Дело № 2-285/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 августа 2015 года село Яльчики
Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Викторова А.А.,
при секретаре судебного заседания Петровой С.П.,
с участием представителя истца Воробьева А.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГ,
представителя ответчика Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Аникиной И.Н. по доверенности от ДД.ММ.ГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению представителя Воробьева А.В. в интересах истца Скворцовой А.Е. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки Минздравсоцразвития Чувашии» об оспаривании решения об отказе в выдаче единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения как вдовы участника Великой Отечественной войны,
установил:
Представитель Воробьев А.В. в интересах истицы Скворцовой А.Е. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее Минздрав Чувашии), казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки Минздравсоцразвития Чувашии» (далее Учреждение) об оспаривании решения Минздрава Чувашии и неисполнения последним Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГ указывая, что согласно решению Яльчикского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ, Малотаябинское сельское поселение Яльчикского района Чувашской Республики (далее Сельское поселение) поставило на учет Скворцову А.Е. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и признало последнюю имеющей право на государственную поддержку согласно ст.21 ФЗ «О ветеранах».
На основании списка, предоставленной администрацией Яльчикского района Чувашской Республики (далее Администрация), Минздрав Чувашии включило Скворцову А.Е. в сводный список с даты принятия на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГ - получателей единовременной денежной выплаты, сформированные в порядке очередности, установленный сводным списком.
Представитель истца, указывая на нарушение п.п. 2.4 и 2.5 Порядка предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденном постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 ноября 2007 года №289 (далее Порядок предоставления выплат) Минздрав Чувашии на основании извещения Минстроя Чувашии по мере поступления средств, предусмотренных на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанного извещения направляет в отделы Учреждения списки граждан-получателей единовременной денежной выплаты, сформированной в порядке очередности, установленной сводным списком. Территориальные органы в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных списков направляют письменные уведомления гражданам о необходимости предоставления документов, указанных в п.п.1-5 п.2.5 Порядка.
В соответствии с п.2.5 Порядка для получения единовременной денежной выплаты (далее ЕДВ) гражданин (его представитель) в срок, установленный Минздравом Чувашии, подает через территориальный орган заявление по определенной форме.
В нарушение вышеуказанных пунктов, письменные уведомления отдел Учреждения Скворцовой А.Е. не направлял, сроки для подачи такого заявления Минздроавом Чувашии не устанавливались, в связи с чем, Скворцова не смогла реализовать свое право на получение ЕДВ и не могла обжаловать действия Минздрава Чувашии. Данные нарушения продолжались с мая по июнь 2015 года.
Об отказе в выдаче свидетельства на получение ЕДВ Скворцова А.Е. получила лишь после обращения с заявлением в Минздрав Чувашии в конце ДД.ММ.ГГ в письме которого от ДД.ММ.ГГ № указывается, что при рассмотрении документов установлено, что не представлены доказательства, достоверно подтверждающие участие ФИО в составе действующей армии в период с 1941-1945 годы. Решение о возможности обеспечения Скворцовой А.Е. единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения как вдовы участника ВОВ может быть принято после предоставления документов, подтверждающих, что ФИО проходил службу в составе действующей армии.
Тем саамы истец считает, что отделом Учреждения нарушен п.2.4 Порядка, поскольку Скворцова А.Е. не была письменно уведомлена о необходимости предоставления заявления и документов. Также Минздравом Чувашии допущено бездействие, а именно в период с 01 марта по ДД.ММ.ГГ в отношении истицы не было принято решение о выдаче или об отказе в выдаче свидетельства.
Отказ в выдаче свидетельства, выраженной в письме от ДД.ММ.ГГ считает незаконным, поскольку по мнению заявителя предоставлены все документы. При этом факт подтверждающем на получение меры социальной поддержки, предусмотренной п.п.2.3 Порядка было представлено решение Яльчикского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ, вступившем в законную силу.
