Решение по делу № 3а-113/2016 от 20.09.2016

30

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

                                    дело № 3а-21

10 ноября 2016 года                                                                                         г. Улан-Удэ

Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Васильевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шумилова В.В. к Правительству Республики Бурятия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

20 сентября 2016 года Шумилов В.В. обратился с административным исковым заявлением к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия», в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <...>, с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., относящегося к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием – <...> в размере рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015г., равной <...> руб.

В обоснование требований административный истец указал, что является собственником данного земельного участка. Кадастровая стоимость указанного объекта установлена Постановлением Правительства РБ №2 от 13.01.2016г. и составляет <...> руб., однако действительная рыночная стоимость объекта недвижимости <...> руб., что подтверждается отчетом об оценки № <...>, составленным <...> Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца из-за повышенного размера земельного налога.

В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил исковые требования, отказался от требований к Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о внесении изменений в ГКН.

Определением от 14 октября 2016г. произведена замена ненадлежащего административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра по РБ» на надлежащих – Правительство РБ, Управление Росреестра по РБ, а также к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Министерство имущественных и земельных отношений РБ, Администрация МО «Заиграевский район», Администрация МО СП «Илькинское».

В судебное заседание административный истец Шумилов В.В., измещенный о нем надлежащим образом, не явился. Его представитель Жарников Д.Ю., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования по доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по РБ Эрдынеева Э.Л., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения заявленных требований, указав на отсутствие замечаний относительно представленноого административным истцом отчета об оценке.

Представители административного ответчика Правительства РБ, заинтересованных лиц - Министерства имущественных и земельных отношений РБ, ФГБУ «ФКП Росреестра по РБ», Администрации МО «Заиграевский район», Администрация МО СП «Илькинское» в судебное заседание, о котором были извещены надлежащим образом, не явились.

Судом на основании п. 4 ст. 247 КАС РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Участвуя ранее в судебном заседании, представитель Министерства имущественных и земельных отношений РБ Николаева Н.Б., действующая на основании доверенности, указала, что кадастровая стоимость была установлена Постановлением Правительства №2 от 13.01.2016г., которое не было оспорено. Процедура определения кадастровой стоимости проведена в соответствии с действующим законодательством. Отчет об оценке нельзя признать достоверным доказательством.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра по РБ» Михайлов Д.П., действующий на основании доверенности, в письменном отзыве на административное исковое заявление возражении     относительно    исковых требований не представил.

Глава Администрация МО СП «Илькинское» Жерлова Т.А. ранее в судебном заседании с иском не согласилась, ссылаясь на то, что уменьшение кадастровой стоимости приведен к уменьшению налоговой базы и, соответственно, поступления в бюджет поселения.

Суд, выслушав представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Судом при рассмотрении дела установлено, что Шумилов В.В. является собственником земельного участка с кадастровыми номером <...>, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <...>.

Постановлением Правительства Республики Бурятия № 2 от 13 января 2016г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Бурятия.

Как следует из представленной истцом кадастровой справки, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Бурятия, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> установлена в соответствии с указанным нормативно-правовым актом в размере <...> руб. по состоянию на 01 января 2015г.

В обоснование необходимости судебной защиты своих прав Шумилов В.В. ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, потому должна быть установлена в соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в размере рыночной стоимости. Завышенный размер кадастровой стоимости земельных участков обусловливает крупный размер уплачиваемого земельного налога.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» дано разъяснение о том, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 данной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с п.п. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка установлена Постановлением Правительства Республики Бурятия № 2 от 13 января 2016г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия» по состоянию на 01.01.2015 года, в связи с чем рыночная стоимость земельного участка определялась на указанную дату.

Согласно ст.11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее – отчет).

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Как следует из представленного административным истцом отчета об оценке №<...>, проведенной оценщиком М.., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 01 января 2015г. составляет <...> руб.

Оценивая отчет об оценке по правилам ст.84 КАС РФ, суд считает его допустимым доказательством.

Оценщик М. соответствует требованиям, предъявляемым к оценщикам, имеет длительный экспертный стаж, специальное образование и квалификацию, является членом НП <...>, его ответственность застрахована в <...>

При проведении оценки оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Отчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости, содержит обоснование примененных методов оценки, является полным и проверяемым, выводы эксперта являются исчерпывающими.

В ходе рассмотрения дела оценщик М.., допрошенный в качестве свидетеля, выводы, изложенные в отчете об оценке, подтвердил, при этом пояснил, что оценка проводилась с учетом анализа рынка Заиграевского района, однако наличие объектов-аналогов с подходящими характеристиками на рассматриваемый период им в печатных и интернет-изданиях установлено не был, в связи с чем было принято решение использовать данные о продаже аналогичных участков в г.Улан-Удэ с последующей корректировкой на местоположение.

Каких-либо доказательств недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельного участка в соответствии со ст.62 КАС РФ лицами, участвующими в деле, не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы с целью установления иной стоимости земельного участка ответчиками, заинтересованными лицами заявлены в ходе рассмотрения дела не были. При этом судом было предложено заинтересованным лицам представить сведения о наличии предложений на рынке недвижимости Заиграевского района РБ по продаже земельных участков со схожими характеристиками, однако в судебное заседание такие сведения представлены не были. Напротив, по информации представителя Управления Росреестра по РБ за год, предшествующий дате оценки, в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним не вносились сведения о таких сделках в указанном районе.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что указанная в отчете оценщика итоговая величина рыночной стоимости земельного участка является достоверной.

При этом с учетом того, что рыночная стоимость    земельного участка отличается от кадастровой менее чем на 30% (24,6%) необходимость представления положительного экспертного заключения отсутствует.

Принимая решение об определении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости, суд исходит из стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> указанной в отчете об оценке, которая составляет по состоянию на 01.01.2015г. <...> руб.

Доводы Министерства имущественных и земельных отношений РБ о том, что процедура определения кадастровой стоимости проведена в соответствии с действующим законодательством и о том, что постановление Правительства Республики Бурятия, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия, не оспорено и не признано незаконным нельзя принять во внимание в качестве основания для отказа в иске, поскольку законодательство Российской Федерации не запрещает пересмотр кадастровой стоимости при наличии действующего нормативного правового акта об утверждении государственной кадастровой оценки.

По настоящему делу требование заявителя направлено не на оспаривание государственной кадастровой оценки в целом, а на пересмотр ее результатов в отношении конкретного земельного участка, что прямо допускается статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Шумилова В.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: Республика <...>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 г., равной <...> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательном виде решение изготовлено 15 ноября 2016г.

    Судья:                                                                                         Т.Б. Казанцева

3а-113/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шумилов В.В.
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице фили
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
20.09.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
20.09.2016[Адм.] Передача материалов судье
23.09.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
10.10.2016[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.10.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.10.2016[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
14.10.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.10.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
02.11.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
10.11.2016[Адм.] Судебное заседание
15.11.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее