлежат взысканию с ответчика УПФР (ГУ) в г. Тамбове, Тамбовском районе, Тамбовской области, как того просил истец.
В силу требований ст.98 ГПК РФ, с учетом заявленных исковых требований истца, с ответчика УПФР (ГУ) в г. Тамбове, Тамбовском районе, Тамбовской области в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в сумме 300 руб.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ермаковой Татьяны Васильевны к УПФР (ГУ) в г. Тамбове, Тамбовском районе, Тамбовской области, удовлетворить.
Включить Ермаковой Татьяне Васильевне в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы:
- с *** по *** (6 мес. 9 дн.) – в качестве учителя физики Винницкой средней школы ***;
- с *** по *** (11 мес. 13 дн.) – в качестве учителя физики Винницкой средней школы ***;
- с *** по *** (3 года 11 мес. 26 дн.) – в качестве учителя физики Винницкой общеобразовательной школы ***.
Взыскать с УПФР (ГУ) в г. Тамбове, Тамбовском районе, Тамбовской области в пользу Ермаковой Татьяны Васильевны судебные расходы на представителя в сумме 12000 руб., а так же расходы на оплату госпошлины в сумме 300 руб.
Разъяснить, что в соответствии с положениями ч.2 ст.199 ГПК РФ составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Акульчева
Решение суда изготовлено в окончательной форме 24 сентября 2019 года.
Судья М.В. Акульчева