Решение по делу № 2а-1433/2019 от 07.10.2019

Дело № 2а-1433/2019 18 ноября 2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шитиковой О.А.,

при секретаре Суховой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по административному иску заместителя Приморского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Лисестровское» о признании незаконным бездействия, обязании организовать водоотведение в соответствии с требованиями законодательства,

установил:

Заместитель Приморского межрайонного прокурора обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Лисестровское» о признании незаконным бездействия, обязании организовать водоотведение в соответствии с требованиями законодательства, акционерному обществу «Архангельская областная энергетическая компания» об обязании прекратить сброс сточных вод на рельеф местности и в водный объект, провести мероприятия по ремонту канализационного коллектора, обществу с ограниченной ответственностью «ВодаСтоки» об обязании прекратить сброс сточных вод на рельеф местности. В обоснование указал, что межрайонной прокуратурой по информации ГБСУ СО ССЗН АО «Ширшинский ПНИ» совместно со специалистами Управления Росприроднадзора по АО, ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» - «Центр лабораторного анализа и технических измерений по АО» проведена проверка деятельности администрации МО «Лисестровское», по результатам которой установлено, что в п.Ширшинский не организовано водоотведение. На территории п.Ширшинский имеется централизованная система водоотведения, разделенная на две эксплуатационные зоны: первая является частью канализационной сети г.Новодвинска, а вторая – автономной системой водоотведения. Водоотведение от жилых домов № 2, 3, 4 в п.Ширшинский осуществляется по канализационным сетям, эксплуатируемым ООО «ВодаСтоки», находящимся в собственности МО «Лисестровское», от ГБСУ СО ССЗН АО «Ширшинский ПНИ» сточные воды отводятся по сетям АО «АрхоблЭнерго», далее предусмотрена их транспортировка до очистных сооружений в г.Новодвинск, которая фактически не осуществляется. Объекты водоотведения, принадлежащие АО «АрхоблЭнерго», находятся в неработоспособном состоянии, сточные воды до очистных сооружений АО «Сети» в г.Новодвинск не поступают, а стекают по естественному понижению рельефа местности в р.Лесная. Решение о предоставлении водного объекта в пользование у АО «АрхоблЭнерго» отсутствует. Результаты лабораторного анализа сточных вод показали превышение нормативов качества воды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ. Постановлением Управления Росприроднадзора от 25.12.2018 АО «АрхоблЭнерго» привлечено к административной ответственности. Автономная система водоотведения (от домов № 49, 53, 21а в п.Ширшинский) находящаяся в собственности МО «Лисестрвоское» и эксплуатирующаяся ООО «ВодаСтоки», представляет собой канализационные сети и канализационную насосную станцию, от которой сточные воды сбрасываются в овраг по рельефу местности за дом №53 в п.Шишринский. Визуально на почве наблюдается заболоченность, иловые осадки сточных вод, в воздухе присутствует характерный запах канализационных стоков. На канализационные очистные сооружения сточные воды не поступают, объект находится в разрушенном состоянии, какой-либо организацией не эксплуатируется. Поскольку сточные воды не подвергаются очистке, МО «Лисестровское» сложилась неблагополучная санитарно-эпидемиологическая обстановка, угрожающая санитарно-эпидемиологическому и экологическому благополучию. Администрацией МО «Приморский муниципальный район» в адрес администрации МО «Лисестровское» осуществлен межбюджетный трансферт на осуществление полномочий в жилищно-коммунальной сфере в размере 2 млн. руб. Администрация МО «Лисестровское» обязана организовать водоотведение в населенных пунктах в рамках доведенных лимитов, но не исполняет данную обязанность. Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Лисестровское», выразившееся в не организации водоотведения населенного пункта – п.Ширшинский Приморского района Архангельской области, обязать администрацию МО «Лиестровское» в срок до 01.12.2020 организовать водоотведение в п.Ширшинский Приморского района Архангельской области в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, обязать ООО «Вода Стоки» прекратить сброс сточных вод от домов № 21А, 49, 53 в п.Ширшинский на рельеф местности, обязать АО «Архангельская областная энергетическая компания» прекратить сброс сточных вод на рельеф местности и в водный объект – реку Лесная, обязать АО «Архангельская областная энергетическая компания» в срок до 01.12.2020 провести мероприятия по ремонту канализационного коллектора в п. Ширшинский, канализационной сети от п.Ширшинский до г.Новодвинска Архангельской области.

Определением суда от 31.10.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГБСУ СО ССЗН АО «Ширшинский ПНИ».

Определением суда от 18.10.2019 выделены в отдельное производство исковые требования заместителя Приморского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ВодаСтоки», акционерному обществу «Архангельская областная энергетическая компания» об обязании прекратить сброс сточных вод на рельеф местности и в водный объект, провести мероприятия по ремонту канализационного коллектора, гражданское дело по данному иску передано по подсудности в Октябрьский районный суд г. Архангельска.

В судебном заседании помощник Приморского межрайонного прокурора Лепина А.С. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Хабарова Е.В. с иском не согласилась. Полагает, что вред окружающей среде наносится действиями хозяйствующих субъектов ООО «ВодаСтоки» и АО «Архангельская энергетическая компания».

Представители заинтересованных лиц поддержали требования прокурора.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», одними из основных принципов государственной политики в области охраны окружающей среды определены соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод.

Согласно ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны, в том числе, не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

Частью 1 ст. 44 Водного кодекса РФ установлено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с положениями ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

На основании ч. 11 ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.

