Решение по делу № 2-159/2019 от 26.04.2019

Дело № 2-159/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 мая 2019 года                                                                            г. Невель

Невельский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Смирновой Л.Е.,

при секретаре Ещенко Н.В.,

с участием помощника Невельского межрайонного прокурора Попова Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Невельского межрайонного прокурора в интересах Борисовой А.Н. к Администрации Невельского района Псковской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Невельский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Борисовой А.Н. с иском к Администрации Невельского района Псковской области, в котором просит обязать ответчика предоставить Борисовой А.Н. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарно-техническим требованиям, имеющее площадь не менее ** кв.м на территории <адрес>.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведённой прокуратурой проверки по обращению Борисовой А.Н. по вопросу обеспечения жильем было установлено, что Борисова А.Н. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей (ввиду того, что её мать С.С.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Б.Н.М. осужден 10.10.2013 года к 10 годам 6 месяцам лишения свободы), жилых помещений в собственности не имела, нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не являлась. Борисова А.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ порядковый номер Борисовой А.Н. в списке – **. На момент проверки оснований для исключения Борисовой А.Н. из списка детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не установлено. На основании положений ст.109.1 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.5 Закона Псковской области от 09.01.2013 №1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.1 и 2 Закона Псковской области от 03.06.2011 №1082-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просит заявленные требования удовлетворить. Прокурор полагает, что право предоставления жилого помещения указанной категории граждан должно осуществляться незамедлительно после его возникновения. Предоставление жилых помещений указанной категории граждан относится к обязанности Администрации Невельского района, не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе от отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет.

В судебном заседании прокурор, действующий в его интересах Борисовой А.Н., заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Истец Борисова А.Н. в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без её участия, исковые требования поддерживает.

Представитель ответчика - Администрации Невельского района Псковской области, Тарасенко М.В., с иском не согласилась, пояснив, что Администрация Невельского района в соответствии с Законом Псковской области от 03.06.2011 №1082-ОЗ наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Данные государственные полномочия Администрация района осуществляет в пределах средств, которые предоставляются из бюджета Псковской области в бюджет МО «Невельский район». Администрация района приобретает жилые помещения в пределах ежегодного списка, который Территориальный отдел Невельского района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области направляет в Администрацию района. В Администрации Невельского района отсутствуют собственные денежные средства на приобретение жилых помещений указанной категории граждан. На основании п.3.2 Соглашения о передаче Администрацией городского поселения «Невель» отдельных полномочий Администрации Невельского района от ДД.ММ.ГГГГ, в обязанности Администрации Невельского района входит определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилого фонда.

Представители третьих лиц - Администрации Псковской области и Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области (ГГУСЗН Псковской области), в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений относительно заявленных исковых требований не представили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.

Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, представителя ответчика, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Установлено, что Борисова А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.14, 21), отнесена к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать С.С.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22), отец Б.Н.М. осужден ДД.ММ.ГГГГ Невельским районным судом к 10 годам 6 месяцам лишения свободы и отбывает наказание в исправительной колонии строгого режима (л.д.32, 33).

В своем ответе ** от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Невельского межрайонного прокурора Территориальный отдел Невельского района Комитета по социальной защите Псковской области сообщает, что Борисова А.Н. имеет постоянную регистрацию в жилом помещении по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение не является муниципальной собственностью и в реестре муниципального имущества МО «Невельский район» не значится. Собственником данного жилого помещения являлся Ц.П.Н., после смерти которого, решением Невельского районного суда от 12.05.2006 года, были установлены факты принятия наследства, в том числе С.С.В. (матерью истицы) и Борисовой А.Н. (истицей) после смерти С.С.В.(л.д.28-30). Однако право собственности Борисовой А.Н. на указанное жилое помещение в Управлении Федеральной регистрационной службы не зарегистрировано, так как дома фактически не существует (л.д.16).

Согласно справке отдела надзорной деятельности по Невельскому и Усвятскому районам ГУ МЧС России по Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ **, ДД.ММ.ГГГГ в ** час.** мин. по адресу: <адрес>, произошел пожар. В результате пожара огнём уничтожен жилой дом и находившееся в нём имущество (л.д.31).

Приказом ГУ Невельского района ГГУСЗН Псковской области № ** от ДД.ММ.ГГГГ было установлено попечительство над несовершеннолетней Борисовой А.Н., попечителем назначена Б.П.М. (л.д.23).

Борисова А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в СПб ГБ ПОУ «Экономический колледж» на дневном обучении очной формы и находилась на полном государственном обеспечении, ею получен диплом о среднем профессиональном образовании по профессии «Продавец, контролер-кассир» (л.д. 15, 27, 34).

Права Борисовой А.Н. на имеющиеся (имевшиеся) у неё объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Российской Федерации не зарегистрированы (л.д.13).

Приказом ТУ Невельского района ГГУСЗН Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ ** была поставлена на учет и внесена в реестр в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением (л.д.24).

Решением жилищной комиссии Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ** – Невельский район) Борисова А.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д.17-18).

В суде установлено, что до настоящего времени право Борисовой А.Н. на обеспечение жилым помещением в установленном действующим законодательством порядке не реализовано, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ её порядковый номер в списке – 381.

Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом Псковской области от 03.06.2011 №1082-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», государственные полномочия по принятию решения о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет переданы органам местного самоуправления (п.2 ч.1 ст.1 Закона). При этом государственные полномочия осуществляются местными администрациями соответствующих муниципальных образований (ч.2 ст.1 Закона).

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе право на обеспечение жилыми помещениями определены Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст.8, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1 ст.8, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 п.1 ст.8 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п.3 ст.8 названного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абз.1 п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (абз.2 п.3 ст.8).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7 ст.8).

Исходя из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Статьей 7 Закона Псковской области от 09.01.2013 №1241-0З (ред. от 29.12.2014) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование указанного списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21.12.1996 №159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств, вследствие чего установление очерёдности предоставления жилья, указанной категории граждан не соответствует требованиям закона.

Кроме того, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Указанная выше правовая позиция, изложена в Определениях Верховного Суда РФ от 22.04.2014 №7-КГ14-2, от 12.08.2014 №86-КГПР 14-7, а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ, утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ от 24.12.2014.

В силу п.1 ст.4 и п.1 ст.5 Закона Псковской области от 09.01.2013 №1241-0З дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями общей площадью не менее 25 квадратных метров на территории соответствующего муниципального района или городского округа области по их выбору.

Удовлетворение требований истца не повлечет нарушение прав иных граждан, включенных в список ранее Борисовой А.Н., поскольку в силу ч.1 ст.9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

На основании изложенного суд находит требования Невельского межрайонного прокурора в интересах Борисовой А.Н. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Невельского межрайонного прокурора в интересах Борисовой А.Н. к Администрации Невельского района Псковской области об обязании предоставить Борисовой А.Н. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию Невельского района Псковской области предоставить Борисовой А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории г.Невеля Псковской области благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Невельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                                                             Л.Е.Смирнова

2-159/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор
Борисова Анастасия Николаевна
Ответчики
Администрация Невельского района Псковской области
Другие
Администрация Псковской области
Тарасенко Марина Владимировна
ГГУ социальной защиты населения Псковской области
Суд
Невельский районный суд Псковской области
Дело на сайте суда
nevelsky.psk.sudrf.ru
07.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2020Передача материалов судье
07.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.04.2020Дело оформлено
07.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее