УИД -61RS0008-01-2019-003926-97
№ 2-а 2457/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2019 года г. Ростов-на-Дону
Советский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Кузьминовой И.И.
при секретаре Палага В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к <адрес> о признании незаконными решений,обязать устранить допущенные нарушения
УСТАНОВИЛ
Административный истец обратилась в суд с иском,ссылаясь на то обстоятельство, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>и, вид разрешенного использования «Индивидуальное жилищное стррйтельство». С юго-восточной стороны между автомобильной дорогой и границей земельного участка расположена свободная территория, относящаяся к землям до разграничения государственной собственности. Реализуя свое право на приведение границ земельного участка в соответствии с фактическими границами в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 от. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, ФИО1 обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о перераспределении земель, имеющих статус до разграничения государственной собственности, и земельного участка, находящегося в её собственности.
<адрес> ФИО1 ответом от ДД.ММ.ГГГГ № было отказано в оказнии услуги по перераспределению земель с принадлежащим ей земельным участком. Отказ мотивирован наличием на прилегающей территории подпорных стен из бетонных блоков и самовольно занятой территории со ссылкой на п.2.9.2 Административного регламента.
При этом на земельном участке, на которой возникает право собственности ФИО1 в результате перераспределения отсутствуют объекты недвижимости находящиеся в государственной, муниципальной собственности или в собственности иных лиц. С целью предотвращения обвалов грунта на автомобильный презд,происходящего из-за попадания сточных вод прилегащих по проезду во время атмосферных осадков, которые также попадали на принадлежащий ФИО1 земельный участок, она возвела подпорную стенку на прилегающей территории, которая является собственностью ФИО1Полагая, что причины отказа администрации района в перераспределении земельного участка являются ошибочными, ФИО1 обратилась в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений - Минэкономразвитад России с просьбой выразить позицию по данному вопросу.
Минэкономразвития России в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № ОГ-<адрес> на обращение ФИО1 выразило позицию об отгсутствии оснований для отказа в перераспределении.Основываясь на разъяснения Минэкономразвития России, в администрацию района было направлено обращение о повторном рассмотрении заявления ФИО1 о перераспределении.
08.05.2019г администрацией района по результатам повторного рассмотрения заявления ФИО1 принято решение №.28-2443 об отказе в оказании муниципальной услуги по перераспределению земельного участка и земель до разграничения.
В качестве дополнительного обоснования законности решения об отказе в перераспределении, администрация района указала на наличие на испрашиваемой территории подпорных стенок, возведенных ФИО1, со ссылкой на решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым суд обязал ФИО1 освободить прилегающую территорию к ее земельному участку и демонтировать подпорные стенки из бетонных блоков.
Однако, в соответствии с договором об уборке Прилегающей территории от ДД.ММ.ГГГГ № заключенного между администрацией <адрес> и ФИО1, прилегающая территория, за счет которой планируется перераспределение, закреплена за ФИО1 для выполнения работ по благоустройству.Таким образом, решение администрации района об отказе в перераспределении, мотивированное наличием на земельном участке объектов недвижимости, являются незаконным, так как из вышеизложенного следует, что на территории, с которой планируется перераспределение земельного участка, отсутствуют объекты недвижимости находящиеся в государственной, муиицинальной собственносги или в собственности иных лиц, что установлено вступившим в законную силу решением суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может бытьподано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.Пропуск установленного срока обращения а суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.Заявителем исчисляется срок на подачу административного иска от даты получения окончательного решения администрацией района по заявлению, то есть с 16.05.2019г. Вместе с тем, если суд сочтет срок на подачу административного иска пропущенным, просят указанный срок восстановить, как пропущенный по уважительной причине, в том числе просят принять во внимание преклонный возраст истца.
На основании изложенного, истец просит признать незаконными решения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №.28-2443 об отказе в оказании муниципальной услуги по перераспределению земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>и и земель до разграничения государственной собственности. Обязать администрацию <адрес> устранить допущенные нарушения путем принятия решения по заявлению ФИО1 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>и с землями до разграничения государственной собственности.
Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени расмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца –ФИО5 в судебное заседание явилась, требвания поддержала.
Представитель ответчика –ФИО4 в судебное заседание явилась,просила отказать, просила применить срок исковой давности, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ администрация района не принимала решение, а отвечала на адвокатский запрос, кроме того, к каждому заявлению необходимо пркладывать пакет документов, что не было сделано истцом.
Выслушав стороны,исследовав имеющиеся в административном деле письменные доказательства по делу, оценив их в совокупности, суд находит заявленные требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих регламентирован нормами главы 22 КАС Российской Федерации. Анализ положений статей 218, 227 КАС Российской Федерации приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов гражданина.В соответствии с ч. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.В силу положений Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного кодекса (статьи 11.2 и 11.7).Согласно пунктам 2 и 3 статьи 39.28 названного кодекса перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 1 и 8 статьи 39.29 указанного кодекса).
