Решение по делу № 2-1486/2019 от 28.02.2019

Дело № 2-1486/2019

22RS0066-01-2019-000935-84

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 декабря 2019 года город Барнаул

Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Леонтьевой Т.В.,

при секретаре Земнуховой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по исковому заявлению Баракова Ю.А. к ГУ – Алтайское региональное отделение фонда социального страхования РФ о взыскании компенсации на приобретение технического средства реабилитации,

УСТАНОВИЛ:

Бараков Ю.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ АРО ФСС РФ) о взыскании (с учетом уточнений) денежной компенсации за приобретенные средства реабилитации в сумме 832781,64 рублей

В обоснование своих требований указал, что Бараков Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом I группы согласно справки МСЭ-2015 , инвалидность установлена повторно ДД.ММ.ГГГГ В результате гангрены на фоне облитерирующего тромбангиита (Болезнь Бергера), была проведена ампутация левой голени в 2003 году, а также - ампутация правого бедра в 2014 году. У Баракова Ю.А. имеются сопутствующие заболевания: облитерирующий тромбангиит, остаточные явления инсульта. ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Главное бюро МСЭ» по Алтайскому краю» Бюро медико-социальной экспертизы была разработана программа реабилитации или абилитации инвалида (далее ИПРА). Согласно ИПРА определена нуждаемость в технических средствах реабилитации, в том числе, в протезе голени модульного типа, в том числе при недоразвитии, а также в протезе бедра модульном. После разработки ИПРА истец консультировался в специализированных клиниках и реабилитационных центрах <адрес> по вопросу выбора протезов. В результате долгих поисков ему рекомендовали обратиться в ООО «Центр технической реабилитации ОТТОБОКК – Екатеринбург». Согласно медико-технического заключения от ДД.ММ.ГГГГ Баракову Ю.А. рекомендовано: 1. Протез голени модульного типа ПНЗ-ОБ (левый) – облицовка протеза мягкая полиуретановая. Высокофункциональная стопа с косметической оболочкой с компактной системой с интегрированным насосом культиприемных гильз с повышенным вакуумным разряжением. Крепление протеза голени эластичным бандажом. 2. протез бедра модульный ПН6-ОБ (правый) – протез бедра модульный. Пробная культиприемная гильза двойная: несущая и культиприемная с установкой под сгибательную контрактуру бедра. Материал индивидуальной постоянной гильзы: литьевой слоистый пластик на основе акриловых смол. В качестве вкладного элемента применяются чехлы полимерные гелиевые, крепление двухточечное системой KISS. Регулировочно-соединительные устройства соответствуют весу инвалида. Стопа со средней степенью энергосбережения. Коленный шарнир полицентрический с геометрическим замком с независимым гидравлическим регулированием фаз сгибания – разгибания, с замком, отключающимся при переходе на передний отдел стопы, с упругим подгибанием. Тип протеза: для повседневного использования. Стоимость протезов: протез голени модульного типа ПНЗ-ОБ (левый) – 370586 рублей, протез бедра модульный ПН6-ОБ (правый) – 632674 рублей. Истец обращался к ответчику с заявлением о выплате стоимости протезов в сумме 1003260 рублей.

На основании решения ГУ АРО ФСС России от ДД.ММ.ГГГГ ответчик выплатил компенсацию за приобретенный протез голени в сумме 72 244 руб. 70 коп.

На основании решения ГУ АРО ФСС России от ДД.ММ.ГГГГ ответчик выплатил компенсацию за приобретенный протез бедра в сумме 76 181 руб. 99 коп.

Всего за два приобретенных истцом TCP - протез голени и протез бедра ответчик компенсировал истцу сумму 148 426 руб. 69 коп., с размером которой истец не согласен.

В решениях , о выплате компенсации в данной сумме ответчик ссылается на личное заявление Баракова Ю.А. и представленные документы, в том числе - индивидуальную программу реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ, квитанции об оплате, кассовые и товарные чеки, договор от 15.06 2017 г., акт приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ, калькуляция протеза, а также медико-техническое заключение). Также в решениях указано, что оплата ответчиком произведена по результатам последней по времени осуществления закупки: государственный контракт .560124/846 от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме этого, последние закупленные протезы нижних конечностей - протез голени модульного типа, в том числе при недоразвитии и протез бедра модульный, на которые ссылается ответчик согласно государственному контракту .560124/846 от ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть учтены как аналогичные, они не подходят истцу с учетом его состояния здоровья. В случае приобретения истцом протезов по указанной ответчиком цене, в их модификации, истец не сможет в них передвигаться и пройти необходимую реабилитацию.