В связи с указанными нарушениями, Скворцова А.Е. не могла реализовать свое право на льготы, установленные ст.21 ФЗ «О ветеранах». Просит признать незаконным бездействие: - отдела социальной защиты населения Яльчикского района Чувашской Республики о неуведомлении Скворцовой А.Е. о необходимости предоставления заявления и документов, указанных в п.п.1-5 п.2.5 Порядка в период с 1 марта по ДД.ММ.ГГ;.
- Минздрава Чувашии в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в невынесении решения об оформлении свидетельства в соответствии с п.п. 2.7 Порядка, ни об отказе в выдаче свидетельства в соответствии с п.2.8 Порядка.
Признать незаконным отказ Минздрова Чувашии в обеспечении ЕДВ на строительство или приобретение жилого помещения как вдовы участника ВОВ и обязать выдаче свидетельства Скворцовой А.Е. и обязать выдать истцу свидетельство на строительство или приобретение жилого помещения как вдовы участника ВОВ.
В последующем представителем истца ранее заявленные требования были уточнены, отказавшись при этом от части заявленных требований и в окончательном варианте просит признать незаконным отказ в выдаче свидетельства, выраженной в письме Минздрава Чувашии от ДД.ММ.ГГ Скворцовой А.Е. и обязать ответчика выдать свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с федеральным законом «О ветеранах».
Истица Скворцова А.Е. надлежаще извещенная о месте и времени судебного разбирательства в назначенное время в судебное заседание не явилась Ее интересы в судебном заседании по доверенности представляет Воробьев А.В..
Представитель истца Воробьев А.В. в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнений полностью поддержал по изложенным в нем мотивам и вновь приведя их суду, просит признать незаконным отказ в выдаче свидетельства, выраженной в письме Минздрава Чувашии от ДД.ММ.ГГ Скворцовой А.Е. и обязать ответчика выдать свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с федеральным законом «О ветеранах».
Представитель ответчика Минздрава Чувашии надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства в назначенное время в судебное заседание не явилась. Согласно письменного заявления просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Позицию, выраженную в отзыве на иск поддерживает и просит Скворцовой А.Е. в полном объеме заявленные требования.
Представитель ответчика Учреждения Аникина И.Н. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск и вновь приведя их суду, просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской республики о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещались, однако в назначенное время в судебное заседание участия своего представителя не обеспечили. Причина неявки суду не известна. Ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявляли.
Суд, с учетом мнения представителей истца, ответчика и положений ч.3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть данное дело при имеющейся явке по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав объяснения представителей истца, ответчика и исследовав следующие письменные доказательства, содержащие сведения о фактах, на основании которых установил наличие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, суд приходит к следующему.
Заинтересованное лицо согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ вправе оспорить в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласност.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с п.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Указом Президента Российской Федерации №714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон).
В соответствии с п.п. «а» п.1 ст.2 Закона к ветеранам ВОВ относятся военнослужащие, проходящие военную службу либо временно находившееся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период ВОВ или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период ВОВ на временно оккупированных территориях СССР.
В силу п.4 ч.1 ст.21 Закона семьям погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Положением п.3 ч.2 ст.21 Закона предусмотрено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются, в том числе супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
Согласно ч.1 ст.23.2 Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.14-19 и 21 настоящего ФЗ, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.12,16 и 21 настоящего ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.14,15,17-19 и 21 настоящего ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу частей 2,4 и 6 той же статьи средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются на счета субъектов РФ; форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.
На территории Чувашской Республики, в целях реализации положений ст. 23.2 Закона, ст.28.2 ФЗ от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также в целях создания единого правового пространства Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 ноября 2007 года №280 утвержден Порядок предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений (ЕДВ) гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (далее Порядок)
В силу положений п.1.1 утвержденного Порядка определяется порядок предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право в соответствии со статьями 14,16 и 21 Закона и ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на улучшение жилищных условий по установленным жилищным законодательством Российской Федерации основаниям и вставшим на учет до 1 января 2005 г., и гражданам, имеющим право в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 Закона на улучшение жилищных условий по установленным жилищным законодательством Российской Федерации основаниям (далее - граждане).
Право гражданина на получение ЕДВ согласно п. 1.3 Порядка удостоверяется именным документом - свидетельством, которое не является ценной бумагой (п.1.3 Порядка). Средства на осуществление меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме единовременных денежных выплат предоставляются гражданам однократно (п.1.4 Порядка).
Минздравом Чувашии формируется сводный список граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем (далее - сводный список), состоящий из двух разделов: из числа лиц, указанных в п.п. «а» п.1.6, раздела 1 настоящего Порядка, и лиц, указанных в п.п. «б» п,1.6 раздела 1 настоящего Порядка (п.2.1 Порядка). Сводный список формируется на основании сведений о гражданах, представленных органами местного самоуправления, исходя из даты постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке в алфавитном порядке (абз.6 п.2.1 Порядка). Предоставление гражданам ЕДВ производится в порядке очередности (абз.7 п.2.1 Порядка).
Основанием для отказа в выдаче свидетельств гражданам являются: - утрата права на указанную меру социальной поддержки; - непредставление документов, указанных в п.п.1-3 и 5 п.2.5 настоящего Порядка; - недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах. Отказ в выдаче свидетельства граждане имеют право обжаловать в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п.2.8 Порядка).
Таким образом, вопросы постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий отнесены к компетенции органов местного самоуправления муниципального образования, а по организация по выдаче свидетельств на получение ЕДВ на строительство или приобретение жилого помещения к Минздраву Чувашии.
Как видно из материалов дела, согласно письма Минздрава Чувашии от 26 июня 2015 года №Ц05/15-8271 (л.д.8) при рассмотрении документов, предоставленных истцом Скворцовой А.Е. при обращении с заявлением по вопросу предоставления ЕДВ на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» установлено, что доказательств, достоверно подтверждающих участие мужа истицы ФИО в составе действующей армии в период ВОВ 1941-1945 годы не представлены. В связи с отсутствием оснований для обеспечения Скворцовой А.Е. ЕДВ на строительство или приобретение жилого помещения Минздрав Чувашии отказало в выдаче свидетельства на получение ЕДВ, как вдове участника ВОВ.
Истцом данный отказ Минздрава Чувашии обжалован по предмету его незаконности.
Согласно копии свидетельства о браке истица Скворцова А.Е. состояла в браке со ФИО с ДД.ММ.ГГ (л.д.9), а ДД.ММ.ГГ году ее супруг ФИО умер, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.10).
При этом из представленных суду справок Военного комиссариата Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ №, от ДД.ММ.ГГ №, архивных справок Центрального архива Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГ № не усматривается факт прохождения военной службы ФИО в составе действующей армии в период ВОВ 1941-1945 годы.
Несмотря на распределение бремени доказывания судом, истца и ее представитель каких-либо иных доказательств, кроме имеющихся в деле достоверно подтверждающих, что муж истицы проходил службу в составе действующей армии не представили.
Законодатель, устанавливая мери социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в ФЗ «О ветеранах» в п.п.1 ч.1 ст.2 и в ст.4 названного закона определил круг лиц, относящихся к ветеранам ВОВ, в числе которых указаны участники ВОВ из числа лиц, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не менее 6 месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу за указанный период (п.«з»). Названные в данной правовой норме категории военно-служащих, действительно имеют статус участника ВОВ, однако предоставляемые им меры социальной поддержки, в том числе и в части жилищного обеспечения, различаются по объему.
Меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не менее 6 месяцев, военнослужащих, награжденных орденами и медалями СССР за службу в указанный период, к числу которых согласно военного билета относится супруг истицы, установлены в ст. 17 ФЗ «О ветеранах». Из содержания п.1 ч.1 названной нормы следует, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 №199-ФЗ, от 29.06.2009 №135-ФЗ, от 21.12.2009 №327-ФЗ, от 06.05.2010 №79-ФЗ).
