Дело № 2а-2623/2020
УИД21RS0023-01-2020-002428-59
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 июня 2020 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары в составе: председательствующего судьи Евстафьева В.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное делопо административному иску Абросимовой Ираиды Леонидовны к КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии о признании незаконным решения от дата ----- об отказе в удовлетворения заявления о постановке на учет и выдаче документа, подтверждающего статус многодетной семьи, возложении обязанности устранить нарушения прав административного истца,
у с т а н о в и л :
Административный истец обратилась с административным иском к ответчику ссылаясь на то, что онаявляется матерью троих детей: ФИО4 дата года рождения, ФИО7 дата года рождения, ФИО8 дата года рождения.
В октябре 2019 года административный истец обратилась в КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи обратилась, приложив к заявлению необходимые документы.
На данное заявление от КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии получила отказ по причине того, что ее старшему ребенку исполнилось 18 лет. Ее сын является студентом 2 курса дневного очного отделения Казанского энергетического колледжа.
Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей.
Согласно ч. 1 ст. 38, ч. 1 и ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом.
Порядок получения удостоверения многодетной семьи установлен Постановлением Правительства МО от 12.12.2017 N 1029/45 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи», в соответствии с которым установлено, что:
Удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) (далее - ребенок, дети) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной Форме обучения (далее - образовательная организация) и не достигли 23 лет (далее - Заявитель).
Учитывая вышеизложенное, отказ КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии о выдаче удостоверения многодетной семьи нарушает ее права и законные интересы.
На основании изложенного, просит признать незаконным решение КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии дата. ----- об отказе ей в удовлетворении заявления о постановке на учет и выдаче документа, подтверждающего статус многодетной семьи.
Возложить на КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии обязанность устранить нарушения моих прав, свобод и законных интересов.
Административный ответчик представил письменный отзыв на иск, из которого следует, что административный ответчик исковые требования не признает. КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики было дано разъяснение о правилах выдачи удостоверения многодетной семьи ЧР № 01-2711 от 15.10.2010. Порядок выдачи удостоверен ни многодетной семьи в Чувашской Республике и Порядок формирования и ведения регистра многодетных семей в Чувашской Республике, утвержден постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.02.2019 гола N 63.
В соответствии с п.2 постановления, право на получение удостоверения многодетной семьи в Чувашской Республике имеет один из родителей в многодетной семье, воспитывающей трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных (удочеренных), опекаемых (подопечных), все члены которой являются гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживают на территории Чувашской Республики.
Также ответчик указал, что в Отдел социальной зашиты населения Московского района г. Чебоксары Абросимова И.Л. по вопросу выдачи удостоверения многодетной семьи не обращалась.
Административный истец и административный ответчик представили в суд заявления о рассмотрении административного иска в их отсутствие.
Обсудив доводы сторон, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Абросимовой И.Л. не подлежат удовлетворению. К указанному выводу суд приходит на основании следующего.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
Статьей 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
Подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Чувашской Республике, регулируются постановлением Кабинета Министров ЧР от 28.02.2019 N 63 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи в Чувашской Республике и Порядка формирования и ведения регистра многодетных семей в Чувашской Республике".
Согласно п.2 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи в Чувашской Республике, право на получение удостоверения многодетной семьи (далее - удостоверение) в Чувашской Республике имеет один из родителей в многодетной семье, воспитывающей трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных (удочеренных) (далее - заявитель), все члены которой являются гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживают на территории Чувашской Республики (далее - многодетная семья).
В составе многодетной семьи для выдачи удостоверения не учитываются:
дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах;
дети, в отношении которых отменено усыновление (удочерение);
дети, находящиеся на полном государственном обеспечении;
дети, находящиеся под опекой (попечительством) в случае, установленном частью 1 статьи 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве";
дети, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу;
дети, вступившие в брак до достижения возраста 18 лет;
неусыновленные дети (пасынки, падчерицы) состоящих в браке лиц;
дети, учтенные в составе другой многодетной семьи.
Как следует из представленных административным истцом документов, административный истец имеет троих детей: ФИО4, дата рождения, ФИО1, дата года рождения и ФИО2, дата рождения.
С учетом того, что ФИО4 на дата, являлся совершеннолетним, семья ФИО5 не относится к многодетным семьям исходя из критериев, установленных Порядком выдачи удостоверения многодетной семьи в Чувашской Республике.
Ссылка заявителя на постановление Правительства Московской области от 12.12.2017 является некорректной, так как определение категорий семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, отнесено к компетенции правительств субъектов Российской и определяется с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии конкретного региона.
Кроме того, суду не представлены доказательства обращения Абросимовой И.Л. с соответствующим заявлением в установленном порядке.
Как следует из представленных документов Абросимова И.Л. обратилась с заявлением к главе администрации Московского района г. Чебоксары 30.09.2019, в то время как согласно п. 3 постановления Кабинета Министров ЧР от 28.02.2019 N 63, обращение должно было быть направлено в отдел казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее - отдел Центра предоставления мер социальной поддержки) по месту жительства заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
В силу чего, ответ КУ ЧР "Центр предоставления мер социальной поддержки" от ----- не может быть отнесен к решению об отказе в постановке на учет и отказу в выдаче удостоверения многодетной семьи. Указанное письмо по существу является разъяснением права на получение удостоверения многодетной семьи.
В связи с чем, оснований для удовлетворения административного искового заявления Абросимовой И.Л. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административных исковых требований Абросимовой Ираиды Леонидовны к КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии о признании незаконным решения от дата ----- об отказе в удовлетворения заявления о постановке на учет и выдаче документа, подтверждающего статус многодетной семьи, возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Судья В.В. Евстафьев