Гр.дело № 2-2348/19
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 июля 2019 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Смирновой Ю.А., при секретаре Цыдендоржиевой Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельяновой Светланы Леонидовны в интересах несовершеннолетних ФИО12, ФИО13 к Администрации г.Улан-Удэ об обязании предоставить жилое помещение по договору социального займа
у с т а н о в и л:
Обращаясь в суд с иском к Администрации г.Улан-Удэ, Емельянова С.Л. в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО1 в лице представителя по доверенности Жербаковой В.В. просила суд обязать ответчика предоставить детям -инвалидам вне очереди жилое помещение в черте городского округа «город Улан-Удэ» по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на человека с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью и с учетом ее как матери детей. В обоснование иска указывала, что ФИО3, ФИО1 являются детьми-инвалидами, страдают ..., при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечена Администрация Железнодорожного района г.Улан-Удэ.
В судебное заседание законный представитель ФИО3, ФИО1 – Емельянова С.Л. не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца по доверенности Жербакова В.В. в судебном заседании исковые требования поддержала. Не отрицала факт того, что ФИО1 не состоит на учете по категории граждан, страдающих ... формой ... заболеваний.
Представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ Шараева Ю.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, по доводам указанном в отзыве.
Представители третьих лиц Правительства РБ, Министерства социальной защиты населения РБ, Администрации Железнодорожного района г.Улан-Удэ, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Железнодорожного района г.Улан-Удэ Емельянова С.Л. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по категории инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов с составом семьи ... человека.
Согласно распоряжению Администрации Железнодорожного района г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ ...-р ФИО3 принят на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в государственном жилищном фонде по категории «граждане, страдающие формой хронического заболевания, при которой совместное проживание невозможно» с составом семьи 1 человек.
Распоряжением Администрации Железнодорожного района г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ ...-р семья ФИО2 признана малоимущей и поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи ... человека.
Согласно выписки из МКУ «Управления информатизации и информационных ресурсов Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ФИО1 зарегистрированы по адресу: .... По указанному адресу также зарегистрированы и проживают совместно с несовершеннолетними ... человека.
То обстоятельство, что ФИО3 является лицом, страдающим ... заболевания, делающего невозможным совместное с ним проживание, и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, никем не оспаривается и подтверждено материалами дела.
Согласно ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Из указанных норм в совокупности следует, что лицо, признанное нуждающимся в жилом помещении по основаниям, предусмотренном ЖК РФ, и при этом имеющие право на внеочередное предоставление жилого помещения, может претендовать на предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда.
Исходя из положений ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 г., в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., полномочия по обеспечению жильем инвалидов, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации.
Несмотря на отсутствие в действующем законодательстве указания на конкретный орган государственной власти или местного самоуправления, который должен обеспечивать жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на очередь после 01.01.2005 г. суд полагает, что в настоящем случае указанная обязанность должна быть возложена на Администрацию г. Улан-Удэ.
Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Этой же статьей предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Поскольку в Республике Бурятия не принимались нормативные акты, устанавливающие порядок обеспечения жильем инвалидов, вставших на очередь после 01.01.2005 и определяющие орган, на который должна быть возложена обязанность по предоставлению инвалидам указанной меры социальной поддержки, единственным нормативным актом, подлежащим применению в данном случае, является Жилищный кодекс Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение в доме государственного или муниципального жилищного фонда. Исходя из положений ч.2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам.
Согласно п.4 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются собственники жилых помещений, члены семьи собственника жилого помещения, проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Тем самым, несовершеннолетний ФИО3 являясь ребенком- инвалидом, нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, страдающим ..., при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, исходя из требований вышеназванных правовых норм, как лицо, нуждающееся в обеспечении жильем, имеет такое право во внеочередном порядке, за счет муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой перечень был ранее утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь".
В настоящее время указанное постановление утратило силу.
В связи с указанным, при определении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, дающих право на дополнительную площадь, необходимо руководствоваться Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30.11.2012 №991н. «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь».
Согласно справке ...» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 подпадает под действие указанного Приказа Минздрава РФ от 30.11.2012 года ...н о праве на дополнительную жилую площадь.
С учетом изложенного ответчик при предоставлении по договору социального найма жилого помещения по норме предоставления обязан обеспечить реализацию права ФИО3 на дополнительную площадь, превышающую норму предоставления не более чем в два раза.
Разрешая требования стороны истца о предоставлении ФИО3 жилого помещения с учетом матери Емельяновой С.Л., суд приходит к следующему.
Особый (льготный) порядок реализации жилищных прав установлен только для лиц, указанных в п.3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, к которым относится сама ФИО6
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении ...-П от 22.01.2018г. "По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.А. Шакировой, М.М. Шакирова и A.M. Шакировой" пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение но своему конституционно-правовом) смыслу предполагает вынесение решения О внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном, пунктом. 4 части первой статьи 51 данного Кодекса, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования обязывает правоприменительные органы при принятии соответствующих решений обеспечивать баланс прав и законных интересов таких несовершеннолетних, их родителей и других проживающих совместно с ними в одном жилом помещении лиц, в том числе несовершеннолетних детей, а также граждан, включенных администрацией муниципального образования в список нуждающихся г* улучшении жилищных условий.
Это означает, что пункт 3 части 2 статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации во всяком случае не предполагает вынесения решения опредоставлении несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, жилого помещения без учета того, что он не может быть лишен возможности получать должные уход и воспитание, т.е. без учета необходимости постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, а, следовательно, проживания в предоставляемом ему жилом помещении по крайней мере еще одного взрослого члена семьи. Не может данное законоположение рассматриваться и как препятствующее предоставлению жилого помещения исходя из необходимости проживания несовершеннолетнего вместе с членами его семьи, если при оценке обстоятельств конкретного дела правоприменительный орган придет к выводу, что для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество определяющим (предпочтительным) будет именно их совместное проживание, однако при принятии такого решения должны приниматься во внимание как права других членов семьи на благоприятные условия проживания, так и наличие у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади.
Следовательно, на ответчика должна быть возложена обязанность по внеочередному обеспечению жилым помещением не только ребенка-инвалида, но и хотя бы одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим ребенком.
Тем самым, исковые требования Емельяновой С.Л. в интересах несовершеннолетнего ФИО3 подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Емельяновой С.Л. в интересах несовершеннолетнего ФИО3
Так, представленные в материалы дела учетные дела семьи ФИО11 не содержат сведений о постановке ФИО1 на учет по категории граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний.
Отсутствие такой постановки представителем истца в судебном заседании не оспаривалось.
Учитывая, что в связи с приведенными выше нормами законодательства постановка ребенка-инвалида на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по категории граждан, страдающих ... формой ... заболеваний является обязательным условием для удовлетворения иска, исковые требования в интересах ФИО1 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Емельяновой Светланы Леонидовны в интересах несовершеннолетнего ФИО3 удовлетворить.
Обязать Администрацию г.Улан-Удэ предоставить ФИО3 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, согласно установленной нормы предоставления жилой площади, с учетом права на дополнительную площадь, в границах муниципального образования г.Улан-Удэ на состав семьи в количестве ... человек с учетом одного взрослого члена семьи.
Исковые требования Емельяновой Светланы Леонидовны в интересах несовершеннолетнего ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течении одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд ....
Решение в окончательной форме изготовлено 22.07.2019.
Судья: Ю.А. Смирнова