Решение по делу № 33-112/2017 от 13.06.2017

Судья Парфенов А.П. Строка – 200, госпошлина: 3000 руб.

Докладчик Рожин Н.Н. Дело № 33-112/2017 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нарьян-Мар 18 июля 2017 г.

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи Лисицына А.А.,

судей Рожина Н.Н., Коноваловой С.П.,

при секретаре судебного заседания Костромине И.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Нарьян-Марского муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей, администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 11 апреля 2017 г., которым постановлено:

иск заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Нарьян-Марскому муниципальному унитарному предприятию объединенных котельных и тепловых сетей, администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о теплоснабжении удовлетворить.

Обязать Нарьян-Марское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей, администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» устранить нарушения требований законодательства о теплоснабжении на объекте «Котельная № 14», расположенном по адресу: Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Рабочая, д. 18 «А», а именно:

- организовать получение допуска в эксплуатацию тепловых энергоустановок после реконструкции в срок не позднее 1 октября 2017 г.;

- организовать бесперебойную подготовку и подачу топлива путем создания запаса основного и резервного топлива в срок не позднее 2-х лет с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

Взыскать с Нарьян-Марского муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Заслушав доклад судьи Рожина Н.Н., объяснения представителей Нарьян-Марского муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей Дуркина О.Л., Кондратенко Д.А., объяснения представителя администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» Могутовой А.Д., поддержавших доводы апелляционных жалоб, объяснения прокурора Жиркова В.Г. и представителя Печорского управления Ростехнадзора Попова Р.Н., полагавших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора Ненецкого автономного округа, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Нарьян-Марскому муниципальному унитарному предприятию объединенных котельных и тепловых сетей (далее по тексту – Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС), администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (далее по тексту - администрация г. Нарьян-Мара) о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о теплоснабжении на объекте «Котельная № 14» путем организации получения допуска в эксплуатацию тепловых энергоустановок после реконструкции, организации бесперебойной подготовки и подачи топлива путем создания запаса основного и резервного топлива.

Требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проведенной прокуратурой Ненецкого автономного округа проверки соблюдения требований действующего законодательства на объектах теплоснабжения Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС установлено, что в котельной № 14, находящейся в хозяйственном ведении Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС, в нарушение технических Правил тепловые энергоустановки после реконструкции находятся в работе без допуска в эксплуатацию органами государственного энергетического надзора, а также эксплуатируемое оборудование не обеспечивает своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива путем создания запаса основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Считает данные нарушения грубыми, влияющими на безопасную эксплуатацию котельной и на надежность теплоснабжения населения, нарушающими права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласились Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС и администрация г. Нарьян-Мара.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС просит отменить решение как незаконное и необоснованное и отказать в удовлетворении требований прокурора. Считает, что предприятие не может создать запас основного и резервного топлива в котельной № 14, поскольку реконструировать данный объект вправе только собственник данного имущества. Указывает, что топливный режим в котельной № 14 установлен ресурсоснабжающей организацией, поэтому в соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2015 г. № 294 необходимость в организации бесперебойной подготовки и подачи топлива путем создания запаса основного и резервного топлива отсутствует.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней администрация г. Нарьян-Мара просит отменить решение как незаконное и необоснованное и отказать в удовлетворении требований прокурора. Указывает на то, что с 1990 г. котельная № 14 эксплуатируется на местном виде топлива - природном газе, и на тот момент проектные решения по котельной соответствовали нормативной документации, нормативный запас топлива по таким котельным не устанавливается. Полагает, что обязанность по устранению нарушений требований законодательства о теплоснабжении на котельной № 14 в соответствии с действующим законодательством должна быть возложена на Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного постановления, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части в связи с неправильным применением норм материального права.

В соответствии с п.п. 1 и 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.

Понятие требований безопасности теплоснабжения регламентировано ст. 23.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования безопасности в сфере теплоснабжения и принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности в сфере теплоснабжения», подлежат обязательному исполнению до вступления в силу правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, указанных в ст. 23.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В соответствии с действующими Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго от 24 марта 2003 г. № 115 (далее – Правила технической эксплуатации энергоустановок), новые или реконструированные тепловые энергоустановки принимаются в эксплуатацию в порядке, установленном настоящими Правилами (п. 2.4.1). Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов (п. 2.4.2). Включение в работу тепловых энергоустановок производится после их допуска в эксплуатацию (п. 2.4.11).

На основании п. 4.1.1 Правил технической эксплуатации энергоустановок, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

В силу подп. «ж» и «з» п. 14 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 317, проекты газоснабжения должны предусматривать:

- сооружение резервного топливного хозяйства и создание запасов топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии или обеспечение подачи газа на них не менее чем от 2 магистральных газопроводов;

- применение газоиспользующего оборудования, приспособленного к работе на газе и на резервном (аварийном) топливе (для тепловых электростанций и источников тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства).

Пунктом 27 тех же Правил предусмотрено, что для тепловых электростанций и источников тепловой энергии обязательными условиями получения разрешения на пуск газа на газоиспользующее оборудование являются готовность газоиспользующего оборудования к работе на газе, а для тепловых электростанций и источников тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства, наличие принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства и готовность газоиспользующего оборудования к работе на резервном (аварийном) топливе.

Правила создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, регламентированы приказом Минэнерго от 22 августа 2013 г. № 469.

Судом установлено, что прокуратурой Ненецкого автономного округа проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства при эксплуатации объектов теплоснабжения Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС.