Как видно из копии военного билета № без фотографии, ФИО был призван ДД.ММ.ГГ году и в ДД.ММ.ГГ был уволен (демобилизован) по болезни в запас. Следовательно, срок возможной службы ФИО в период ВОВ составляет менее шести месяцев, что в силу вышеуказанных норм не позволяет отнести ФИО к иной категории участников ВОВ, проходивших военную службу в воинских частях не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не менее шести месяцев.
Кроме того, как установлено в судебном заседании, на момент смерти супруги истицы ФИО инвалидность не была установлена, что не оспаривается стороной истца в судебном заседании. Истица в повторный брак не вступала.
Управлением социальной защиты населения администрации Яльчикского района Чувашской Республики истице выдано удостоверение о праве на льготы, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих. По этому основанию истица претендует на получение мер социальной поддержки в виде федеральной субсидии на приобретение жилья.
Между тем, ссылка представителя истца на положения ст.21 ФЗ «О ветеранах» как на основание обеспечение ее доверителя Скворцову А.Е. жильем, основана на неверном толковании норм материального права, ибо указанная норма подлежит применению лишь во взаимосвязи с другими нормами ФЗ «О ветеранах», устанавливающими льготы для соответствующей категории военнослужащих. В связи с чем, объем мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, предусмотренных ч.2 ст.21 ФЗ «О ветеранах» не может превышать объем мер социальной поддержки, установленных для самих военнослужащих, размер которых, законодатель определил исходя из их заслуг перед Отечеством. В спорной правовой ситуации право истицы на получение мер социальной поддержки обусловлено объемом тех прав, которыми обладал бы ее супруг, предусмотренного ст.17 ФЗ «О ветеранах».
Учитывая, что умерший супруг истца ФИО, в силу своего статуса участника ВОВ, предусмотренного п.п.«з» п.п.1 ст.2 Закона, имел право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями ст.23.2 Закона в связи с награждением Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года орденом Отечественной войны II степени за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия Победы советского народа в ВОВ 1941-1946 годов, только в случае выселения из занимаемого служебного помещения (ст.17 Закона), его вдова Скворцова А.Е. имеет право на предоставление такой же меры социальной поддержки.
Учитывая изложенное, истица имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем только в случае выселения ее из занимаемого служебного жилого помещения. Таких обстоятельств по делу не имеется.
Таким образом, хоть истица и подпадает под категорию лиц, указанных в ст.21 ФЗ «О ветеранах», однако права на льготное обеспечение жильем, предусмотренное в качестве одной из гарантий в общем комплексе мер социальной поддержки не имеет.
При таких обстоятельствах, решение Яльчикского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ о признании постановления главы Малотаябинского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики «Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий» в отношении Скворцовой А.Е. и обязании поставить истицу на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании имеющей право на государственную поддержку согласно ст. 21 ФЗ «О ветеранах», вопреки утверждениям представителя истца в спорной правовой ситуации не может иметь основополагающего значения, поскольку отношения по представлению очередникам социальной выплаты является самостоятельной стадией в реализации права на бесплатное получение мер государственной поддержки в решении жилищной проблемы. Соответственно, на указанной стадии учитывая, что бюджетные средства носят строго целевой характер, правоприменителю предписано проверять в каждом конкретном случае наличие права на получение социальной выплаты гражданином, очередность которого наступила.
Учитывая изложенное, суд оснований для удовлетворения заявленных требований представителя истца, не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191-198 ГПК РФ, суд
решил:
в иске представителю Воробьеву А.В. в интересах истца Скворцовой А.Е. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики» о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения Скворцовой А.Е., и обязании Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики выдать Скворцовой А.Е. свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы через Яльчикский районный суд Чувашской Республики.
Судья А.А.Викторов