2-72/2019
25RS0035-01-2018-001028-96
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 88-2265/2020
г. Владивосток «12» марта 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Украинской Т.И.,
судей Власенко И.Г., Аноприенко К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Николаевского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выполнить капитальный ремонт многоквартирного жилого дома,
по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Шкотовского районного суда Приморского края от 24 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 12 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В., выслушав объяснения представителя ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Тихоокеанскому флоту Васильевой С.В., прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бобылевой О.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Военный прокурор Николаевского гарнизона обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Министерству обороны Российской Федерации. В обоснование требований указано, что в ходе проведения проверки исполнения должностными лицами требований законодательства, регламентирующего порядок комплексного обслуживания, технической эксплуатации и проведения ремонтных работ объектов жилищного фонда военного городка 23 войсковой части 36048 в городе Большой Камень Приморского края, установлено, что многоквартирный жилой <адрес> (инвентарный №) по <адрес> края находится в неудовлетворительном состоянии. Указанный дом является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, обслуживание дома осуществляется ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Тихоокеанскому флоту на основании договора, при этом Министерство обороны Российской Федерации несет бремя содержания имущества и обязано производить его капитальный ремонт.
Многоквартирный жилой <адрес> (инвентарный №) по <адрес> края эксплуатируется по назначению и нуждается в капитальном ремонте, требуется замена труб центрального отопления и холодного водоснабжения, капитальный ремонт кровли. Истец считает, что бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по проведению капитального ремонта, влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на защиту от чрезвычайных ситуаций. Прокурор просил суд обязать Министерство обороны Российской Федерации провести техническое обследование многоквартирного жилого <адрес> (инвентарный №) по <адрес> края и включить его в титул капитального ремонта; провести работы по замене труб холодного водоснабжения, труб канализации, труб горячего водоснабжения; произвести оштукатуривание и окрашивание стен внутри здания с предварительным очищением от старого покрытия; произвести побелку покрытия стен и потолка с предварительным очищением поверхностей; произвести замену входных дверей с дверными коробками; произвести замену кровли дома, установить перед входом в дом скамью и мусорную урну.
В дальнейшем военный прокурор Николаевского гарнизона дополнил иск, указав, что Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации. Дополнительно просил суд признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации по ненадлежащему содержанию многоквартирного <адрес> (инвентарный №) по <адрес> края. Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять необходимые меры по организации капитального ремонта многоквартирного <адрес> (инвентарный №) по <адрес> края; выполнить предварительно работы по определению перечня объектов материально-технической базы, по которым необходимо проведение капитального ремонта, разработав заявочный план капитального ремонта, включив в план капитального ремонта на 2019 год указанный объект и необходимые мероприятия. Обязать Министерство обороны Российской Федерации включить многоквартирный <адрес> (инвентарный №) по <адрес> края в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту, в государственный контракт по капитальному ремонту зданий и сооружений Министерства обороны Российской Федерации на 2019 год.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу.
Решением Шкотовского районного суда Приморского края от 24 января 2019 года исковые требования удовлетворены. Бездействие Министерства обороны Российской Федерации по ненадлежащему содержанию многоквартирного <адрес> (инвентарный №) по <адрес> края признано незаконным. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение года со дня вступления решения суда в законную силу принять необходимые меры по организации капитального ремонта указанного многоквартирного дома, выполнив предварительно работы по определению перечня объектов материально-технической базы, по которым необходимо проведение капитального-ремонта, разработав заявочный план капитального ремонта, включить в план капитального ремонта на 2019 год указанный объект и необходимые мероприятия. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность включить многоквартирный дом в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту, в государственный контракт по капитальному ремонту зданий и сооружений Министерства обороны Российской Федерации на 2019 год.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 12 августа 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанции. Полагает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не исследован установленный законом порядок организации и проведения капитального ремонта объектов военной и социальной инфраструктуры Министерства обороны Российской Федерации. Настаивает на том, что решение вопросов проведения капитального и текущего ремонта объектов военной и социальной инфраструктуры, относится к компетенции ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, а спорный жилой дом подлежит капитальному ремонту региональным оператором в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Представитель ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Васильева С.В. возражала против доводов кассационной жалобы, которую просила отклонить за необоснованностью.
В письменных возражениях на доводы кассационной жалобы ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Тихоокеанскому флоту не согласно с изложенными в ней доводами, а обжалуемые судебные постановления полагает не подлежащими отмене.
В своих объяснениях представитель ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Васильева С.В. поддержала письменные возражения.
Прокурор управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бобылева О.А. просила обжалуемые судебные постановления оставить без изменений, а кассационную жалобу отклонить за необоснованностью.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Министерства обороны Российской Федерации, Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив доводы кассационной жалобы и материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при разрешении гражданского дела допущены не были.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суды первой и апелляционной инстанции установили, что многоквартирный жилой <адрес> (инвентарный №) по <адрес> края является собственностью Российской Федерации, включен в состав жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, состоит на учете в ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Управление, обслуживание и содержание многоквартирного жилого дома осуществляет ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ №.
Представленными в деле доказательствами подтверждается, что многоквартирный жилой <адрес> (инвентарный №) по <адрес> края подлежит капитальному ремонту, поскольку имеет эксплуатационные повреждения (разрушается цоколь, частично разрушена отмостка, в подъезде дома частично разрушен штукатурный и окрасочный слой, кровля имеет течь, протекают стояки канализации в общих санитарных узлах).
Признавая незаконным бездействие собственника данного имущества Министерства обороны Российской Федерации по ненадлежащему содержанию многоквартирного жилого дома и возлагая на него обязанность принять необходимые меры по организации капитального ремонта дома и включению его в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту, в государственный контракт на 2019 год, суды руководствовались статьями 209, 210, 676, 681 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 12 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» и исходили из того, что содержание многоквартирного жилого дома, проведение его капитального ремонта является предметом заботы и ответственности собственника данного имущества, полномочия которого осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции полагает возможным согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции, основанными на нормах подлежащего применению законодательства и обстоятельствах, установленных в соответствии с представленными в деле доказательствами.
Оснований сомневаться в правильности принятых по делу решений у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что от ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации не поступали предложения о проведении капитального ремонта указанного многоквартирного дома, не могут служить основанием для отмены приятого по делу решения, поскольку не опровергают выводы судов, сделанные в обоснование судебных постановлений.
Также подлежат отклонению за необоснованности доводы кассационной жалобы о том, что в соответствии с положениями статей 180, 182, 190 Жилищного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт дома, принадлежащего Министерству обороны Российской Федерации, должен проводить региональный оператор в соответствии с региональной программой капитального ремонта.
Краевой программой «Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014 - 2043 годы» (утверждена постановлением Администрации Приморского края от 31 декабря 2013 года № 513-па) названный жилой дом не предусмотрен в перечне многоквартирных жилых домов, включенных в указанную краевую программу.
Кроме того Министерством обороны Российской Федерации не представлены доказательства уплаты ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с предписаниями статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, за счет которых формируется фонд средств на проведение капитального ремонта в рамках региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Иные доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя в нижестоящих судебных инстанциях, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции кассационного суда общей юрисдикции.
Принимая во внимание отсутствие предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения либо отмены принятых по делу судебных постановлений, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Шкотовского районного суда Приморского края от 24 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 12 августа 2019 года оставить без изменений, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий Т.И. Украинская
Судьи И.Г. Власенко
К.В. Аноприенко