ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
ДД.ММ.ГГГГ года |
Дело № |
город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Кириленко Е.А.,
секретарь судебного заседания ФИО2,
при участии: представителя истца – ФИО3,
представителя ответчика – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования <данные изъяты>» к Государственной инспекции труда города Севастополя о признании незаконным и отмене предписания,
у с т а н о в и л:
в ДД.ММ.ГГГГ года Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда города Севастополя, о признании незаконным и отмене предписания. Просит: признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №. Также просит взыскать с административного ответчика в пользу истца судебные расходы.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что при вынесении указанного Предписания административный ответчик превысил свои полномочия, чем нарушил права Севастопольского государственного университета на рассмотрение возникшего индивидуального трудового спора компетентным органом.
В судебном заседании представитель истца настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в удовлетворении иска просила отказать. Указала на то, что признаки индивидуального трудового спора, перечисленные в статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации, по мнению инспекции, отсутствуют. Предоставила суду возражения на административное исковое заявление.
Заслушав доводы представителей сторон, установив обстоятельства в деле, оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что на основании распоряжения (приказа) от ДД.ММ.ГГГГ № в период с 16 по ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда города Севастополя проведена внеплановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «<данные изъяты>» (далее – <данные изъяты>
По результатам проверки составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ № и вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – Предписание).
Предписанием на административного истца были возложены следующие обязанности: 1) В соответствии с требованиями ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации и Положения об особенностях исчисления средней заработной платы, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, произвести оплату отпуска ФИО5 за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учётом требований указанных нормативных документов; 2) В соответствии с п. 4.7 Порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» произвести расчёт и выплату ФИО5 заработной платы в размере, установленном на начало 2015 – 2016 учебного года за период работы в данном учебном году; 3) В соответствии со ст. 236 ТК РФ произвести выплату процентов (денежной компенсации) от невыплаченных в срок суммы оплаты отпуска ФИО5 за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также среднего заработка за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчёта включительно.
Абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определено, что в соответствии с возложенными на неё задачами федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абзацу 6 части 1 статьи 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Согласно статье 381 ТК РФ индивидуальным трудовым спором признаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником (включая лиц, ранее состоявших в трудовых отношениях с этим работодателем) по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда).
В силу статьи 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами в порядке, установленном главой 60 Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 381 – 397 ТК РФ).
По смыслу указанных норм при проведении проверок государственный инспектор труда выдаёт обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами.
Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы.
Вопрос о начислении и выплате заработной платы, оплаты отпускных и процентов от невыплаченных в срок сумм относится к категории индивидуальных трудовых споров, подлежащих рассмотрению комиссией по трудовым спорам или судом.
В силу части второй статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Частью 1 статьи 84 КАС РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Оценивая доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования истца обоснованными, поскольку они нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства на основании допустимых и относимых доказательств, в то время как ответчиком не доказано правомерности своего решения.
При таких обстоятельствах и с учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 175, 176, 177, 178, 179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №.
Взыскать с Государственной инспекции труда города Севастополя в пользу Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «<данные изъяты>» судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Судья |
(подпись) |
Е.А. Кириленко |
Мотивированное решение составлено
ДД.ММ.ГГГГ
Копия верна
Судья Е.А. Кириленко