Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Сочи 29 января 2020 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
судьи Круглова Н.А.,
при секретаре судебного заседания Козловой К.В.,
с участием: истца Сутырина В.В., представителя ответчика МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго» Деревянко Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сутырина В. В. к МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго» о признании противоправными действий по начислению платы и взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Сутырин В.В. обратился в суд с иском к МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго» о признании противоправными действий по начислению платы и взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что в <адрес> г.Сочи с ДД.ММ.ГГГГ был организован обогрев МОП, в связи с чем 10 месяцев Сочитеплоэнерго удерживает с него долг за обогрев МОП, за ДД.ММ.ГГГГ с возрастающим от месяца к месяцу пени. Просит признать действия МУП СТЭ противоправными и удержать в его пользу моральный вред 100 000 рублей.
Истец Сутырин В.В. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, на удовлетворении требований настаивал.
Представитель ответчика Деревянко Г.Н. исковые требования не признал, пояснил, что доводы истца несостоятельны, поскольку дом по <адрес> является многоквартирным и подключен к централизованному отоплению. Согласно действующему законодательству освобождение лица от уплаты за квартиру не освобождает от оплаты за общедомовое имущество. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела и исследовав представленные суду доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении искового заявления по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права или законные интересы нарушены, так как судебной защите подлежит только нарушенное право (ст. 4 ГПК РФ).
Статья 210 ГК РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 158 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Судом установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: г. Сочи, <адрес> котором проживает Сутырину В.В. (<адрес>) присоединен к централизованной системе теплоснабжения. Поставка тепловой энергии осуществляется на нужды отопления и горячего водоснабжения. Расчеты за потребленные коммунальные услуги осуществляются непосредственно со всеми собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений.
Таким образом, Сутырин В.В. как собственник жилого помещения в многоквартирном доме, несет бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно справке об общей площади жилых помещений (квартир) и нежилых помещений многоквартирного дома по адресу: г. Сочи, <адрес> представленной ГУП КК «Крайтехинвентаризация- Краевое БТИ» филиал г. Сочи общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества (площадь мест общего пользования) составляет 3324,7 кв.м.
Правительством Российской Федерации Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № на основании Постановления Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ №-П внесены изменения в Правила № по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, в том числе перехода отдельных жилых помещений в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, на индивидуальную систему теплоснабжения с соблюдением установленного порядка переустройства систем внутриквартирного отопления.
Предусмотренный порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению обусловлен общим принципом распределения объема тепловой энергии, израсходованного на обеспечение нормативной температуры воздуха в помещениях многоквартирного дома, и, как следствие, распределения размера платы за коммунальную услугу по отоплению пропорционально площади помещений в многоквартирном доме.
Определено это тем, что многоквартирный дом отапливается целиком, как единый объект с учетом сохранения (обеспечения) теплового баланса всего жилого здания.
Услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального жилого помещения, так и для общего имущества многоквартирного дома.
При этом, отказ от индивидуального потребления услуги отопления с соблюдением установленного порядка переустройства систем внутриквартирного отопления не прекращает потребление услуги теплоснабжения с целью содержания общего имущества.
Площадь помещения <адрес> исключена из начислений объема тепловой энергии, приходящейся на индивидуальное потребление по услуге отопление, сохранив обязанность по оплате за услуги теплоснабжения в целях содержания общего имущества.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, требования к режиму предоставления и качеству коммунальных услуг, а также к начислению платы за коммунальные услуги регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее -Правила 354).
В соответствии п.40 Правил 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
В многоквартирном <адрес> общедомовой прибор учета на отопление отсутствует.
Согласно п.42(1), в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Тариф на отопление в размере 2497,21 руб. с ДД.ММ.ГГГГ определен с учетом внесенных изменений Правил 354 подлежит оплате в полном объеме.
Таким образом, оплата, начисляемая МУП СТЭ производилась в соответствии с установленными нормативно-правовыми актами, утвержденными органами государственной власти Российской Федерации.
Следовательно, истец должен нести расходы по оплате теплоэнергии, израсходованной в местах общего пользования, поскольку оплату теплоэнергии, потребленной на общедомовые нужды, должны осуществлять собственники и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме.
Доводы истца о признании противоправными действий по начислению платы, производимым МУП «СТЭ» суд признает ошибочными и не обоснованными.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как указано в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Пунктом 2 названного Постановления установлено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной деятельностью, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В силу ч. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежат компенсации только в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, из буквального содержания приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что компенсация морального вреда возможна в случаях причинения такого вреда гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
В данном случае, истец не доказал причинение вреда при определенных обстоятельствах именно действиями юридического лица МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго». Не представил доказательств, свидетельствующих о степени претерпеваемых физических и нравственных страданий, в чем они выражались.
Следовательно, причинно - следственная связь между причинением вреда и наступившими физическими или нравственными страданиями взыскателя отсутствует.
В данном случае какие-либо действия ответчика, направленные на нарушение личных неимущественных прав истца либо посягающие на принадлежащие ему нематериальные блага, истцом в обоснование иска не указаны, судом не установлены.
Учитывая, что истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства причинения ему по вине ответчика нравственных либо физических страданий, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда.
При таких обстоятельствах, исковые требований Сутырина В.В. о признании противоправными действий по начислению платы и взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей не подлежат удовлетворению поскольку, каких-либо нарушений со стороны ответчика прав истца как потребителя не усматривается и не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления Сутырина В. В. к МУП города Сочи «Сочитеплоэнерго» о признании противоправными действий по начислению платы и взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Сочи.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Центрального
районного суда г.Сочи Н.А. Круглов