В ходе проверки установлено, что собственником котельной № 14, осуществляющей выработку тепловой энергии и горячего водоснабжения на территории г. Нарьян-Мара и расположенной по адресу: г. Нарьян-Мар, ул. Рабочая, д. 18 «А», является муниципальное образование «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Данная котельная находится в хозяйственном ведении Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС, что подтверждается постановлением администрации г. Нарьян-Мара от 26 октября 2012 г. № 2241 и свидетельством о государственной регистрации права.

Одним из основных видов уставной деятельности Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС является удовлетворение потребностей населения, учреждений и предприятий г. Нарьян-Мара по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению.

Из акта проверки исполнения федерального законодательства при содержании и эксплуатации котельной № 14 от 23 ноября 2016 г. следует, что в котельной № 14 в нарушении требований п.п. 2.4.2, 2.4.11 Правил технической эксплуатации энергоустановок тепловые энергоустановки котельной после реконструкции находятся в работе без допуска в эксплуатацию органами государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов. Кроме того, установлено, что эксплуатируемое оборудование котельной в нарушение п. 4.1.1 Правил технической эксплуатации энергоустановок не обеспечивает своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива путем создания запаса основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

24 января 2017 г. с результатами данной проверки ознакомлен заместитель директора МУ ПОК и ТС Голишевский Г.Ф., который в своем объяснении признал наличие в котельной указанных нарушений.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь приведенным выше законодательством, пришел к правомерному выводу, что в нарушение Правил технической эксплуатации энергоустановок Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС не организовало получение допуска в эксплуатацию органами государственного энергетического надзора тепловых энергоустановок в котельной № 14 после реконструкции, а также эксплуатация энергоустановок в данной котельной не обеспечивает своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива путем создания запаса основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

При этом, судебная коллегия учитывает, что отсутствие на котельных резервного топливного хозяйства, резервного топлива при аварийных ситуациях ставит под угрозу здоровье людей, а также может повлечь причинение значительного ущерба имуществу граждан, юридических лиц, имуществу объектов социальной сферы, муниципальному имуществу.

Ссылки ответчиков на п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2015 г. № 294 «О внесении изменений в правила пользования газом и предоставлению услуг по газоснабжению в Российской Федерации», как основание для признания решения суда незаконным, судебная коллегия находит несостоятельными.

В силу п. 2 постановления Правительства РФ от 30 марта 2015 г. № 294, требования подп. «ж» и «з» п. 14 и п. 27 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 317, не распространяются на тепловые электростанции и источники тепловой энергии, включенные в перечень генерирующих объектов, с использованием которых будет осуществляться поставка мощности по договорам о предоставлении мощности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2010 г. № 1334-р, для которых не был определен в установленном порядке топливный режим, а также на тепловые электростанции и источники тепловой энергии, для которых использование твердого и (или) жидкого топлива в качестве резервного не предусмотрено выданным в установленном порядке топливным режимом.

Как следует из объяснений сторон и материалов дела котельная № 14 не включена в перечень генерирующих объектов, утверждаемый распоряжением Правительства Российской Федерации.

Также для котельной № 14 Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС не установлен топливный режим.

Таким образом, положения п. 2 постановления Правительства РФ от 30 марта 2015 г. № 294 не распространяются на эксплуатируемое оборудование котельной № 14.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения на администрацию г. Нарьян-Мара субсидиарной ответственности по устранению нарушений требований Правил технической эксплуатации энергоустановок.

Согласно Уставу Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС, постановлению администрации г. Нарьян-Мара от 26 октября 2012 г. № 2241 Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС наделено муниципальным имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения.

Согласно п.п. 1.7, 2.2.1. Правил технической эксплуатации энергоустановок, руководитель теплоснабжающей организации (в настоящем случае - Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС) несет ответственность за выполнение настоящих Правил, а также обеспечивает содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с настоящими правилами.

Данные правила на органы местного самоуправления каких-либо обязанностей не возлагают.

Согласно ст. 16, 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст.ст. 6, 7 Устава муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», к полномочиям органов местного самоуправления относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Администрация г. Нарьян-Мара, реализуя данные полномочия органа местного самоуправления, создала Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС, передала ему в хозяйственное ведение объекты теплоснабжения, и осуществляет контролирующие функции, направленные на понуждение теплоснабжающей организации к осуществлению возложенных на нее обязанностей.

Доказательств ненадлежащего выполнения данных функций суду не представлено.

При таких обстоятельствах, выводы суда о необходимости возложения на администрацию г. Нарьян-Мара субсидиарной ответственности по организации устранения нарушений требований Правил технической эксплуатации энергоустановок являются ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение в части удовлетворения требований прокурора к администрации г. Нарьян-Мара подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске к администрации г. Нарьян-Мара.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 11 апреля 2017 г. в части возложения на администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» обязанности по устранению нарушений требований законодательства о теплоснабжении на объекте «Котельная № 14» путем организации получения допуска в эксплуатацию тепловых энергоустановок после реконструкции, а также организации бесперебойной подготовки и подачи топлива путем создания запаса основного и резервного топлива отменить и принять в данной части новое решение.

В удовлетворении иска заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о теплоснабжении на объекте «Котельная № 14» путем организации получения допуска в эксплуатацию тепловых энергоустановок после реконструкции, а также организации бесперебойной подготовки и подачи топлива путем создания запаса основного и резервного топлива отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Нарьян-Марского муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей – без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Лисицын

Судьи Н.Н. Рожин

С.П. Коновалова

33-112/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Заместитель прокурора НАО
Ответчики
Администрация МО ГО "г. Нарьян-Мар"
Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС
Суд
Суд Ненецкого автономного округа
Судья
Рожин Нурий Николаевич
Дело на странице суда
sud.nao.sudrf.ru
18.07.2017Судебное заседание
21.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2017Передано в экспедицию
18.07.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее