Дело №2а-2462/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Вассиярова А.В.,
при секретаре судебного заседания Печковой М.Ю.,
с участием административного истца Федоровой Т.Д., её представителей Красновой М.П. и Савиной Т.Е., представителя административных ответчиков администрации города Чебоксары и Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом Кулеминой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федорова Т.Д. к администрации города Чебоксары, Чебоксарскому городскому комитету по управлению имуществом о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду и возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка,
установил:
административный истец Федорова Т.Д. обратилась с иском к администрации города Чебоксары (далее Администрация), Чебоксарскому городскому комитету по управлению имуществом (далее Горкомимущество) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка №, выраженного в письме Горкомимущества от ДД.ММ.ГГГГ №, возложении на Администрацию обязанности заключить с административным истцом договор аренды земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование административного иска указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый административным истцом Федоровой Т.Д. земельный участок находился в пользовании последней на основании заключенного с администрацией города Чебоксары договора аренды № земельного участка для ведения огородничества.
С намерением продлить договор аренды, ДД.ММ.ГГГГ Федорова Т.Д. обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду или собственность.
Оспариваемое решение Горкомимущества, рассмотревшего заявление административного истца по поручению Администрации, не соответствует основаниям для отказа в предоставлении земельного участка, перечень которых содержится в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, не учитывает объем работ и стоимость затрат административного истца по выравниванию земельного участка и создания подъездных путей к нему и право последней на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов на основании пп.19 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Административный истец и её представители по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25) в судебном заседании поддержали исковые требования и просили их удовлетворить по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административных ответчиков полагала заявленный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по мотивам того, что ДД.ММ.ГГГГ Администрация уведомила Федорову Т.Д. об отказе от договора аренды земельного участка, на который ссылается последняя в заявленном административном иске; испрашиваемый в аренду земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, находится в территориальной зоне «Ж-1», в связи с чем, заключение нового договора аренды для огородничества в отношении земельного участка с кадастровым номером № невозможно.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К решениям, которые могут быть оспорены в соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, постановлением администрации города Чебоксары № от ДД.ММ.ГГГГ Федоровой Т.Д. для огородничества в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером № по адресу<адрес> площадью <данные изъяты> (л.д. 21).
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией и Федоровой Т.Д. заключён договор аренды № приведенного земельного участка на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-16).
ДД.ММ.ГГГГ Администрация уведомила Федорову Т.Д. о прекращении договора аренды земельного участка №, соответствующее уведомление получено последней ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> в собственность или аренду, ссылаясь на то, что ранее испрашиваемый земельный участок предоставлялся в аренду (л.д. 23).
Оспариваемым письмом Горкомимущества от ДД.ММ.ГГГГ № в удовлетворении заявления административного истца отказано по мотивам того, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, для территориальной зоны, в которой размещен испрашиваемый земельный участок, не предусмотрен вид разрешенного использования «для огородничества» (л.д. 22).
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как видно из выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, он имеет площадь <данные изъяты>., относится к категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для временного огородничества без права возведения строений и посадки многолетних насаждений, расположен по адресу: <адрес>
По запросу суда Муниципальным бюджетным учреждением «Управление территориального планирования» муниципального образования <адрес>-столицы Чувашской Республики, представлен фрагмент карты градостроительного зонирования, согласно которому, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.03.2016 №187, земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне «Ж-1».
В силу ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Как установлено судом и указывалось выше, административный истец претендует на земельный участок для ведения огородничества, расположенный на землях населенного пункта.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ) огородный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
При этом в силу ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Согласно пункту 11 указанной статьи земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Таким образом, действующим земельным законодательством не предусмотрена возможность предоставления государственным органом (органом местного самоуправления) земельных участков частным лицам для ведения индивидуального огородничества на землях населенных пунктов.
Согласно положениям п. 3 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Положениями ст. 39.6 ЗК РФ установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Федеральным законодателем в п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ реализован один из основополагающих принципов земельного законодательства - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Согласно указанной норме права, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, когда разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Отказ в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по приведенному основанию предусмотрен и в случае обращения за предоставлением земельного участка в аренду путем проведения торгов (п. 5 ч. 8 ст. 39.11 ЗК РФ).
Пунктом 2 ст. 7 ЗК РФ установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне, не предполагающей возможность его использования для ведения огородничества.
Вопреки доводам административного истца, обстоятельства того, испрашиваемый земельный участок в настоящее время имеет вид разрешенного использования «для огородничества», само по себе основанием для заключения нового договора аренды земельного участка не является и не противоречит положениям ч. 3 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 (далее - классификатор видов разрешенного использования земельных участков).
При этом, согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 171-ФЗ), разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Доводы административного истца о том, что ею подано заявление о заключении договора аренды земельного участка в период действия договора аренды № возобновленного на неопределенный срок, суд находит несостоятельными в силу следующего.
С ДД.ММ.ГГГГ случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, урегулированы пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, а условия реализации такого права - пунктом 4 данной статьи, поскольку в данном случае речь идет не о преимущественном праве на заключение договора, а о заключении договора без проведения торгов в случаях, прямо предусмотренных пунктами 3, 4 статьи 39.6 ЗК РФ.
При отсутствии предусмотренных этими нормами условий арендатор земельного участка лишается права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем, земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона (п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ).
В данном случае при разрешении спора суд учитывает, что срок заключенного сторонами договора аренды истек ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу вышеприведенных изменений земельного законодательства, поэтому к правоотношениям сторон следует применить общие положения ст. 621 ГК РФ и следует признать, что договор аренды №-МО между Администрацией и Федоровой Т.Д. был возобновлен с ДД.ММ.ГГГГ на неопределенный срок.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 610 ГК РФ каждая из сторон договора аренды недвижимого имущества, заключенного на неопределенный срок, вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за три месяца.
Как указывалось выше, уведомление об отказе от договора аренды земельного участка было направлено Администрацией административному истцу Федоровой Т.Д. ДД.ММ.ГГГГ и получено последней ДД.ММ.ГГГГ. Трехмесячный срок, по истечении которого договор аренды следовало считать расторгнутым, истекал ДД.ММ.ГГГГ, поскольку юридические последствия одностороннего отказа арендодателя от договора аренды земельного участка, заключенного на неопределенный срок, должны определяться с учетом положений земельного законодательства, действовавших на момент, когда истцом было заявлено об отказе от договора.
По мнению суда, при разрешении заявленных требований следует учесть факт подачи арендатором Федоровой Т.Д. заявления о заключении нового договора аренды земельного участка. Такое заявление подано административным истцом после истечения установленного законом 3-месячного срока предупреждения об отказе от договора аренды, то есть после фактического расторжения договора аренды земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о правомерности действий административных ответчиков по отказу в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов и отказывает в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Руководствуясь изложенным, на основании ст. 175 КАС РФ,
решил:
Федорова Т.Д. в удовлетворении административного иска к администрации города Чебоксары, Чебоксарскому городскому комитету по управлению имуществом о признании незаконным отказа Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом и администрации города Чебоксары в предоставлении Федоровой Т.Д. земельного участка с кадастровым номером № выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ №; обязании администрации города Чебоксары принять решение о предоставлении Федоровой Т.Д. земельного участка с кадастровым номером № в аренду, отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики через Московский районный суд города Чебоксары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: судья А.В. Вассияров
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.