О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 июля 2017 года п. Чунский
Чунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Качиной Г.М., при секретаре Танатиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-477/2017 по исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Терминал» о возложении обязанности обратиться в службу по охране природы и озера Байкал Иркутской области с заявкой о постановке на учет объектов ООО «Терминал», оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,
У С Т А Н О В И Л:
Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Терминал» о возложении обязанности обратиться в службу по охране природы и озера Байкал Иркутской области с заявкой о постановке на учет объектов ООО «Терминал», оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, указав, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и в отдельные законодательные акты РФ», Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проводится мониторинг состояния законности на поднадзорной территории, выполнения новейших требований природоохранного законодательства хозяйствующими субъектами, ведущими деятельность на территории Чунского района Иркутской области. В ходе мониторинга направлен запрос в управление Росприроднадзора по Иркутской области, из ответа которого установлено, что ООО «Терминал» не поставило на учет государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Согласно выписки из ЕГРЮЛ, ООО «Терминал» (ОГРН 1043801942293, ИНН 3844006950, юридический адрес: 665514, Иркутская обл., Чунский район, р.п. Чунский, ул. Свердлова, 10), основным видом деятельности ООО «Терминал» является торговля оптовая моторным топливом, включая авиационный бензин. Уставная деятельность ООО «Терминал» не относится к видам деятельности, подпадающим под критерии определения объектов, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору, установленным постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903, соответственно, деятельность ООО «Терминал» подпадает под региональный экологический надзор, осуществляемый Службой по охране природы и озера Байкал Иркутской области. Статьей 42 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствие с ч.1, ч. 2 ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления. Частью 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и в отдельные законодательные акты РФ» установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01.01.2015), в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Согласно ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (I категория); умеренное негативное воздействие на окружающую среду (II категория); незначительное негативное воздействие на окружающую среду (III категория); минимальное негативное воздействие на окружающую среду (IV категория). При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, И, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Исходя из установленной объекту негативного воздействия на окружающую среду категории, устанавливается: размер платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»); нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также обязанность по утверждению планов мероприятий по охране окружающей среды или программ повышения экологической эффективности (ст. 22-27 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»); обязанность хозяйствующих субъектов по утверждению программ производственного экологического контроля (ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»); обязанность хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты НВОС I категории, по применению наилучших доступных технологий (ст. 28 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Согласно критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам I, II, III и IV категорий, установленным постановлением Правительства РФ от 2809.2015 № 1029, осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным IV разделе настоящего документа, относит объекты негативного воздействия на окружающую среду ООО «Терминал», к объектам III категории. До настоящего момента ООО «Терминал» не поставило на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, заявку о постановке на учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в государственные органы не направляло, тем самым нарушает права Российской Федерации на получение достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на получение соразмерной оплаты за негативное воздействия на окружающую среду, на установление соразмерных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, на применение программно-целевых методов планирования, в том числе планирования осуществления государственного экологического надзора. Невыполнение ООО «Терминал» своей обязанности на постановку на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду, нарушает права и свободы неопределённого круга лиц жителей Чунского района на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Поскольку количество граждан, одновременно пребывающих на территории Чунского района, в отношении которых может быть оказано негативное влияние вредных веществ установить не представляется возможным, то круг лиц, в защиту которых выступает прокурор, является неопределенным. Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Присуждение к исполнению обязанности в натуре, согласно ст. 12 ГК РФ, является одним их способов защиты гражданских прав. Просят обязать ООО «Терминал» обратиться в службу по охране природы и озера Байкал Иркутской области с заявкой о постановке на учет объектов ООО «Терминал», оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в течение месяца со дня вступления судебного решения в законную силу.
В ходе судебного разбирательства от Братского межрайонного природоохранного прокурора Петренева Д.В. поступило заявление об отказе от исковых требований и прекращении производства по делу в связи с добровольным удовлетворением заявленных требований.
В судебном заседании представитель Братского межрайонного природоохранного прокурора – помощник прокурора Чунского района Стрионов Д.В., действующий на основании поручения, заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора об отказе от исковых требований поддержал, просил производство по делу прекратить.
Представитель Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежаще.
В соответствии со ст. 39 ч. 1 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц» ст.39 ГПК РФ.
Судом разъяснены последствия принятия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст.221 ГПК РФ.
Отказ Братского межрайонного природоохранного прокурора от иска в части не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых интересов.
Таким образом, имеются основания для принятия отказа от иска в части и прекращения производства по делу.
Руководствуясь ст.220 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Принять отказ Братского межрайонного природоохранного прокурора от иска.
Производство по гражданскому делу по иску Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Терминал» о возложении обязанности обратиться в службу по охране природы и озера Байкал Иркутской области с заявкой о постановке на учет объектов ООО «Терминал», оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, прекратить.
Определение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Чунский районный суд в течение 15 дней.
Судья