дело №2-4100/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.о. Химки <адрес> 28 августа 2019 года
Химкинский городской суд <адрес> в составе:
судьи Гирсовой Н.В.,
при секретаре ФИО3.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации <№ обезличен> по г.Москве и <адрес> об обязании произвести перерасчет пенсии, взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с настоящим иском к ГУ ГУПФР <№ обезличен> по г. Москве и <адрес>, обосновывая это тем, что с 22.07.1999г. является получателем трудовой пенсии по старости. С 12.01.1960г. по 31.05.2000г. являлся госслужащим в ВО Автоэкспорт МВТ ССР и был уволен по собственному желаю в связи с выходом на пенсию. В периоды с 01.06.2000г. по 30.01.2001г., с 03.01.2002г. по 31.12.2002г., с 03.01.2003г. по 31.12.2004г. работал в ЗАО НВРКИ «Структура» в должности коммерческого директора.
За время своей трудовой деятельности истец неоднократно поощрялся за добросовестный труд, ему было присвоено звание «Ветеран труда».
19.02.2019г. ФИО1 обратился с заявлением в ПФР г. Москве и <адрес> с требованием произвести перерасчет пенсии. Согласно обращению истца Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ <№ обезличен> по г. Москве и <адрес> пояснило, что вопрос пенсионного обеспечения решен в соответствии с законодательством, нарушений пенсионных прав не установлено. Указанные действия со стороны пенсионного фонда являются незаконными и необоснованными, нарушающими права истца, в связи с чем, истцу был причинен моральный вред, который он оценивает в 50000 рублей, а также понесены судебные расходы.
В судебном заседании истец ФИО1, с учетом уточнения заявленных требований, что отражено в протоколе судебного заседания от <дата>, просил включить в стаж периоды работы с 09.07.1960г. по 05.08.1963г. проходил обучение в институте по очной форме обучения, с 30.08.1967г. по 03.08.1970г. - обучение в академии внешней торговли по очной форме обучения, с 09.12.1980г. по 09.12.1985г. - военную службу в <адрес>, с 01.10.2001г. по 31.12.2004г. - в ЗАО НВРКИ «Структура» в должности коммерческого директора. На удовлетворении заявленных требований с учетом уточнения настаивает, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР <№ обезличен> по г. Москве и <адрес> по доверенности ФИО4 просила отказать в удовлетворении исковых требований, ссылалась на необоснованность доводов истца о неправомерности и недобросовестности действий пенсионного органа. Истцу письменно разъяснялись положения пенсионного законодательства, регулирующие порядок назначения пенсии, приводились подробные расчеты размера пенсии, полагала, что истец неправильно толкует нормы пенсионного законодательства.
Суд, выслушав истца, изучив позицию стороны ответчика, исследовав, проверив и оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом в силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).
Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с момента вступления в силу которого (т.е. с <дата>) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).
Положения статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до <дата> пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.
Пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 указанной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В силу положений ч. 2 ст. 18 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до <дата>;
увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в ч. 12 ст. 15 настоящего Федерального закона, имевших место после <дата> до даты назначения страховой пенсии;
увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном ч. 18 ст. 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Аналогичные положения содержались в ч. 1, 2 ст. 19, ч. 1, 2 ст. 20 Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 884н от <дата> утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному социальному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила), которые определяют порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ.
Пунктами 3, 48 Правил закреплен заявительный характер обращения гражданина за перерасчетом размера пенсии.
Пунктом 49 Правил установлено, что заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии.
Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что начало течения срока для назначения пенсии по старости, ее перерасчета законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения, перерасчета пенсии, наличием у гражданина права на ее получение, перерасчет, которые корреспондируют к обязанности последнего предоставить необходимый перечень документов, предусмотренных ч. 6 ст. 21 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно Административному регламенту, утвержденному Приказом Минтруда России от <дата> № 14н «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению» основанием для начала административной процедуры по приему и регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является личное обращение гражданина в территориальный орган ПФР с заявлением и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, в том числе через работодателя, либо поступление заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в территориальный орган ПФР по почте, через многофункциональный центр или в форме электронного документа, в том числе через Единый портал госуслуг или личный кабинет на сайте ПФР (пункты 74, 77, 80, 82 Административного регламента; пункт 49 Правил № 884н).
Пенсионное законодательство предусматривает обязательное соблюдение определенной процедуры назначения (перерасчета) гражданам назначенной пенсии. Соответствующие требования предъявляются и к форме заявления. Формы заявлений предусмотрены приложениями № 1-2 к Административному регламенту.
Согласно пункту 52 Правил (в редакции от <дата>), заявление о перерасчете размера пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми для перерасчета размера пенсии документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые заявитель представил по собственной инициативе.
Согласно статье 14 Федерального закона от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК/Т + Б, где
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного Капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии;
Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
Как указано в ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - 450 рублей) x T, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;
450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 01.01.2002г.;
T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
Как следует из материалов дела и установлено судом ФИО1 с 22.07.1999г. была назначена трудовая пенсия по старости, установленной в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990г. <№ обезличен> «О Государственных пенсиях в Российской Федерации».