По протезу голени модульного типа, в том числе при недоразвитии, согласно информации, размещенной на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://www.zakupki.gov.ru), ГУ АРО ФСС РФ ДД.ММ.ГГГГ был заключен государственный контракт № Ф.2017.374826 на выполнение работ по обеспечению инвалида протезом голени модульного типа, идентификационный код закупки: 171222502361022210. Согласно техническому заданию характеристика протеза аналогичная характеристике протеза истца. Стоимость протеза 348534,33 рублей. По протезу бедра модульного типа согласно сведениям в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://www.zakupki.gov.ru), ГУ АРО ФСС РФ до ДД.ММ.ГГГГ (до подачи Бараковым Ю.А. заявления) не осуществлялась закупки протеза бедра модульного типа с характеристиками как у истца. В пределах Сибирского федерального округа такая закупка также не осуществлялась.

Согласно ответу ФСС РФ от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ последняя по времени завершенная процедура осуществления закупки протеза бедра модульного типа, являющегося аналогичным по техническим характеристикам, указанным в медикотехническом заключении ООО «Центр технической реабилитации ОТТОБОКК - Екатеринбург» от ДД.ММ.ГГГГ, была размещена Государственным учреждением - Свердловским региональным отделением Фонда социального страхования РФ.

Государственный контракт № Ф.2017.557896 от ДД.ММ.ГГГГ был заключен между ГУ Свердловским отделением ФСС РФ и ООО «Центр технической реабилитации ОТТОБОКК - Екатеринбург» на выполнение работ по изготовлению высокофункциональных протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов в 2017 году, в том числе, протеза бедра модульного. Цена за единицу данного протеза составила 703 843,00 руб. Государственный контракт исполнен в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ. Информация о данной закупке размещена по электронному адресу: http://www.zakupki.gov.ru - информация о контрактах .

Таким образом, истец считает, что имеет право на денежную компенсацию за самостоятельно приобретенные протезы в размере разницы между суммой стоимости протеза голени по госконтракту № Ф.2017.374826 , а также стоимостью самостоятельно приобретенного им протеза бедра модульного и выплатой, произведенной ГУ АРО ФСС РФ, что составляет 832 781, 64 руб. (348 534, 33 руб. + 632 674 руб. - 148 426,69 руб.).

В судебном заседании истец Бараков Ю.А. и его представитель Панчук И.С. на уточненных требованиях настаивали.

Представитель ответчика ГУ АРО ФСС РФ Межевалова Е.В. полагала, что отсутствуют основания для удовлетворения иска согласно письменным возражениям.

Представитель третьего лица ФКУ "Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю" Лобачева Е.Н полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Третье лицо Фонд социального страхования Российской Федерации в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежаще, представило письменный отзыв, согласно которому возражало по иску в полном объеме.

В связи с предъявлением в судебном заседании уточненного иска суд не нашел оснований для отложения судебного заседания, поскольку цена иска истцом уменьшена, что прав отсутствующих в судебном заседании лиц не нарушает.

Суд в силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (часть 2 статьи 7), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41), на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статьи 37), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абзаца первого пункта 4 данных правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее также - Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида.

Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств (абзац первый пункта 3 Порядка).

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (абзац второй пункта 3 Порядка).

Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных названной выше классификацией (абзац третий пункта 3 Порядка).

Согласно абзацу первому пункта 7 Порядка (в редакции, действовавшей до внесения в него изменений приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 771н) определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку технического средства реабилитации и (или) услуги, а также документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации.

