УИД -----
Дело -----
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата года г. Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары в составе:
председательствующего судьи Савельевой В.В.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой В.А.,
с участием заместителя прокурора г.Чебоксары Чувашской Республики Столяровой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Чебоксары Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, возложении обязанности внести сведения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»,
установил:
Заместитель прокурора г. Чебоксары в рамках реализации полномочий, предоставленных ему ст. 39 КАС РФ, с учетом последующего уточнения обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике «о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав в нем, что прокуратурой г.Чебоксары проведена проверка содержания интернет-сайта ------, на котором размещена информация с предложением к неограниченному кругу лиц о приобретении водительского удостоверения без какого-либо обучения в соответствующих образовательных учреждениях и сдачи экзаменов. Доступ на указанный сайт свободный, предварительной регистрации либо введения логина и пароля не требуется, ознакомиться с содержанием указанной страницы может любой интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует. На страницах указанного интернет-сайта содержатся разделы с формами заявок для заказа водительского удостоверения различной категории. Указанные разделы интернет-сайта представляют собой ссылки на предоставляемые пользователям сайта услуги, среди которых – изготовление вышеуказанных официальных документов, статей о стоимости изготовления поддельных документов.
В судебном заседании прокурор требование поддержала по изложенным в административном иске основаниям и вновь привела их суду.
Представитель административного ответчика Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился. От представителя поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без их участия и письменный отзыв, в котором не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Административный ответчик Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в суд не обеспечило.
Выслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Указом Президента РФ от дата ----- «О мерах по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации» сеть Интернет является информационно-телекоммуникационной сетью международного информационного обмена, доступ к которой не ограничен определенным кругом лиц.
Органы прокуратуры, являясь единой федеральной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории, в рамках предоставленных им полномочий, участвуют в правовом регулировании отношений, в том числе и возникающих в сети Интернет, выявляют и пресекают правонарушения со стороны ее участников и пользователей, координируют деятельность контролирующих и правоохранительных органов в указанной сфере. В целях ограничения свободного доступа к интернет-ресурсам с противозаконным содержанием прокурор использует весь комплекс мер реагирования, в том числе и путем предъявления заявлений об ограничении доступа к таким интернет-ресурсам по правилам ст. 39 КАС РФ.
Целью данного обращения прокурора является защита интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, с последующим включением сведений в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной, что отвечает требованиям ст. 39 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от дата № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон от дата № 149-ФЗ) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Согласно ч. 1 ст. 10 названного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу положений ч. 6 указанной статьи запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 9 Федерального закона от дата № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от дата № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
По правилам ст. 15.1 Федерального закона от дата № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ от дата № 149-ФЗ).
По делам о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
В силу ст. 3 Федерального закона от дата № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, в число которых входит признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от дата № 273-ФЗ одной из мер профилактики коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от дата № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона. Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением (п. 4 ст. 25 Федерального закона от дата N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В соответствии с п. 26 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата ----- «О допуске к управлению транспортными средствами» российские национальные водительские удостоверения выдаются лицам, достигшим установленного статьей 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» возраста, имеющим соответствующее медицинское заключение, успешно сдавшим экзамены, предусмотренные пунктом 9 настоящих Правил.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения имеют право: свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил (ст. 24 Федерального закона от дата № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков влечет уголовную ответственность по ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Ст. 324 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары проведена проверка содержания интернет-сайта ------, на котором размещена информация с предложением к неограниченному кругу лиц о приобретении водительского удостоверения без какого-либо обучения в соответствующих образовательных учреждениях и сдачи экзаменов. Доступ на указанный сайт свободный, предварительной регистрации либо введения логина и пароля не требуется, ознакомиться с содержанием указанной страницы может любой интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует. На страницах указанного интернет-сайта содержатся разделы с формами заявок для заказа водительского удостоверения различной категории. Указанные разделы интернет-сайта представляют собой ссылки на предоставляемые пользователям сайта услуги, среди которых – изготовление вышеуказанных официальных документов, статей о стоимости изготовления поддельных документов. Данные обстоятельства подтверждаются актом осмотра интернет-страницы и скриншотами интернет-страницы.
Таким образом, имеются основания для ограничения доступа к информации, размещенной на сайте с указанным адресом.
Порядок ограничения доступа к информации, признанной запрещенной на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 15.1,15.2,15.3 ФЗ от дата № 149-ФЗ установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от дата -----.
Согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от дата ----- создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено по решению суда, также относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
На момент рассмотрения дела указанная интернет-страница в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не внесена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
Административные исковые требования прокурора города Чебоксары удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на странице сайта с URL-адресом: ------ запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Возложить на Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике обязанность внести информацию, размещенную в сети «Интернет» по вышеуказанному электронному адресу в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение на основании ст.188 КАС РФ подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано либо опротестовано прокурором в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Чебоксары.
Мотивированное решение изготовлено дата.
Судья В.В. Савельева