Дело № 2а-1433/2019 18 ноября 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шитиковой О.А.,
при секретаре Суховой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по административному иску заместителя Приморского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Лисестровское» о признании незаконным бездействия, обязании организовать водоотведение в соответствии с требованиями законодательства,
установил:
Заместитель Приморского межрайонного прокурора обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Лисестровское» о признании незаконным бездействия, обязании организовать водоотведение в соответствии с требованиями законодательства, акционерному обществу «Архангельская областная энергетическая компания» об обязании прекратить сброс сточных вод на рельеф местности и в водный объект, провести мероприятия по ремонту канализационного коллектора, обществу с ограниченной ответственностью «ВодаСтоки» об обязании прекратить сброс сточных вод на рельеф местности. В обоснование указал, что межрайонной прокуратурой по информации ГБСУ СО ССЗН АО «Ширшинский ПНИ» совместно со специалистами Управления Росприроднадзора по АО, ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» - «Центр лабораторного анализа и технических измерений по АО» проведена проверка деятельности администрации МО «Лисестровское», по результатам которой установлено, что в п.Ширшинский не организовано водоотведение. На территории п.Ширшинский имеется централизованная система водоотведения, разделенная на две эксплуатационные зоны: первая является частью канализационной сети г.Новодвинска, а вторая – автономной системой водоотведения. Водоотведение от жилых домов № 2, 3, 4 в п.Ширшинский осуществляется по канализационным сетям, эксплуатируемым ООО «ВодаСтоки», находящимся в собственности МО «Лисестровское», от ГБСУ СО ССЗН АО «Ширшинский ПНИ» сточные воды отводятся по сетям АО «АрхоблЭнерго», далее предусмотрена их транспортировка до очистных сооружений в г.Новодвинск, которая фактически не осуществляется. Объекты водоотведения, принадлежащие АО «АрхоблЭнерго», находятся в неработоспособном состоянии, сточные воды до очистных сооружений АО «Сети» в г.Новодвинск не поступают, а стекают по естественному понижению рельефа местности в р.Лесная. Решение о предоставлении водного объекта в пользование у АО «АрхоблЭнерго» отсутствует. Результаты лабораторного анализа сточных вод показали превышение нормативов качества воды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ. Постановлением Управления Росприроднадзора от 25.12.2018 АО «АрхоблЭнерго» привлечено к административной ответственности. Автономная система водоотведения (от домов № 49, 53, 21а в п.Ширшинский) находящаяся в собственности МО «Лисестрвоское» и эксплуатирующаяся ООО «ВодаСтоки», представляет собой канализационные сети и канализационную насосную станцию, от которой сточные воды сбрасываются в овраг по рельефу местности за дом №53 в п.Шишринский. Визуально на почве наблюдается заболоченность, иловые осадки сточных вод, в воздухе присутствует характерный запах канализационных стоков. На канализационные очистные сооружения сточные воды не поступают, объект находится в разрушенном состоянии, какой-либо организацией не эксплуатируется. Поскольку сточные воды не подвергаются очистке, МО «Лисестровское» сложилась неблагополучная санитарно-эпидемиологическая обстановка, угрожающая санитарно-эпидемиологическому и экологическому благополучию. Администрацией МО «Приморский муниципальный район» в адрес администрации МО «Лисестровское» осуществлен межбюджетный трансферт на осуществление полномочий в жилищно-коммунальной сфере в размере 2 млн. руб. Администрация МО «Лисестровское» обязана организовать водоотведение в населенных пунктах в рамках доведенных лимитов, но не исполняет данную обязанность. Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Лисестровское», выразившееся в не организации водоотведения населенного пункта – п.Ширшинский Приморского района Архангельской области, обязать администрацию МО «Лиестровское» в срок до 01.12.2020 организовать водоотведение в п.Ширшинский Приморского района Архангельской области в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, обязать ООО «Вода Стоки» прекратить сброс сточных вод от домов № 21А, 49, 53 в п.Ширшинский на рельеф местности, обязать АО «Архангельская областная энергетическая компания» прекратить сброс сточных вод на рельеф местности и в водный объект – реку Лесная, обязать АО «Архангельская областная энергетическая компания» в срок до 01.12.2020 провести мероприятия по ремонту канализационного коллектора в п. Ширшинский, канализационной сети от п.Ширшинский до г.Новодвинска Архангельской области.
Определением суда от 31.10.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГБСУ СО ССЗН АО «Ширшинский ПНИ».
Определением суда от 18.10.2019 выделены в отдельное производство исковые требования заместителя Приморского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ВодаСтоки», акционерному обществу «Архангельская областная энергетическая компания» об обязании прекратить сброс сточных вод на рельеф местности и в водный объект, провести мероприятия по ремонту канализационного коллектора, гражданское дело по данному иску передано по подсудности в Октябрьский районный суд г. Архангельска.
