Дело № 2-4923/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2019 года г.о. Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Разумовской Н.Г.,
при секретаре судебного заседания Козловой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой ФИО6 к Администрации городского округа Лосино-Петровский о сохранении в реконструированном виде жилой дом и признание права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Иванова Т.В., обратилась в Щелковский городской суд с иском к Администрации городского округа Лосино-Петровский о сохранении в реконструированном виде жилой дом и признание права собственности на жилой дом, по адресу: <адрес>, указав в обоснование требований, что является собственником жилого дома, общей площадью 78,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи жилого дома от 27.04.1999г., удостоверенный нотариусом <адрес> и Щёлковского района ФИО4, реестровый № от 27.04.1999г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.11.2009г. Также истцу принадлежит земельный участок площадью 1127 кв.м., с кадастровым номером № предназначенный для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи жилого дома от 27.04.1999г., удостоверенный нотариусом <адрес> и Щёлковского района ФИО4, реестровый № от 27.04.1999г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.08.2009 г.
Самовольно без получения разрешения истцом была осуществлена реконструкция жилого дома, а именно Лит.Б3, Лит.Б4, Лит.Б5, которые не были введены в эксплуатацию. В связи с этим площадь жилого дома изменилась, согласно произведенным замерам, общая площадь жилого дома после реконструкции стала составлять 252,8 кв.м., в том числе жилая 157,1 кв.м.
03 июля 2019 года было подано заявление о выдаче разрешительной документации для ввода Лит.Б3, Лит.Б4, Лит.Б5, а 10 июля 2019 года истцом было получено уведомление от Администрации г.о. Лосино-Петровский, в котором указано, что отсутствует действующее разрешение на строительство или реконструкцию объекта недвижимости, не соблюдение минимального расстояния между постройками.
В судебное заседание истец не явилась, извещена, он представителя истца по доверенности через приемную суда поступило заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика – администрации городского округа Лосино-Петровский в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении данного дела в свое отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что жилой дом, общей площадью 78,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи жилого дома от 27.04.1999г., удостоверенный нотариусом <адрес> и Щёлковского района ФИО4, реестровый № от 27.04.1999г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.11.2009г.
На праве собственности истцу принадлежит земельный участок площадью 1127 кв.м., с кадастровым номером № предназначенный для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>13, на основании договора купли-продажи жилого дома от 27.04.1999г., удостоверенный нотариусом г.Лосино-Петровский и Щёлковского района ФИО4, реестровый № от 27.04.1999г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.08.2009г.
Самовольно без получения разрешения истцом была осуществлена реконструкция жилого дома, а именно Лит.Б3, Лит.Б4, Лит.Б5, которые не были введены в эксплуатацию. В связи с этим площадь жилого дома изменилась, согласно произведенным замерам, общая площадь жилого дома после реконструкции стала составлять 252,8 кв.м., в том числе жилая 157,1 кв.м.
03 июля 2019 года истцом было подано заявление о выдаче разрешительной документации для ввода Лит.Б3, Лит.Б4, Лит.Б5. и 10 июля 2019 года было получено уведомление от Администрации г.о. Лосино-Петровский, в котором указано, что отсутствует действующее разрешение на строительство или реконструкцию объекта недвижимости, не соблюдение минимального расстояния между постройками.
В силу положений ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 ГК РФ.
Положениями ст. 222 ГК РФ предусмотрено, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно п.п. 25, 26 разъяснений в Постановлении от 29.04.2010 г. Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав " отмечается, что в силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. В соответствии с п.28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», положения ст. 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект, однако не применяются в случае перепланировки, переустройства (переоборудования) жилого помещения.
В целях проверки соответствии жилого дома, градостроительным и строительным нормам и правилам, была назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению экспертизы, назначенной и проведенной по определению суда от 28.08.2019 года, экспертом было установлено, что в результате проведенного технического обследования строительных конструкций пристроек к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес> анализа конструктивной схемы здания можно сделать следующие выводы: Строительные конструкции пристроек лит. «Лит.Б3, Лит.Б4, Лит.Б5» находятся в «работоспособном состоянии» и способны воспринимать расчетные нагрузки. В результате строительства пристроек лит. «Лит.Б3, Лит.Б4, Лит.Б5» основные конструктивные элементы здания жилого дома не затронуты, работы по строительству не повлияли на сохранность, несущую способность строительных конструкций жилого дома. Самовольно возведенные строения Ивановой Т.В., расположенные по адресу: <адрес>, соответствует строительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам, соответствуют полностью и угрозу жизни и здоровью граждан не создают, права третьих лиц не нарушают (л.д.47).
В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под реконструкцией объектов капитального строительства понимается - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ от 19.03.14 г., право собственности на самовольное строение, возведенное гражданином без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано, если строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если сохранение этого строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Рассматривая споры, вытекающие из самовольной реконструкции помещений и строений, следует иметь в виду, что понятие реконструкции дано в пункте 14 статьи 1 ГсК РФ. Согласно указанной норме под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
При самовольном изменении первоначального объекта недвижимости посредством пристройки к нему дополнительных помещений право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде, а не на пристройку к первоначальному объекту недвижимости.
Из представленных истцами суду доказательств, следует, что истец предприняла все необходимые действия, связанные с легализацией самовольно произведенной реконструкции жилого дома.
В связи с изложенным, с учетом экспертного заключения, исковые требования законны, обоснованы, подлежат удовлетворению.
Одновременно на основании ч. 6 ст. 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" настоящее решение суда является основанием для погашения регистрационной записи в ЕГРН о праве собственности истца на жилой дом площадью 78,3 кв.м., по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст. 222 ГК РФ, ст. ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ивановой ФИО8 – удовлетворить.
Сохранить жилой дом площадью 78,3 кв.м., по адресу: <адрес> в реконструированном виде.
Признать за Ивановой ФИО9 право собственности на жилой дом, жилой дом, общей площадью 252,8 кв.м., в том числе жилая 157,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Решение суда является основанием для погашения регистрационной записи в Едином государственном реестре недвижимости о праве собственности Ивановой ФИО10 на жилой дом площадью 78,3 кв.м., по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Щелковский городской суд Московской области в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий
судья Н.Г. Разумовская