РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 30 апреля 2019 г.
Хунзахский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Магомедовой А.К., при секретаре ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ в <адрес> РД о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, назначении пенсии с даты обращения
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ в <адрес> РД о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, назначении пенсии с даты обращения.
В суде она полностью требования поддержала и пояснила, что решением № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении страховой пенсии, и зачете в страховой стаж периода работы в СПК «Красный партизан» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что в ходе проверки лицевых счетов колхоза начисление заработной платы на нее не имелось. Истица, не согласившись с указанным решением обратилась с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда по <адрес>, в котором истец просит суд обязать ГУ-ОПФР по <адрес> РД включить в страховой стаж периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и использовать указанную в лицевых счетах заработную плату за этот период для расчета пенсии и назначить пенсию с момента ее обращения. В суде она просила уточнить период, подлежащий включению в трудовой стаж, приняв во внимание только период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как только этот период подтвержден справкой о трудовом стаже и заработной плате.
В обоснование своих требований истица указала, что невыполнение ответственными лицами обязанности по надлежащему оформлению лицевых счетов не должно и не может ограничивать ее права на получение соответствующих социальных гарантий, в том числе и пенсионного обеспечения. Записи в ее трудовой книжке подтверждают, что она действительно осуществляла трудовую деятельность в спорный период в колхозе СПК «Красный партизан». Это также могут подтвердить свидетели. В ходе судебного заседания истица поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО7 просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку считает правильным отказ пенсионного органа в назначении истцу пенсии по старости по отсутствии требуемого страхового стажа. В справке о заработной плате указано иное лицо, не ФИО1, а ФИО2. В этой связи пенсионный орган не мог указанный период включить в страховой стаж истца, дающий ему право на получение страховой пенсии по старости.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, председатель СПК «Красный партизан» ФИО8 представил письменное заявление, в котором он указал, что он просит рассмотреть дело в его отсутствие. В заявлении он подтвердил, что ФИО1 действительно работала в СПК «Красный партизан», им представлена в суд справка об этом. В книгах о заработной плате она указана как ФИО2 оркачи ФИО13 Г/али яс. Отец ее Али был чабаном. Тоже работал в этом же колхозе. Трудовые книжки были заведены на каждого колхозника, но во время перестройки и развала Советского Союза в связи с хаосом в органах власти, организация, которая находилась в селении <адрес> ДАССР переехала в <адрес>. При переезде практически все трудовые книжки были уничтожены по безалаберности бывшего руководства колхоза. Но книги учета заработной платы сохранились, и то не все. Несоответствие фамилии в паспорте и в книгах о заработной плате связано с тем, что кадровик, работавший в тот период небрежно заполнял документы. Фамилии могли быть указаны по имени отца, по названию тухума, по имени дедушки. В связи с этим и были разночтения. В отношении ФИО1 фамилия была записана по имени ее отца (ФИО5 яс –дочь Али), поэтому так и указана в книге учета трудового стажа. Он подтверждает, что в книгах о заработной плате, которые представлены в суд, речь идет о ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
При наличии ходатайства третьего лица о рассмотрении дела в его отсутствие, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие СПК «Красный партизан».
Выслушав стороны и изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу части 2 указанной статьи государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно положениям ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст, 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. В соответствии с п. 8 ст. 13 названного Федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица. В соответствии с п. 1 и п. 4 ст. 14 указанного Федерального закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01,04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.ч,1,3 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Частью 1 статьи 4 Закона о страховых пенсиях закреплено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ» при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим ФЗ.
Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002г. № (далее - Правила), предусмотрен порядок подтверждения периодов работы, включаемых в трудовой стаж.Так, в силу пункта б Правил, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы подтверждение периодов работы принимаются справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии со ст.66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
В соответствии с постановлением Совнаркома от 20.12.1938г. № «О ведении трудовых книжек», постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973г. № «О трудовых книжках рабочих и служащих» и п.45 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003г. ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя.
Записи в трудовой книжке ФИО1 подтверждают, что она действительно осуществляла трудовую деятельность в колхозе «Красный партизан» (настоящее время СПК) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Свидетели ФИО9, ФИО10, ФИО11 полностью подтвердили факт работы совместно с истцом в колхозе «Красный партизан» в спорный период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пояснили, что в книгах о заработной плате она указана как ФИО2 оркачи ФИО13 Г/али яс. В отношении ФИО1 фамилия была записана по имени ее отца (ФИО5 яс –дочь Али), поэтому так и указана в книге учета трудового стажа. Свидетели подтвердили, что в книгах о заработной плате, которые представлены в суд, речь идет о ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> работали в этот же период вместе с ней (трудовые книжки представлены), других женщин по имени ФИО3, имеющих фамилию ФИО2 или ФИО13, дочери Али (ФИО4), больше с ними не работало. Они подтвердили, что ФИО2 оркачи ФИО13 Г/али яс, указанная в справке о заработной плате и ФИО1, истица- это одно и то же лицо.
Исследовав трудовую книжку истца, суд пришел к выводу о том, что по имеющимся приведенным записям в трудовой книжке ФИО1, четко следует, что истица на основании решения колхоза была принята членом колхоза «Красный партизан» в 1981 г., а уволена с колхоза в 1992 г., что не противоречит исследованной в суде справке о заработной плате (л.д.8).
С администрации МО СП «<адрес>» представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ, что ФИО2 и ФИО1, указанная в справке – одно и то же лицо.
Несоответствие данных, указанных в трудовой книжке, и в справках, выданных по месту работы истца не может быть принято в основу для отказа истцу в назначении пенсии по старости, поскольку ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и записей в книгах учета возлагается на работодателя, неправильное оформление записей в трудовой книжке и других учетных документах работодателя не может повлечь неблагоприятных последствий для истца в виде не включения в страховой стаж спорного периода работ
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Согласно Закону «О страховых пенсиях в РФ» получение гражданами заработной платы в определённом размере относится к числу фактов, от которых зависит расчет пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка.
В сельской местности, где практически на сто процентов население состоит из аварцев, у которых фамилии записывались по имени отца, либо деда (ФИО2 яс (дочь Али) неверное написание имени бухгалтерским работником не может быть основанием для лишения истицы заработанной ею пенсии.
Судом достоверно установлено, что ФИО1 проработала в колхозе «Красный партизан» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Суд также считает установленным в судебном заседании тот факт, что указанная в справке о заработной плате, выданной совхозом «Красный партизан» ФИО2 оркачи ФИО13 Г/али яс является ФИО1. Речь в обоих документах идем об одном лице, ФИО1 и у суда этот факт сомнения не вызывает.
Свидетели и руководитель СПК «Красный партизан» полностью подтвердили факт трудовой деятельности истицы в спорный период, при этом данные свидетели осуществляли трудовую деятельность совместно с истцом, что было подтверждено представленными в судебном заседании трудовыми книжками свидетелей, что не противоречит указанным выше нормам закона. Кроме того, справкой с колхоза подтверждено то обстоятельство, что речь и в справке и в трудовой книжке идет об одном и том же человеке. В связи с чем суд считает, что спорный период работы подлежит включению в страховой стаж истца, так как лицевой счет (справка о заработной плате) полностью подтверждает ее право на получение пенсии.
При таких обстоятельствах требования истицы о включении периода работы в колхозе «Красный партизан» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в страховой стаж для назначения пенсии по старости надлежит удовлетворить,
Согласно частям 1 и 2 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Согласно решению об отказе в установлении в пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, датой приема заявления о назначении пенсии было ДД.ММ.ГГГГ В связи с чем пенсия должна быть назначена с указанной даты.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск ФИО1 удовлетворить.
Обязать Управление ОПФР по <адрес> в <адрес> включить период работы ФИО1 в совхозе «Красный партизан» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в страховой стаж, дающий право в назначении страховой пенсии по старости и назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья А.К. Магомедова