В целях определения размера данной компенсации уполномоченный орган устанавливает аналогичность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации. Размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации (конкурса, аукциона, запроса котировок), проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Возможность получения инвалидами компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере, который превышает стоимость аналогичных средств реабилитации, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации инвалида и предоставляемых уполномоченными органами по результатам осуществляемых ими закупок этих средств, законодательством, регулирующим отношения в сфере обеспечения инвалидов техническими средства реабилитации, не предусмотрена.

Приказом Минтруда России от 24.05.2013 № 214н утверждена Классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р (применялась при осуществлении выплат за самостоятельно приобретенные TCP на момент обращения Баранова Ю.А. в ФСС 04.09.2018г.), в которой указаны следующие виды технических средств реабилитации - 8-23 протез голени модульного типа, в том числе при недоразвитии; 8-30 протез бедра модульный.

Как установлено судом, Бараков Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом I группы согласно справки МСЭ-2015 , инвалидность установлена повторно ДД.ММ.ГГГГ В результате гангрены на фоне облитерирующего тромбангиита (Болезнь Бергера), была проведена ампутация левой голени в 2003 году, а также - ампутация правого бедра в 2014 году. У Баракова Ю.А. имеются сопутствующие заболевания: облитерирующий тромбангиит, остаточные явления инсульта.

ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Главное бюро МСЭ» по Алтайскому краю» Бюро медико-социальной экспертизы была разработана программа реабилитации или абилитации инвалида (далее ИПРА). Согласно ИПРА определена нуждаемость в технических средствах реабилитации, в том числе, в протезе голени модульного типа, в том числе при недоразвитии, а также в протезе бедра модульном.

Согласно медико-технического заключения ООО «Центр технической реабилитации ОТТОБОКК – Екатеринбург» от ДД.ММ.ГГГГ Баракову Ю.А. рекомендовано:

1. Протез голени модульного типа ПНЗ-ОБ (левый) – облицовка протеза мягкая полиуретановая. Высокофункциональная стопа с косметической оболочкой с компактной системой с интегрированным насосом культиприемных гильз с повышенным вакуумным разряжением. Крепление протеза голени эластичным бандажом.

2. протез бедра модульный ПН6-ОБ (правый) – протез бедра модульный. Пробная культиприемная гильза двойная: несущая и культиприемная с установкой под сгибательную контрактуру бедра. Материал индивидуальной постоянной гильзы: литьевой слоистый пластик на основе акриловых смол. В качестве вкладного элемента применяются чехлы полимерные гелиевые, крепление двухточечное системой KISS. Регулировочно-соединительные устройства соответствуют весу инвалида. Стопа со средней степенью энергосбережения. Коленный шарнир полицентрический с геометрическим замком с независимым гидравлическим регулированием фаз сгибания – разгибания, с замком, отключающимся при переходе на передний отдел стопы, с упругим подгибанием. Тип протеза: для повседневного использования.

Данные протезы были изготовлены для Баракова Ю.А. и оплачены им за сой счет, что подтверждается копиями платежных документов, не оспаривалось ответчиком.

Стоимость протезов: протез голени модульного типа ПНЗ-ОБ (левый) – 370586 рублей, протез бедра модульный ПН6-ОБ (правый) – 632674 рублей.

Истец ДД.ММ.ГГГГ обращался к ответчику с заявлением о выплате стоимости протезов в сумме 1003260 рублей.

На основании решения ГУ АРО ФСС России от ДД.ММ.ГГГГ ответчик выплатил компенсацию за приобретенный протез голени в сумме 72 244 руб. 70 коп.

На основании решения ГУ АРО ФСС России от ДД.ММ.ГГГГ ответчик выплатил компенсацию за приобретенный протез бедра в сумме 76 181 руб. 99 коп.

Всего за два приобретенных истцом TCP - протез голени и протез бедра ответчик компенсировал истцу сумму 148 426 руб. 69 коп., с размером которой истец не согласен.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

ИПРА Баракова Ю.А. содержит перечень мероприятий по реабилитации и абилитации, в числе которых обеспечение инвалида TCP - 8-23 протезом голени модульного типа, в том числе при недоразвитии - 1 шт.; 8-30 протезом бедра модульным - 1 шт., в качестве исполнителя указан ФСС.

