Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес>, ЧР 26 июля 2019 года
Заводской районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Такалашова К.А.,
при секретаре ФИО2,
с участием ст. помощника прокурора <адрес> ЧР ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры <адрес> к МБДОУ «Детский сад № Жайна» об обязании установить на входе в здание мнемосхему,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> ФИО3 обратился (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в суд с иском к МБДОУ «Детский сад № Жайна» об обязании установить на входе в здание мнемосхему.
В обоснование своих требований истец указывает, что во исполнение приказа Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов» прокуратурой района в мае 2019 года проведена проверка исполнения МБДОУ «Детский сад № Жайна» (далее – Учреждение) прав и интересов инвалидов в части исполнения законодательства, направленного на обеспечение для указанных категорий граждан общедоступности социальной инфраструктуры.
Так, статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и проживания.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:
1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 15 Федерального закона № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
Таким образом, Учреждение относится к объектам социальной инфраструктуры.
Исходя из вышеизложенного, положения указанных норм направлены на Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в «Своде правил «СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012), утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Свод правил). Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года, среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Пунктом 7.1.8 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м.
Между тем, проведенной проверкой в Учреждении установлено, что в нарушение требований Федерального закона № 181-ФЗ и Свода правил при входе в Учреждение для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании.
Таким образом, на обследуемом объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству.
Для всех категорий инвалидности обследованный объект не удовлетворяет требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку неисполнение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ и Свода правил по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, число которых невозможно точно установить и персонифицировать, прокурор вправе в порядке гражданского судопроизводства обратиться в суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес> ФИО4 просил удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – заведующая МБДОУ «Детский сад № Жайна» ФИО5, представила в суд письменное заявление, в котором признает исковые требования прокурора в полном объеме, просила суд принять признание иска, без исследования доказательств, поскольку исковые требования обоснованны и законны. Просила рассмотреть иск без их участия.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки. В связи с изложенным суд рассмотрел и разрешил дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, надлежаще извещенного о дне слушания дела, признав причины его неявки неуважительными.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Данное признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
При таких обстоятельствах суд считает возможным принять признание иска ответчиком.
В силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения указывается только на признание иска и принятие его судом.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход местного бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокуратуры <адрес> к МБДОУ «Детский сад № Жайна» об обязании установить на входе в здание мнемосхему, удовлетворить.
Обязать МБДОУ «Детский сад № Жайна» установить при входе в здание информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с МБДОУ «Детский сад № Жайна» в доход бюджета <адрес> Республики государственную пошлину в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чеченской Республики через Заводской районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий К.А. Такалашов
Копия верна: