Дело № 2-1900/2020
44RS0001-01-2020-001630-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2020 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
судьи Комиссаровой Е.А.
при секретаре Приказчиковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Костромы в интересах несовершеннолетней С. к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Костромы, действующий в интересах несовершеннолетней С., обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Костромской о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом. Требования мотивированы тем, что несовершеннолетняя С., <дата> года рождения страдает спинальной мышечной атрофией типа 1-2, является ребенком-инвалидом. Согласно выписке из протокола заседания подкомиссии по рациональному назначению лекарственных средств Врачебной комиссии ОГБУЗ «Городская больница города Костромы» от <дата> № С. рекомендовано назначение по жизненным показаниям для специфической терапии (улучшения неврологических показателей пациента) препарата Спинраза (Нусинерсен) раствор для инъекций 15 мг/5 мл на одно введение (интратекально). Рекомендуемая дозировка - 4 насыщающие дозы; далее вводятся поддерживающие дозы, по одной каждые 4 месяца. Лекарственный препарат «Спинраза» не входит в стандарт оказания медицинской помощи и список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от <дата> №-р. Лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием Нурсинерсен торговое наименование «Спинраза» в форме выпуска - раствор для интратекального введения, производства Биоген Айдек Лимитед (Великобритания) зарегистрирован и разрешен к медицинскому применению на территории Российской федерации (государственный реестр лекарственных средств, дата регистрации <дата> № ЛП-005730). Прокуратурой города Костромы проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья граждан по обращению Смирновой Г.Е., действующей в интересах несовершеннолетней дочери С., <дата> года рождения. Проверкой установлено, что до настоящего времени вышеуказанным лекарственным препаратом С. не обеспечена. Обращаясь в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор ссылается на ст. 4, ч. 1,2 ст. 19, ст. 29, ст. 44, ч. 9 ст. 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ, ст. 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»), Перечень орфанных заболеваний, утвержденный Министерством здравоохранения РФ от 07 мая 2014 года, содержащий такое заболевание как спинально мышечная атрофия 1,2 и 3 степени, Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Постановлением администрации Костромской области от 25 декабря 2019 года № 211-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Костромской области на 2020 года и на плановый период 2021 и 2022 года. Согласно ч. 8 п. 39 программы за счет средств областно7го бюджета в общем объеме 1 657 816,20 руб. финансируются расходы на обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности. В силу п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27 декабря 2007 года № 546 Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области. В силу п. 59 Положения Департамент осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Прокурор г. Костромы просит обязать департамент здравоохранения Костромской области обеспечить С., <дата> года рождения лекарственным средством Спинраза (Нусинерсен) в необходимом объеме.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОГБУЗ «Костромская областная детская больница».
Помощник прокурора г. Костромы Михина Д.А. исковые требования поддержала.
Законный представитель несовершеннолетней С. - Смирнова Г.Е. исковые требования поддержала, указав, что состояние ребенка ухудшается, срочно требуется начинать лечение.
Департамент здравоохранения Костромской области явку представителя не обеспечил, просили рассматривать в отсутствие представителя, представили письменный отзыв, в котором указали, что департамент здравоохранения Костромской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Инъекции препарата вводятся в условиях стационара, в связи с чем исковые требования должны быть предъявлены непосредственно к медицинской организации, в которой должно проводиться соответствующее стационарное лечение за счет средств обязательного медицинского страхования. Потребность в препарате на первый год лечения, согласно имеющимся назначениям, составляет 6 упаковок общей стоимостью лечения в год 48 млн. рублей. Просят в иске отказать.
Представитель ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» требования считает обоснованными.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, но не явившихся в судебное заседание.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено и из материалов дела следует, что С., <дата> года рождения страдает спинальной мышечной атрофией типа 1-2, является ребенком-инвалидом. Согласно выписке из протокола заседания подкомиссии по рациональному назначению лекарственных средств Врачебной комиссии ОГБУЗ «Городская больница города Костромы» от <дата> № С. рекомендовано назначение по жизненным показаниям для специфической терапии (улучшения неврологических показателей пациента) препарата Спинраза (Нусинерсен) раствор для инъекций 15 мг/5 мл на одно введение (интратекально). Рекомендуемая дозировка - 4 насыщающие дозы; далее вводятся поддерживающие дозы, по одной каждые 4 месяца.
<дата> лекарственный препарат с торговым названием «Спинраза» (МНН Нусинерсен) в форме раствора для интратекального введения, Компании Биоген Айдек Лимитед (Великобритания), зарегистрирован на территории Российской Федерации в государственном реестре лекарственных средств под регистрационным номером № ЛП-0055730.
Смирнова Г.Е., действуя в интересах своей несовершеннолетней дочери, обращалась в Департамент здравоохранения Костромской области с просьбой об организации льготного лекарственного обеспечения ее дочери лекарственным препаратом «Спинраза».
Ответом Департамента здравоохранения Костромской области ей было указано, что лекарственный препарат «Спинраза» (Нусинерсен), не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации, не входит в стандарты лечения и клинические рекомендации, утвержденные Минздравом Российской Федерации, в связи с чем, обеспечить данным препаратом в рамках федеральной и региональной программ льготного лекарственного обеспечения не представляется возможным.
До настоящего времени С. не получает надлежащего лечения препаратом «Спинраза» (Нусинерсен), поскольку данный препарат не входит в стандарт медицинской помощи и перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
В соответствии со ст. ст. 2, 20, 39, 41 Конституции РФ соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства; каждый имеет право на жизнь; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности; каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Материнство и детство, семья находится под защитой государства (ст.38 Конституции РФ).
Как следует из ст. 13 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) основным принципом охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи и др.
В силу ст.10 Федерального закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и др.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ст.19 Федерального закона № 323-ФЗ).
Пунктом 10 ч.1 ст.16 Федерального закона № 323-ФЗ определено, что организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
В соответствии с ч. 5 ст. 37 и ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускается в случае наличия медицинских показаний по решению врачебной комиссии.
Согласно ст. 44 Федерального закона № 323-ФЗ редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случае заболевания на 100 000 населения.
Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации.
В целях обеспечения граждан, страдающих заболеваниями, вклшюченными в перечень, утвержденный в соответствии с частью 3 настоящей статьи, лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного пиания осуществляется ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.
В силу пункта 150 Перечня орфанных заболеваний, утвержденного Министерством здравоохранения РФ от 07 мая 2014 года к числу таких заболеваний относится спинально мышечная атрофия I, II и III степени.
Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» предусмотрено, что дети-инвалиды обеспечиваются всеми необходимыми лекарственными средствами за счет бюджета субъекта Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры, своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения (п.4 Постановления Правительства РФ № 890).
Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых на счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно п.3 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;
2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
В соответствии с п.5 ст.80 Федерального закона от № 323-ФЗ в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются перечень видов (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи), форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно.
В соответствии с п.7 ст.80 Федерального закона № 323-ФЗ программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.
В силу ч.9 ст. 83 Федерального закона № 323-ФЗ обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в п. 21 ч.2 ст. 14 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с законодательством расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.
При этом, орган государственной власти субъекта РФ вправе за счет доходов бюджета субъекта РФ, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов: определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.
Постановлением администрации Костромской области от 25 декабря 2019 года № 211-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Костромской области на 2020 года и на плановый период 2021 и 2022 года.
Согласно ч. 8 п. 39 программы за счет средств областного бюджета в общем объеме 1 657 816,2 тыс. руб. Финансируются расходы на обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности.
Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что обеспечение инвалидов, лекарственными средствами производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона № 178-ФЗ оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с ч. 5 ст. 6.3 Закона № 178-ФЗ установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 29 декабря 2004 года № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».
При этом процедура получения инвалидами лекарственных препаратов, установленная п. 2.1.-2.8 Порядка, не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из указанного выше норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами.
Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствие со стандартами оказания медицинской помощи и по смыслу п. 2.7 Порядка, должно осуществляться бесперебойно.
В силу п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 г. № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области.
К полномочиям Департамента относится защита прав человека в области охраны здоровья (п. 16), организация оказания населению Костромской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях Костромской области, подведомственных Департаменту (п. 19), организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и со скидкой 50 % за счет средств областного бюджета, в том числе своевременной обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п. 27).
Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
В силу вышеизложенного суд, учитывая, что обеспечение лекарственным препаратом ребенка-инвалида С. должно происходить за счет средств бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, полагает, что доводы представителя Департамента здравоохранения о том, что обязанность по обеспечению С. необходимым лекарством должна быть возложена на лечебное учреждение не основаны на законе.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обеспечение ребенка-инвалида необходимыми лекарственными препаратами должно осуществляться за счет средств субъекта Российской Федерации и не может ставиться в зависимость от наличия лекарственного препарата в Перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи. Также обеспечение лекарственными препаратами инвалида должно происходить в соответствии с назначениями врача, постоянно и в необходимом объеме.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на Департамент здравоохранения Костромской области подлежит возложение обязанности по бесплатному обеспечению С., <дата> года рождения лекарственным препаратом «Спинраза» (Нусинерсен) в необходимом объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать департамент здравоохранения Костромской области обеспечить С., <дата> года рождения лекарственным средством Спинраза (Нусинерсен) в необходимом количестве.
На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Свердловский районный суд г. Костромы.
Судья