С 01.01.2002г. произведена оценка пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. <№ обезличен> «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
По состоянию на 31.12.2001г. стаж истца для конвертации пенсионных прав застрахованного лица составил 35 лет 8 месяцев 17 дней, в связи с чем коэффициент по стажу составил величину 0,65. В общий трудовой стаж включены следующие периоды трудовой деятельности с 12.01.1960г. по 09.07.1960г.; с 05.08.1963г. по 30.08.1967г.; с 03.08.1970г. по 18.02.1974г.; с 25.02.1974г. по 01.10.2001г.
Отношение среднемесячного заработка ФИО1 к среднемесячной заработной плате по стране учтено за период работы с 1997г. по 1999г. в максимально возможном размере 1,2.
Расчетный размер пенсии на 01.01.2002г. составил 0,65 х 1,2 х 1671 руб. 00 коп. = 1303 руб. 38 коп., где 853 руб. 38 коп. – страховая часть трудовой пенсии; 450 руб. 00 коп. – базовая часть трудовой пенсии.
Пенсионный капитал составлял 122886 руб. 72 коп., из расчета 1303 руб. 38 коп. – 450 руб. 00 коп. х 144 (ожидаемый период выплаты пенсии).
С 01.08.2009г. в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2009г. N 142-ФЗ размер трудовой пенсии работающим гражданам подлежал корректировке без подачи заявления, исходя из сумм страховых взносов, перечисленных работодателями на обязательное пенсионное страхование.
С 01.01.2010г. пенсионные права, приобретенные до 01.01.2002г. и стаж, заработанный в советское время до 01.01.1991г. пересмотрены в соответствии с нормами Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009г. <№ обезличен>).
В соответствии с Федеральным законом от 24..07.2009г. № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" осуществлена валоризация (переоценка) пенсионных прав, приобретенных до 01.01.2002г. Сумма валоризации составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст.30 Федерального закона от 17.12.2011г. <№ обезличен>, и сверх того, 1% величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991г.
Валоризация пенсионного капитала произведена с учетом работы до 1991г. продолжительностью 24 года 11 месяцев 17 дней (коэффициент валоризации – 0,34: 122886 руб. 72 коп. (пенсионный капитал) х 34% : 144 (ожидаемый период выплаты пенсии) х 3,6784 (суммарный индекс увеличения страховой части трудовой пенсии с 01.01.2002г. по 31.12.2009г.) = 1067 руб. 29 коп.
Страховая часть трудовой пенсии составила 4379 руб. 41 коп.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определена согласно части 10 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013г. <№ обезличен> по состоянию на 01.01.2015г. – 64 руб. 10 коп., исходя из размера установленной на 31.12.2014г. страховой части трудовой пенсии, деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента (6684 руб. 25 коп. : 64 руб. 10 коп. = 104,278).
Как работающему пенсионеру ФИО1 был произведен перерасчет пенсии с 01.08.2017г., за счет сумм страховых взносов, перечисленных работодателями в 2015 года с учетом значения индивидуального пенсионного коэффициента в размере 0,105.
Индивидуальный пенсионный коэффициент истца составляет 104,384.
С учетом последней индексации пенсии размер пенсии истца составляет 14440 руб. 65 коп.
Как следует из трудовой книжки ФИО1 в период с 01.09.1967г. по 01.08.1970г. проходил обучение во Всесоюзной Академии внешней торговли по очной форме обучения, с 03.01.2003г. по 31.12.2004г. работал в ЗАО НВРКИ «Структура» в должности коммерческого директора.
Законодателем не предусмотрено включение периодов обучения в стаж при варианте исчислении размера пенсии в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 30 от <дата> «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в подпунктах 4 и 5 пункта 28 разъяснено, что в случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до <дата>, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте; а если гражданин выбрал вариант исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, судам следует иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до <дата>, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до <дата>.
В силу ст. 91 Закона РФ № 340-1 от <дата> «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до <дата>, подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в ст. 89 Закона.
Таким образом, периоды обучения в высших учебных заведениях могут быть засчитаны в стаж для исчисления размера пенсии только в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ от <дата>. Возможности смешения формул подсчета размеров пенсий граждан, указанных соответственно в пунктах 3 и 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, действующее законодательство не предусматривает.
На основании вышеизложенного следует, что расчет пенсии по пункту 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ является для истца наиболее выгодным, в связи с чем перерасчет с учетом периода учебы не целесообразен, поскольку приведет к уменьшению размера пенсии.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 12 ГПК РФ, также положений статей 56, 57 ГПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
Расчет начисления пенсии стороной истца не представлен. Судом расчет пенсии истца, произведенный пенсионным органом, проверен и признан правильным.
Вопреки доводам иска, исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что размер пенсии соответствует действующему законодательству, пенсионные права истца не нарушены, оснований для перерасчета пенсии не имеется, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Таким образом, с учетом доводов иска, нарушений ответчиком прав истца не установлено, в связи с чем, оснований для перерасчета пенсии не имеется.
Доводы стороны истца о неправильном исчислении размера пенсии основаны на неправильном применении норм материального права и не подтверждены документально.
Поскольку нарушение прав истца со стороны ответчика судом не установлено, то не подлежат и удовлетворению исковые требования ФИО1 о компенсации морального вреда.
Кроме того, в пунктах 31, 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда, исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
В связи с тем, что требования о возмещении судебных расходов являются производными от основного искового требования, в удовлетворении которого истцу отказано, оснований для удовлетворения указанных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации <№ обезличен> по г.Москве и <адрес> об обязании произвести перерасчет пенсии, взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Гирсова