В судебном заседании помощник Приморского межрайонного прокурора Лепина А.С. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Хабарова Е.В. с иском не согласилась. Полагает, что вред окружающей среде наносится действиями хозяйствующих субъектов ООО «ВодаСтоки» и АО «Архангельская энергетическая компания».
Представители заинтересованных лиц поддержали требования прокурора.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», одними из основных принципов государственной политики в области охраны окружающей среды определены соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод.
Согласно ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны, в том числе, не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
Частью 1 ст. 44 Водного кодекса РФ установлено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с положениями ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
На основании ч. 11 ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.
В силу ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"), осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
В силу ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления (ст. 13 ЗК РФ).
В силу п.п.1 п.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещен.
Как следует из материалов дела, в ходе совместной проверки Приморской межрайонной прокуратуры, специалистов Управления Росприроднадзора по Архангельской области, ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» - «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Архангельской области» выявлено, что в п.Ширшинский не организовано водоотведение.
Водоотведение от жилых домов № 2, 3, 4 в п.Ширшинский осуществляется по канализационным сетям, эксплуатируемым ООО «ВодаСтоки», находящимся в собственности МО «Лисестровское», от ГБСУ СО ССЗН АО «Ширшинский ПНИ» сточные воды отводятся по сетям АО «АрхоблЭнерго», далее предусмотрена их транспортировка до очистных сооружений в г.Новодвинск, которая фактически не осуществляется. Объекты водоотведения, принадлежащие АО «АрхоблЭнерго», находятся в неработоспособном состоянии, сточные воды до очистных сооружений АО «Сети» в г.Новодвинск не поступают, а стекают по естественному понижению рельефа местности в р.Лесная.
В рамках проверки представителем ЦЛАТИ произведен отбор пробы сточной воды в месте впадения ручья в реку Лесная. Результаты лабораторного анализа сточных вод показали превышение нормативов качества воды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ: по показателю БПК5 в 97,6 раз, аммоний-иону – в 124 раза, фосфат-иону – в 73,5 раза, что свидетельствует о загрязнении водного объекта сточными водами.
Автономная система водоотведения от домов №49, 53, 21а в п.Ширшинский, находящаяся в собственности МО «Лисестровское» и эксплуатирующаяся ООО «ВодаСтоки», представляет собой канализационные сети и канализационную насосную станцию, от которой сточные воды сбрасываются в овраг по рельефу местности за дом №53 в п.Ширшинский. Визуально на почве наблюдается заболоченность, иловые осадки сточных вод. На канализационные очистные сооружения сточные воды не поступают, объект находится в разрушенном состоянии.
Установленные обстоятельства подтверждены исследованными в судебном заседании документами: актами осмотра территории, фототаблицами, протоколом результатов измерений, и сторонами не оспариваются.
В нарушение требований ст. 62 КАС РФ доказательства фактического и надлежащего исполнения обязанности по организации водоотведения сточных вод в п.Ширшинский МО «Лисестровское» административным ответчиком суду не представлены.
Заключение администрацией МО «Лисестровское» договора аренды канализационных сетей с ООО «ВодоСтоки» не свидетельствует об исполнении органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей по организации водоотведение, поскольку сторонами не оспаривается, что канализационное оборудование фактически находится в нерабочем состоянии, в результате чего происходит загрязнение окружающей среды.
Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (ст. 1).
Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
На основании п. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Осуществление возложенных на органы местного самоуправления законом обязанностей по разрешению вопросов местного значения не может осуществляться в нарушение действующего законодательства. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей в сфере водоснабжения, водоотведения может создавать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, администрация муниципального образования отнесена к субъекту природоохранной деятельности, на который возложена обязанность по соблюдению законодательства по охране окружающей среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в том числе, путем принятия мер по организации сброса сточных вод в водный объект в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
Соглашением от 05 октября 2015 года администрация МО «Приморский муниципальный район» передала администрации МО «Лисестровское» полномочия по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
На основании изложенного суд приход к выводу о том, что административным ответчиком администрацией МО «Лисестровское» не организовано надлежащим образом водоотведение в п.Ширшинский Приморского района Архангельской области, чем нарушаются требования природоохранного, водного законодательства, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в связи с чем административный иск прокурора являются законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению.
Возлагая на ответчика вышеуказанные обязанности, суд соглашается с заявленным прокурором сроком – до 01 декабря 2020 года, указанный срок является разумным с учетом необходимого объема работ и климатических условий местности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
решил:
административный иск заместителя Приморского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Лисестровское» о признании незаконным бездействия, обязании организовать водоотведение в соответствии с требованиями законодательства удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Лисестровское», выразившееся в неорганизации водоотведения населенного пункта – п. Ширшинский, Приморского района, Архангельской области.
Возложить на администрацию муниципального образования «Лисестровское» в срок до 01 декабря 2020 года организовать водоотведение в п. Ширшинский, Приморского района, Архангельской области в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий О.А. Шитикова