Протезы рекомендованы Баракову Ю.А. с учетом имеющегося у него заболевания - ампутационных культей обеих конечностей: слева на уровне в/3 голени, справа на уровне в/3 правого бедра. Номер и вид протезов указаны в точном соответствии с приказом Минтруда России от 09.12.2014г. н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» (действовал на момент освидетельствования Баракова Ю.А., в настоящий момент не применяется в связи с отменой). Каких либо иных уточняющих характеристик, относительно протезов, данный нормативно - правовой акт не содержит.

Правильность указания протезов в ИПРА Баракова Ю.А. подтверждается вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Барнаула от 02.09.2019г., в котором указано, что указанные в ИПРА Баракова Ю.А. технические средства реабилитации соответствуют перечню технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации иусуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г № 2347-р.

При этом ни действующими на период разработки ИПРА, ни действующими в настоящее время нормативно-правовыми актами, не предусмотрено полномочие учреждений медико-социальной экспертизы по определению дополнительных характеристик технических средств реабилитации в виде протезов.

К компетенции учреждений медико-социальной экспертизы при разработке ИПРА относится определение перечня технических средств реабилитации из числа предусмотренных федеральным перечнем. Основания для указания в ИПРА инвалида конструктивных особенностей, иных характеристик TCP отсутствуют.

Таким образом, отказ ГУ АРО ФСС РФ в выплате в полном размере по основанию не указания дополнительных характеристик протезов в ИПРА инвалида Баракова Ю.А., является неправомерным.

При этом представитель ответчика указывала, что большинство технических средств реабилитации являются типовыми, приобретаются для инвалидов. Однако в некоторых случаях технические средства реабилитации инвалида производятся на заказ по индивидуальным характеристикам инвалида.

Необходимость изготовления для Баракова Ю.А. протеза голени модульного типа, в том числе при недоразвитии, протеза бедра модульного, по индивидуальным характеристикам подтверждена как медико-техническим заключением ООО «Центр технической реабилитации ОТТОБОКК – Екатеринбург» от ДД.ММ.ГГГГ, так и заключением Барнаульского филиала ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-27 Т1).

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяется Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (статья 1).

В силу статьи 11.1 данного федерального закона перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Положению о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в том числе по оказанию протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов и проведению медико-социальной экспертизы (пункт 1), на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно утверждающим перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (подпункт 5.2.107 пункта 5).

Во исполнение предоставленных полномочий Минтруд России утвердил Перечень.

Следовательно, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ установлено, что социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (статья 2).

В статье 10 названного федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

К техническим средствам реабилитации инвалидов Закон относит устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (статья 11.1).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действующее законодательство не содержит положений умаляющих прав одних инвалидов перед другими, ставит в равное положение инвалида, обратившегося в фонд социального страхования за предоставлением технического средства реабилитации и инвалида, который приобрел такое же техническое средство реабилитации за собственный счет. В противном случае, это вело бы к нарушению Конституции Российской Федерации.

Именно в связи с этим законодатель предусмотрел определение размера компенсации за аналогичное техническое средство реабилитации в размере, не более размера оплаченного и выданного средства реабилитации другому инвалиду.

Аналогичность технического средства реабилитации определяется не только наименованием и видом данного средства реабилитации, но и индивидуальными особенностями данного средства реабилитации. При этом индивидуальные особенности технического средства реабилитации определяются не ИПРА (поскольку в ней лишь содержится наименование согласно классификации), а рекомендациями специалистов.

Учет индивидуальных особенностей и характеристик технического средства реабилитации необходим для достижения целей данных средств реабилитации, а именно не для того, чтобы инвалид формально был обеспечении такими средствами реабилитации, а для обеспечения инвалидам условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Судом установлено, что по протезу голени модульного типа, в том числе при недоразвитии, согласно информации, размещенной на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://www.zakupki.gov.ru), ГУ АРО ФСС РФ 04.09.2017 был заключен государственный контракт № Ф.2017.374826 № 562 на выполнение работ по обеспечению инвалида протезом голени модульного типа, идентификационный код закупки: 171222502361022210100100810653250323. Согласно техническому заданию характеристика протеза аналогичная характеристике протеза истца. Стоимость протеза 348534,33 рублей (л.д. 33-48 Т2).

По протезу бедра модульного типа согласно сведениям в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://www.zakupki.gov.ru), ГУ АРО ФСС РФ до 04.09.2017 (до подачи Бараковым Ю.А. заявления) не осуществлялась закупки протеза бедра модульного типа с характеристиками как у истца.

В пределах Сибирского федерального округа такая закупка также не осуществлялась.

Согласно ответу ФСС РФ от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ последняя по времени завершенная процедура осуществления закупки протеза бедра модульного типа, являющегося аналогичным по техническим характеристикам, указанным в медикотехническом заключении ООО «Центр технической реабилитации ОТТОБОКК - Екатеринбург» от ДД.ММ.ГГГГ, была размещена Государственным учреждением - Свердловским региональным отделением Фонда социального страхования РФ.

Государственный контракт № Ф.2017.557896 от ДД.ММ.ГГГГ был заключен между ГУ Свердловским отделением ФСС РФ и ООО «Центр технической реабилитации ОТТОБОКК - Екатеринбург» на выполнение работ по изготовлению высокофункциональных протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов в 2017 году, в том числе, протеза бедра модульного. Цена за единицу данного протеза составила 703 843,00 руб. Государственный контракт исполнен в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ. Информация о данной закупке размещена по электронному адресу: http://www.zakupki.gov.ru - информация о контрактах (л.д. 220-231 Т2).

Суд принимает во внимание данные государственные контракты на закупку аналогичных близких по своему описанию технических средств реабилитации для другого инвалида.

Доказательств иного размера не представлено.

Государственные контракты, с учетом стоимости которых, ответчик произвел выплату истцу, суд не принимает во внимание, поскольку их заказ произведен без учета индивидуальных характеристик инвалида.

Согласно абзацу первому пункта 7 Порядка определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 5 настоящего порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (в ред. Приказов Минтруда России от 24.10.2014 N 771н, от 26.08.2019 N 579н).

В редакция от 26.08.2019 N 579н вступила в силу с 23.11.2019.

Согласно данной редакции Порядка при определении размера компенсации учитываются ИПРА, документы о расходах инвалида по приобретению технического средства реабилитации, заключение медико-технической экспертизы.

Заключение медико-технической экспертизы предъявляется в отношении технического средства реабилитации, входящего в перечень, при установлении соответствия приобретенного инвалидом за собственный счет технического средства реабилитации и (или) оплаченной им услуги по его ремонту предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации и (или) услугам по их ремонту.

Таким образом, в редакции Порядка на момент вынесения судом решения возможно предоставление Заключения медико-технической экспертизы при установлении соответствия приобретенного инвалидом технического средства реабилитации предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации.

Согласно абзацу второму пункта 7 Порядка в случае если фактическая стоимость технического средства реабилитации и (или) услуги меньше, чем размер компенсации, определенный по итогам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, компенсация выплачивается исходя из затрат инвалида в соответствии с предоставленными документами, подтверждающими расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оплаты оказанной услуги.

В качестве компенсации суд принимает во внимание стоимость протеза голени модульного типа 348534,33 рублей, с учетом выплаченной суммы 72244,7 рублей, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию разница в 276289,63 рублей.

В качестве компенсации суд принимает во внимание стоимость протеза бедра модульного типа 632674 рублей (оплаченный истцом размер, поскольку установленный аналогичный составляет сумму 703 843,00 руб., что более понесенного размера затрат истцом), с учетом выплаченной суммы 76181,99 рублей, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию разница в 556492,01 рублей.

В связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Баракова Ю.А. денежную компенсацию за приобретенные средства реабилитации в сумме 832781,64 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.В. Леонтьева

2-1486/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Бараков Юрий Альбертович
Ответчики
ГУ Фонд соц. страхования
Другие
Фонд социального страхования Российской Федерации
Прилипченко Кирилл Сергеевич
ФКУ "ГБ МСЭ по Алтайскому краю " Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы №10"
Суд
Железнодорожный районный суд г. Барнаул
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.alt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.04.2020Предварительное судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
27.11.2019Производство по делу возобновлено
27.11.2019Судебное заседание
27.11.2019Судебное заседание
24.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.12.2019Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее