Дело № 2(1)а-125/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2020 года с.Сакмара
Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Долговой И.А., при секретаре Парусимовой Я.Ю.,
с участием представителя административного ответчика администрации МО Сакмарский район Оренбургской области Фирсова С.Ф., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,
заинтересованного лица Кириллова А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Мельникова В.М., Мельникова А.М. об оспаривании отказа администрации Сакмарского района <адрес> в предварительном согласовании границ и площади предоставления земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Мельников В.М., Мельников А.М. обратились с административным исковым заявлением об оспаривании отказа администрации Сакмарского района <адрес> в предварительном согласовании границ и площади земельных участков.
В обоснование заявленных требований указали, что в Сакмарском районном суде <адрес> по делу № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о признании договора № от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка с кадастровым номером № находящегося в неразграниченной государственной собственности площадью ... кв.м. местоположение земельного участка <адрес>, заключенного между администрацией <адрес> в лице главы района ФИО1 и ФИО6 недействительным. После чего Мельников В.М. обратился в администрацию Сакмарского района с заявлениями № и № от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании границ и площади земельных участков площадью ... и ... кв.м.». На данные заявления поступили отказы администрации Сакмарского района № и № от ДД.ММ.ГГГГ.
Просит признать недействительным ответы администрации Сакмарского района № и № от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Мельникова В.В. № и № от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании границ и площади земельных участков площадью № и ... кв.м. и применить к земельному участку с кадастровым номером № площадью ... кв.м. обеспечительные меры.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу приняты меры предварительной защиты в виде наложения ареста на земельный участок с кадастровым номером №.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Кириллов А.Е. –арендатор земельного участка с кадастровым номером № и кадастровый инженер -ИП «Дворцов С.А.».
Административные истцы Мельников В.М. и Мельников А.М. в судебном заседании не присутствовали, извещены надлежащим образом. Ранее Мельников В.М. не смог пояснить заявленные требования. Мельников А.М. указал, что он не подавал оспариваемые заявления, подавал его брат, пояснить чем его права нарушены не смог. Мельников А.М. телефонограммой просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации МО Сакмарский район <адрес> Фирсов С.Ф., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, административные исковые требования Мельникова В.М., Мельникова А.М. не признал, считает административное заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку оснований не имеется, нормы действующего законодательства соблюдены.
В судебном заседании заинтересованное лицо Кириллов А.Е. возражал административный иск удовлетворить, поскольку оснований не имеется.
Заинтересованное лицо кадастровый инженер ИП ФИО8 в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие административных истцов, заинтересованного лица, в порядке, определенном частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выслушав представителя административного ответчика, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.(п.3 ст.11.10 ЗК РФ)
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.(п.4 ст.11.10 Земельного кодекса РФ).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения <адрес> <адрес>, <адрес> или в границах населенных пунктов.(п.5 ст.11.10 Земельного кодекса РФ)
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.(п.13 с.11.10 Земельного кодекса РФ).
Из п.14,15 ст.11.10 ЗК РФ следует, что в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
Согласно п.15 стати 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Таким образом, согласно п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ вх№ Мельников В.М. обратился в администрацию МО Сакмарский район <адрес> с заявлением о предварительном согласовании границ и площади предоставления земельного участка сельхозназначения с кадастровым номером № площадью ... кв.м. для оформления в аренду сроком на 3 года без проведения торгов, заявление датировано ДД.ММ.ГГГГ.
К заявлению прилагался бизнес-план №, копия паспорта, копия ИНН, копия СНИЛС, копия договора №№ от ДД.ММ.ГГГГ, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, копия квалификационного аттестата кадастрового инженера ИП ФИО8
ДД.ММ.ГГГГ комиссия МО Сакмарский район <адрес> по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, приняла решение об отказе в удовлетворении заявления Мельникова В.М. от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.п. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, согласно которого уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ – основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении и схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек. Ответ администрации № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ вх. № Мельников В.М. обратился в администрацию МО <адрес> с заявлением о предварительном согласовании границ и площади предоставления земельного участка сельхозназначения с кадастровым номером № площадью ... кв.м. для оформления в аренду сроком на 3 года без проведения торгов, заявление датировано ДД.ММ.ГГГГ.
К заявлению прилагался бизнес-план №, копия паспорта, копия ИНН, копия СНИЛС, копия договора №№ от ДД.ММ.ГГГГ, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, копия квалификационного аттестата кадастрового инженера ИП ФИО8
ДД.ММ.ГГГГ комиссия МО Сакмарский район <адрес> по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, приняла решение об отказе в удовлетворении заявления Мельникова В.М. от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.п. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, согласно которого уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ – основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении и схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек. Ответ администрации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Суд приходит к выводу, что административный истец-Мельников А.М. является ненадлежащим истцом, поскольку не обращался за утверждением схемы земельного участка, соответственно его права не затрагиваются и не нарушены административным ответчиком администрацией МО Сакмарский район <адрес>.
В части доводов административного искового заявления административного истца Мельникова В.М. суд приходит к следующему.
Решением Сакмарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования Прокурора Сакмарского района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Кириллову А.Е., администрации МО Сакмарский район <адрес>, о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности сделки.
Договор № от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка, с кадастровым номером №, находящегося в неразграниченной государственной собственности, площадью ... кв.м., местоположение земельного участка: <адрес>, Беловский сельсовет, заключенный между администрацией МО Сакмарский район <адрес>, в лице главы района ФИО16 и Кирилловым А.Е., признан недействительным.
Применены последствия недействительной сделки к договору № от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка, с кадастровым номером №, находящегося в не разграниченной государственной собственности, площадью ... кв.м., местоположение земельного участка: <адрес>, Беловский сельсовет, в виде возложения на Кириллова А.Е. обязанности по возврату земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в не разграниченной государственной собственности, площадью ... кв.м., местоположение земельного участка: <адрес>, Беловский сельсовет, администрации МО Сакмарский район <адрес>.
Апелляционным определением Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Сакмарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Кириллова А.Е. без удовлетворения.
Согласно статье 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно статье 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решение Сакмарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на момент обращения Мельникова В.М. ДД.ММ.ГГГГ и ответа администрации МО Сакмарский район <адрес> ДД.ММ.ГГГГ не вступило в законную силу.
Сторонами не отрицалось при рассмотрении дела, что административный истец просит предоставить земельный участок в пределах части сформированного земельного участка с кадастровым номером № находящегося в государственной собственности и предоставленного на момент рассмотрения обращения ДД.ММ.ГГГГ в аренде у Кириллова А.Е., поскольку именно на земельный участок с кадастровым номером № истцы просят наложить предварительные меры защиты.
Факт совпадения координат ранее был установлен специалистами администрации МО Сакмарский район <адрес> при совмещении координат со схемы расположения земельных участков, предоставленных Мельниковым В.М. и выполненных кадастровым инженером ФИО8 на публичную кадастровую карту.
Согласно ответа кадастрового инженера ООО «Землемер» ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, при нанесении координат земельных участков на цифровую электронную карту Сакмарского района и сопоставив с публичной кадастровой картой, выяснилось, что земельный участок площадью ... кв.м. и участок площадью ... кв.м. полностью всеми характерными точками и границами накладываются на земельный участок с кадастровым номером №, находящийся на государственном кадастровом учете.
Данные доказательства административными истцами не опровергнуты.
Таким образом, суд приходит к выводу о правомерности отказов администрации МО Сакмарский район <адрес> № и № от ДД.ММ.ГГГГ на заявления Мельникова В.М. от ДД.ММ.ГГГГ вх. № и вх№.
Из пункта 1 части 9 и части 11 статьи 226 КАС РФ следует, что одним из необходимых условий для удовлетворения административного искового заявления по делам об оспаривании действий (бездействий), решений органа государственной власти, должностного лица, является установление факта нарушения указанным действием (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца, при этом доказывание данного обстоятельства возлагается на последнего.
Мельниковым В.М. и Мельниковым А.М. не представлено достаточных и бесспорных доказательств того, что действиями должностных лиц администрации МО Сакмарский район <адрес> были нарушены их субъективные права и законные интересы. Суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия ) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия ( бездействия ) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия ( бездействия ) незаконными.
При этом суд исходит из того, что само по себе несогласие административных истцов с содержанием полученных ответов на обращение не свидетельствует и не указывает о незаконном бездействии администрации МО Сакмарский район <адрес> и ее должностных лиц. Такое несогласие заявителей не позволяет сделать вывод о незаконном бездействии, о незаконности полученных ответов, о нарушенных правах заявителей и не дает оснований признавать действия (бездействия) неправомерными и обязывать их совершать определенные действия.
С учетом приведенных положений действующего законодательства, установленных фактических обстоятельств суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Мельникова Владимира Михайловича, Мельникова Александра Михайловича о признании недействительными ответов администрации Сакмарского района № и № от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Мельникова Владимира Михайловича № и № от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании границ и площади земельных участков площадью № и № кв.м. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сакмарский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.А. Долгова
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