Условия, которые должны быть соблюдены при перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 указанной статьи перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 1); перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 2); перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 3); земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 данного кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, право собственников земельных участков на их перераспределение не является безусловным, реализуется в соответствии с требованиями земельного законодательства и в установленных им случаях.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
При этом в силу пункта 3 статьи 11.2 названного кодекса целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при перераспределении образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По смыслу приведенного положения образуемые в результате перераспределения земельные участки имеют то же целевое назначение и разрешенное использование, что и исходные земельные участки, то есть из земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет с определенным видом разрешенного использования, может быть образован земельный участок только с тем же видом разрешенного использования.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>и, вид разрешенного использования «Индивидуальное жилищное строительство».
ФИО1 обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о перераспределении земель, имеющих статус до разграничения государственной собственности, и земельного участка, находящегося в её собственности.
<адрес> ФИО1 ответом от ДД.ММ.ГГГГ № было отказано в оказнии услуги по перераспределению земель с принадлежащим ей земельным участком. Отказ мотивирован наличием на прилегающей территории подпорных стен из бетонных блоков и самовольно занятой территории со ссылкой на п.2.9.2 Административного регламента.
Основываясь на разъяснения Минэкономразвития России, в администрацию района было направлено обращение о повторном рассмотрении заявления ФИО1 о перераспределении.
08.05.2019г администрацией района по результатам повторного рассмотрения заявления ФИО1 принято решение №.28-2443 об отказе в оказании муниципальной услуги по перераспределению земельного участка и земель до разграничения.
Решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг суд обязал ФИО1 освободить земельный участок-муниципальной территории общего пользования, площадью 194,5 кв.м., прилегающий к земельному участку по адресу: <адрес> «и» путем демонтажа бетонных блоков подпорной стены с юго-восточной стороны длиной 27 метров и части стены длиной 7 метров с юго-западной стороны, возведенных за пределами земельного участка с кадастровым номером №, указанное решение вступило в законную силу и до настоящего времени не исполнено.
В силу статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют,пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Уставом города Ростова-на-Дону, принятым решением Ростовской-на-Дону городской Думой от ДД.ММ.ГГГГ, районы в городе Ростове-на-Дону являются территориальными подразделениями единого городского муниципального образования. Администрация района является территориальным органом Администрации города, осуществляющим отдельные исполнительно-распорядительные функции Администрации города, обладает собственной компетенцией.
В соответствии со статьей 53 Устава города Ростова-на-Дону районная администрация решает вопросы местного значения, составляющие ее собственную компетенцию.
В соответствии с «Положением об администрации Советского района г. Ростова-на-Дону» утвержденным Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 22.02.2011 № 72 (далее Положение) администрация района является юридическим лицом и приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, может от имени муниципального образования города Ростова-на-Дону приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно Постановлению Администрации города Ростова-на-Дону от 15.02.206 № 126 «Об утверждении административного регламента № АР-323-20-Т муниципальной услуги «заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных, участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», администрация района подготавливает и принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка в целях перераспределения земель и (или) земельных участков, оформляет и заключает соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, а также земельных участков для эксплуатации существующих жилых домов.
В соответствии с п. 2.9.2 постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 15.02.206 № 126 «Об утверждении административного регламента № АР-323-20-Т муниципальной услуги «заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных, участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги уполномоченным органом в соответствии с п.п. 3 п.9 ст. 39.29. является:- на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Согласно Правилам землепользования и застройки <адрес> принятые Решением Ростовской-на-Дону городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от 14.08.2018г) в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> «и», земельный участок расположен в зоне жилой застройки первого типа (Ж-1), вид разрешенного использования которого «Индивидуальное жилищное строительство».
Согласно информации, полученной из Единого государственного реестра недвижим об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> «и» расположено нежилое здание (гараж).
Используемый административным истцом земельный участок на прилегающей территории, возведенная подпорная стенка на прилегающей территории без нормативно предусмотренных оснований, что обоснованно расценено органом местного самоуправления как нарушение его использования.
Учитывая вышеуказанные положения закона, ответчиком правомерно было отказано истцу в перераспределении земельного участка.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворения административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ). Зная о нарушении своих прав, административный истец имела возможность в установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, трехмесячный срок обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) государственных органов. С административным исковым заявлением об оспаривании действий ФИО1 обратилась в суд лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть со значительным нарушением установленного законом трехмесячного срока, что в силу части 8 статьи 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Довод представителя истца об отсутствии доказательств своевременного направления в ее адрес ответов отклоняется судом, поскольку опровергается материалами дела, содержащими реестр корреспонденции отправлений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд за защитой нарушенных прав административным истцом не представлено. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о пропуске истцом срока обращения в суд с заявлением об оспаривании решений ответчика.Доводы жалобы о том, что истец не имела возможности оспорить действия (бездействие) государственных органов, поскольку своевременно не получала письменный отказ на ее обращения, несостоятельны и опровергаются копиями реестров.
На основании изложенного, истцу в удовлетворении административного искового заявления следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации Советского района г.Ростова-на-Дону о признании незаконными решений от 21.02.2019года и от 08 мая 2019года, обязать устранить допущенные нарушения - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 21 октября 2019года
Судья