В силу ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"), осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

В силу ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления (ст. 13 ЗК РФ).

В силу п.п.1 п.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещен.

Как следует из материалов дела, в ходе совместной проверки Приморской межрайонной прокуратуры, специалистов Управления Росприроднадзора по Архангельской области, ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» - «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Архангельской области» выявлено, что в п.Ширшинский не организовано водоотведение.

Водоотведение от жилых домов № 2, 3, 4 в п.Ширшинский осуществляется по канализационным сетям, эксплуатируемым ООО «ВодаСтоки», находящимся в собственности МО «Лисестровское», от ГБСУ СО ССЗН АО «Ширшинский ПНИ» сточные воды отводятся по сетям АО «АрхоблЭнерго», далее предусмотрена их транспортировка до очистных сооружений в г.Новодвинск, которая фактически не осуществляется. Объекты водоотведения, принадлежащие АО «АрхоблЭнерго», находятся в неработоспособном состоянии, сточные воды до очистных сооружений АО «Сети» в г.Новодвинск не поступают, а стекают по естественному понижению рельефа местности в р.Лесная.

В рамках проверки представителем ЦЛАТИ произведен отбор пробы сточной воды в месте впадения ручья в реку Лесная. Результаты лабораторного анализа сточных вод показали превышение нормативов качества воды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ: по показателю БПК5 в 97,6 раз, аммоний-иону – в 124 раза, фосфат-иону – в 73,5 раза, что свидетельствует о загрязнении водного объекта сточными водами.

Автономная система водоотведения от домов №49, 53, 21а в п.Ширшинский, находящаяся в собственности МО «Лисестровское» и эксплуатирующаяся ООО «ВодаСтоки», представляет собой канализационные сети и канализационную насосную станцию, от которой сточные воды сбрасываются в овраг по рельефу местности за дом №53 в п.Ширшинский. Визуально на почве наблюдается заболоченность, иловые осадки сточных вод. На канализационные очистные сооружения сточные воды не поступают, объект находится в разрушенном состоянии.

Установленные обстоятельства подтверждены исследованными в судебном заседании документами: актами осмотра территории, фототаблицами, протоколом результатов измерений, и сторонами не оспариваются.

В нарушение требований ст. 62 КАС РФ доказательства фактического и надлежащего исполнения обязанности по организации водоотведения сточных вод в п.Ширшинский МО «Лисестровское» административным ответчиком суду не представлены.

Заключение администрацией МО «Лисестровское» договора аренды канализационных сетей с ООО «ВодоСтоки» не свидетельствует об исполнении органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей по организации водоотведение, поскольку сторонами не оспаривается, что канализационное оборудование фактически находится в нерабочем состоянии, в результате чего происходит загрязнение окружающей среды.

Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (ст. 1).

Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

На основании п. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Осуществление возложенных на органы местного самоуправления законом обязанностей по разрешению вопросов местного значения не может осуществляться в нарушение действующего законодательства. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей в сфере водоснабжения, водоотведения может создавать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, администрация муниципального образования отнесена к субъекту природоохранной деятельности, на который возложена обязанность по соблюдению законодательства по охране окружающей среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в том числе, путем принятия мер по организации сброса сточных вод в водный объект в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

Соглашением от 05 октября 2015 года администрация МО «Приморский муниципальный район» передала администрации МО «Лисестровское» полномочия по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

На основании изложенного суд приход к выводу о том, что административным ответчиком администрацией МО «Лисестровское» не организовано надлежащим образом водоотведение в п.Ширшинский Приморского района Архангельской области, чем нарушаются требования природоохранного, водного законодательства, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в связи с чем административный иск прокурора являются законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению.

Возлагая на ответчика вышеуказанные обязанности, суд соглашается с заявленным прокурором сроком – до 01 декабря 2020 года, указанный срок является разумным с учетом необходимого объема работ и климатических условий местности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,

решил:

административный иск заместителя Приморского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Лисестровское» о признании незаконным бездействия, обязании организовать водоотведение в соответствии с требованиями законодательства удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Лисестровское», выразившееся в неорганизации водоотведения населенного пункта – п. Ширшинский, Приморского района, Архангельской области.

Возложить на администрацию муниципального образования «Лисестровское» в срок до 01 декабря 2020 года организовать водоотведение в п. Ширшинский, Приморского района, Архангельской области в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий                  О.А. Шитикова

2а-1433/2019

Категория:
Гражданские
Другие
АО "Архангельская областная энергетическая компания"
АО "Сети"
Томашевская Анна Андреевна
Первышина Ольга Сергеевна
Администрация МО "Приморский муниципальный район"
Аксютин Андрей Владимирович
Администрация МО "Лисестровское"
Хабарова Елена Владимировна
ООО "ВодаСтоки"
Заместитель Приморского межрайонного прокурора Архангельской области
Управление Росприроднадзора по Архангельской области
ГБСУ СОССЗН Архангельской области "Ширшинский психоневрологический интернат"
Суханов Игорь Викторович
Суд
Приморский районный суд Архангельской области
Дело на странице суда
primsud.arh.sudrf.ru
07.10.2019Регистрация административного искового заявления
07.10.2019Передача материалов судье
07.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
07.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.10.2019Предварительное судебное заседание
14.06.2020Регистрация административного искового заявления
14.06.2020Передача материалов судье
14.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.06.2020Предварительное судебное заседание
14.06.2020Судебное заседание
14.06.2020Судебное заседание
06.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее