Дело № 33а-4112/2019 г.Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего Коноплевой И.А.,
судей Поздняковой О.Ю., Романовой И.А.,
при секретаре Павловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 июня 2019 года административное дело по административному иску Мальцевой А.П., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Мальцева Д.А., Мальцева П.А. к администрации города Хабаровска о признании незаконными заключения межведомственной комиссии № 151 от 28.11.2012 года, постановления от 10.10.2014 года № 4394 и от 19.04.2017 года № 1224, возложении обязанности, по апелляционной жалобе администрации г. Хабаровска на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 05 марта 2019 года,
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., пояснения представителя Мальцевой А.П. – Калиниченко А.В., представителей администрации г.Хабаровска Ехохиной Е.С., Савватеевой И.Ю., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Мальцева А.П. обратилась в суд с административным иском в своих интересах и интересах несовершеннолетних Мальцева Д.А., Мальцева П.А. к администрации г. Хабаровска о признании незаконными заключение межведомственной комиссии № 151 от 28.11.2012 года, о признании жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции, Постановление и.о. мэра г.Хабаровска от 10.10.2014г. № 4394 (с изменениями, внесенными постановлением и.о. мэра г.Хабаровска от 19.04.2017г. № 1224), о проведении реконструкции жилого дома, возложении на Администрацию г.Хабаровска обязанности в течение месяца со дня вступления решения в законную силу рассмотреть вопрос о признании многоквартирного жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.
В обоснование заявленных требований указала, что вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 15.09.2016г. за ней и несовершеннолетними Мальцевым Д.А., Мальцевым П.А. признано право пользования квартирой <адрес> на условиях договора социального найма. Из письма Администрации г.Хабаровска № 6147 от 07.09.2018г., ей стало известно, что 28.11.2012 г. городской межведомственной комиссий по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания принято решение №151 о признании этого жилого дома аварийным и подлежащим реконструкции. Постановлением и.о. мэра г.Хабаровска от 10.10.2014г. № 4394 (с изменениями, внесенными постановлением от 19.04.2017г. № 1224) принято решение о проведении реконструкции жилого дома. При этом, администрацией г.Хабаровска не учтено, что решением Хабаровской городской Думы от 25.09.2012 № 646 «Об утверждении муниципальной адресной программы по сносу и расселению многоквартирных жилых домов в целях развития застроенных территорий города Хабаровска на 2012 - 2017 годы» (с изменениями внесенными решением Хабаровской городской Думы от 31.01.2017г. № 489) жилой дом <адрес>, общей площадью 602,2 кв.м., запланирован к сносу и расселению. При таких обстоятельствах вывод комиссии о необходимости реконструкции жилого дома находится в противоречии с ранее принятым решением органа местного самоуправления об его сносе. Это решение, принятое и вступившее в действие до заседания комиссии и прямо указывающее на экономическую нецелесообразность реконструкции, комиссией не принято во внимание и в заключении даже не упомянуто. О решении о реконструкции жилого дома, ей стало известно в сентябре 2018 года из В ноябре 2018 года административный она обратилась в Администрацию г.Хабаровска с заявлением об отмене указанных выше заключения и постановлений и о повторном рассмотрении вопроса о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, однако ответ ей не поступил.
. Определением суда от 07.02.2019 года по данному делу в качестве заинтересованных лиц привлечены Булдович С.Л., Дятлов Р.П., Дятлова В.А., ЗлобинаТ.Г., Лоскутникова И.И., Сукова В.А., Кокорев В.В., Муравьев А.В., Губарев А.А., Губарева Е.С., Губарева Т.Г., Сачук Р.А., Смахтина А.А., Шумилкин Т.А., Шумилкина Л.С., Дубинина Т.Н.,, Захаров И.А.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 05.03.2019 года требования удовлетворены. Заключение межведомственной комиссии №151 от 28.11.2012 года о признании аварийным и подлежащим реконструкции многоквартирного дома <адрес>, Постановление администрации города Хабаровска от 10.10.2014 года №4394 о проведении реконструкции многоквартирного дома <адрес>, Постановление администрации города Хабаровска от 19.04.2017 года №1224 о внесении изменений в постановление администрации города Хабаровска от 10.10.2014 года № 4394 «О проведении реконструкции многоквартирного дома <адрес>», признаны незаконными.
На администрацию г.Хабаровска возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, повторно рассмотреть вопрос о признании помещения по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в сроки и порядке, предусмотренными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, с учетом установленных нарушений.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Хабаровска просит решение суда отменить ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что спорный дом был осмотрен членами комиссии 29.10.2012 года, о чем имеется акт осмотра, на дату принятия оспариваемого заключения в состав комиссии не включались представители органов уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора ( муниципального жилищного контроля), поскольку данное требование к составу межведомственной комиссии было введено 8.04.2013 года. Поскольку дом <адрес> на получал повреждений в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной осадки грунтов, а также других сложных геологический явлений, решение о ремонте, реконструкции или перепланировке дома с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения не принималось, полагает, что обязательного наличия технико-экономических расчетов, целесообразности реконструкции дома, на момент принятия заключения не требовалось.
Кроме того в дополнении к апелляционной жалобе представитель администрации г.Хабаровска указывает, что Постановлением Правительства Хабаровского края 28.03.2019 года №118-пр утверждена Адресная программа Хабаровского края по переселению граждан их аварийного жилого фонда, признанного таковым до 1.01.2017 года, на 2019-2025 годы. В соответствии с разделом 6 программы городскому округу «Город Хабаровск « выделены денежные средства из бюджета Фонда содействию реформированию жилищно-коммунальному хозяйству, а также из бюджета Хабаровского края. Согласно Приложению 1 к программе дом <адрес> включен в программу. Планируемая дата окончания переселения жителей дома установлена 31.12.2020 года. В случае признания заключения межведомственной комиссии от 28.11.2018 года а также постановлений администрации г.Хабаровска №4394 от 10.10.2014, и №1224 от 19.04.2017 года, дом по <адрес> будет исключен из программы, что сделает невозможным расселение жильцов указанного дома за счет денежных средств выделенных на расселение граждан, проживающих в аварийных домах.
Административный истец Мальцева А.П., заинтересованные лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о его времени и месте извещены, сведения о причинах неявки не представили. На основании ст.150 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.
Согласно ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 года №47 "Об утверждении Положения: о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Согласно п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 15.09.2016г. за Мальцевой А.П. и несовершеннолетними Мальцевым Д.А., Мальцевым П.А. признано право пользования на условиях договора социального найма квартирой <адрес>.
Распоряжением Мэра города Хабаровска от 31.05.2005 года № 1328-р создана городская межведомственная комиссия по признанию жилых помещений непригодными для проживания, утвержден ее состав.
На заседании городской межведомственной комиссии от 28.11.2012 года рассмотрен вопрос о проведении оценки соответствия жилого дома <адрес> требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», и принято заключение № 151 от 28.11.2012 года о выявлении оснований для признания указанного многоквартирного дома 5 аварийным и подлежащим реконструкции в соответствии с требованиями Положения.
Постановлениями и.о. мэра г.Хабаровска от 10.10.2014г. №4394 (с изменениями, внесенными постановлением от 19.04.2017г. №1224) на основании указанного выше заключения принято решение о проведении реконструкции жилого дома.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что при приятии решения о призвании жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции Комиссией был нарушена процедура принятия оспариваемого заключения, а именно в состав городской межведомственной комиссии не были включены представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора, государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав и благополучия человека. Не было проверено фактическое состояние жилого дома на момент принятия решения, не истребованы дополнительные документы, о целесообразности проведения реконструкции, чем нарушены права административных истцов.
С таким выводом судебная коллегия согласиться не может.
Согласно Положению (в редакции от 02.08.2007 года), действующего на момент принятия оспариваемого решения, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
В соответствии с п.38 Положения жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.
Согласно п.44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включала в себя: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Согласно п.47 по результатам работы комиссия принималось одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
Согласно оспариваемому заключению, членами комиссии, в состав которой также вошли: главный специалист отдела по выдаче разрешительной документации департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города, начальник подразделения по г.Хабаровску Краевого государственного унитарного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости, начальник отдела нормативно-технического, лицензирования и сертификации управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю, начальник отдела по ремонту, модернизации и реконструкции жилищного фонда Управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города, было проведено обследование дома, о чем составлен Акт от 29.10.2012 года, а также на заседании комиссии при принятии решения было рассмотрено заключение ООО «Эком-коттедж», составленное по заданию МУП СЗ по ЖКУ г. Хабаровска, из которого следует, что для дальнейшей эксплуатации жилого дома требуется капитальный ремонт. Иного заключения на комиссию представлено не было.
Исходя из подп. 6 п. 44 Положения, действующего на момент принятия оспариваемого решения, лишь в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, необходимо было привлечение специализированных организаций, для проведения дополнительного обследования многоквартирного дома.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу, что при принятии оспариваемого заключения межведомственной комиссией не было допущено существенных нарушений, в результате которых можно было бы признать данное заключение незаконным.
Кроме того, как следует из административного искового заявления Мальцевой А.П. оспаривается решение межведомственной комиссии лишь в той части, что дом признан комиссией подлежащим реконструкции, а не сносу.
Между тем, в судебном заседании установлено, что 28.03.2019 года Правительством Хабаровского края принято постановление №118-пр «Об утверждении адресной программы Хабаровского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017 года на 2019-2025 годы». В данную программу включен дом <адрес>. Планируемая дата окончания переселения жильцов данного дома установлена 31.12.2020 года.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что вопрос о том признан ли аварийный жилой дом подлежащим реконструкции или сносу, в данном случае не имеет правового значения, поскольку указанная адресная программа предполагает переселение граждан из признанного аварийным жилья, в том числе и дома <адрес> независимо от того признано она подлежащим реконструкции или сносу.
Тогда как в случае признания заключения межведомственной комиссии от № 151 от 28.11.2012 года незаконным, дом будет исключен из данной программы, чем будут нарушены права не только административных истцов, но и всех жильцов указанного дома.
В связи с выше изложенным, судебная коллегия считает, необходимым отменить решение суда первой инстанции, с вынесением нового решения об отказе Мальцевой А.П. в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 05 марта 2019 года – отменить, принять по делу новое решение, которым
в удовлетворении требований Мальцевой А.П. – отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Коноплева И.А.
Судьи Позднякова О.Ю.
Романова И.А.