Судья Гордевич В.С. |
№ 33-2934/2017 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 августа 2017 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Злобина А.В.,
судей Глушенко Н.О., Савельевой Н.В.,
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Кемского городского суда Республики Карелия от 29.05.2017 по иску прокурора Кемского района в интересах Воробей З.А. к акционерному обществу «ТНС энерго Карелия» об обязании произвести определенные действия.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
иск заявлен по тем основаниям, что ответчик на основании соответствующих государственных контрактов, ежеквартально заключаемых с ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» осуществляет расчет размера компенсации льготным категориям граждан за потребленную коммунальную услугу по электроснабжению. Исходя из приложения 1 к приказу Госкомитета РК по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике от 28.08.2012 № 41, при наличии электронагревательных приборов (установка которых согласована в установленном порядке) для целей отопления дополнительно применяется норматив в размере 280 кВт.ч на 1 человека в месяц. В ходе проведенной прокуратурой Кемского района проверки исполнения ответчиком законодательства при расчете льготы за коммунальные услуги было установлено, что Воробей З.А., проживающая по адресу: г. (...), ул. (...), д.(...), кв.(...) 24.11.2016 обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете начисленной ей льготы за потребленную коммунальную услугу по электроснабжению с 31.10.2016, так как в соответствии с актом приемочной комиссии в ее квартире завершено переустройство, путем установки отопления, впоследствии предоставив соответствующий акт приемочной комиссии. В своих ответах на данное заявление ответчиком было указано на необходимость дополнительно предоставить согласованный сетевой организацией акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, а также указано на необходимость оформления акта подтверждающего установку электрического отопления в жилом помещении. Между тем указанные требования являются незаконными и противоречат требованиям главы 4 ЖК РФ. Энергоснабжающая организация фактически дает правовую оценку проведенному гражданином переустройству жилого помещения, однако соответствующие полномочия возложены законодателем на орган местного самоуправления по определению необходимых для проведения и завершения переустройства жилого помещения документов. При этом ответчиком не принимается во внимание акт приемочной комиссии о завершении переустройства, согласованный уполномоченными организациями. Допущенные нарушения ведут к нарушению права истца на получение предусмотренной законодателем льготы за коммунальные услуги социально незащищенной категории граждан. На основании изложенного прокурор, действуя в интересах Воробей З.А. просил обязать ответчика произвести расчет льготы за потребленную коммунальную услугу по электроснабжению по адресу: г. (...), ул. (...), д.(...), кв.(...) Воробей З.А., исходя из повышенного на 280 кВт.ч норматива потребления электроэнергии за период с 31.10.2016, обязать передать скорректированные сведения о начислении льготы Воробей З.А. в ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и района период с 31.10.2016.
Определением суда от 11.05.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Воробей Л.В., администрация Кемского городского поселения.
Решением суда исковые требования удовлетворены, суд обязал АО «ТНС энерго Карелия» произвести расчет льготы за потребленную Воробей З.А. коммунальную услугу по электроснабжению по адресу: г. (...), ул. (...), д.(...), кв.(...), исходя из повышенного норматива потребления электроэнергии в размере 280 кВт.ч на 1 человека с 31.10.2016, обязал передать скорректированные сведения о начислении льготы по оплате услуг за потребленную Воробей З.А. электрическую энергию с 31.10.2016 в ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района», взыскал с АО «ТНС энерго Карелия» в доход бюджета Кемского муниципального района государственную пошлину в размере 600 руб.
С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление. В обоснование доводов жалобы, не соглашаясь с выводами суда, указывает, что АО «ТНС энерго Карелия» правомерно отказало Воробей З.А. в расчете размера компенсации на оплату потребленной электрической энергии исходя из повышенного норматива. Дополнительный норматив потребления электрической энергии в размере 280 кВт.ч на 1 человека в месяц применяется только в том случае, если стационарные электронагревательные приборы для целей отопления были предусмотрены проектом дома или их установка была согласована в установленном порядке. Для решения вопроса о возможности применения при расчете размера платы за потребленную электрическую энергию в отношении Воробей З.А. повышенного норматива потребления электрической энергии подлежит установлению: произведено ли переустройство жилого помещения в установленном законом порядке; осуществлена ли процедура технологического присоединения стационарного электронагревательного прибора для целей отопления. При этом обращает внимание, что АО «ТНС энерго Карелия» как на момент обращения потребителя с заявлением в адрес Общества, так и на момент подачи иска признавало/признает представленные документы, подтверждающие переустройство жилого помещения в качестве допустимых и достаточных доказательств переустройства жилого помещения потребителя путем установки электроотопления. Установка и технологическое присоединение электроотопления в случае если оно не было предусмотрено проектом дома, должны осуществляться с соблюдением требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее Правила технологического присоединения). Ссылаясь на положения п.п. 2, 7, 8 Правил технологического присоединения указывает, что установка и технологическое присоединение электроотопления в обязательном порядке должны быть согласованы с сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены энергопринимающие устройства, расположенные в жилом помещении Воробей З.А. Сетевой организацией, владеющей электрическими сетями, посредством которых осуществляется поставка электроэнергии в дом потребителя, расположенный по адресу: РК, г. (...), ул. (...), д. (...), является АО «ПСК». В качестве документа, подтверждающего надлежащее технологическое присоединение установленного электроотопления Воробей З.А. в адрес Общества был представлен акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон №09, выданный ООО «Управляющая компания Норд-Вуд». При этом в указанном акте отсутствуют сведения о технологическом присоединении (дате), а также отметка АО «ПСК» о согласовании. Таким образом, представленные заявителем документы не подтвердили согласование установки электроотопления с АО «ПСК». Обращает внимание, что, несмотря на то, что потребителем были предприняты действия по технологическому присоединению устанавливаемого электроводонагревателя (в силу абз.2 п. 8(4) Правил технологического присоединения с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств в адрес АО «ПСК» должна была обратиться управляющая компания), акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон №09 в отсутствие согласования его с сетевой организацией не мог быть принят Обществом и не может рассматриваться в качестве допустимого доказательства соблюдения процедуры технологического присоединения. Отмечает, что в случае установки нового, не предусмотренного проектной документацией дома оборудования, согласование сетевой организацией увеличения или перераспределения максимальной мощности, выделенной на многоквартирный дом, вне зависимости от лица, на которого возложена обязанность обращения в адрес сетевой организации с соответствующей заявкой, является обязательным условием расчета льготы с учетом дополнительного норматива потребления электроэнергии. Учитывая изложенное, полагает, у АО «ТНС энерго Карелия» как на момент обращения потребителя, так и на данный момент отсутствовали/отсутствуют законные основания для применения в отношении Воробей З.А. повышенного норматива потребления электрической энергии. Также указывает, то обстоятельство, что установив электроотопление, которое представляет собой энергопринимающее устройство нового поколения повышенной мощности, потребителем превышена мощность, распределенная на квартиру №(...) дома №(...) по ул. (...) г. (...), свидетельствует о необходимости согласования в соответствии с п.п. 2, 7, 8(4) Правил технологического присоединения установки электроотопления с АО «ПСК» в обязательном порядке. Указывает также на несогласие с выводом суда, что «даже в часы пиковых нагрузок потребляемая многоквартирным домом истца мощность за период с 19 марта по 17 мая 2017 г. не превышает величины максимальной мощности, наибольшее значение потребляемой мощности зафиксировано 15.04.2017 в 13 часов- 110,72 кВт», поскольку для того, чтобы определить превышает ли мощность всех энергопринимающих устройств, установленных в каждой квартире (т.е. мощность, которая может быть потреблена домом), максимальную мощность, выделенную на дом, необходимо, чтобы потребители, проживающие в каждой квартире, одновременно включили все энергопринимающие устройства. Полагает, что мощность, потребляемая в часы пиковых нагрузок, не является максимальной ввиду того, что нет уверенности, что в данные часы были включены все приборы. Принимая во внимание, что из почасовых срезов невозможно проследить увеличение максимальной мощности на многоквартирный дом в связи с подключением электроотопления в спорной квартире, следовательно, выгруженные замеры не являются доказательством отсутствия увеличения потребляемой мощности. Также полагает, судом неправильно взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины. Считает, что судом сделан неправомерный вывод, что было удовлетворено два исковых требования неимущественного характера, ввиду того, что фактически прокурором Кемского района РК было заявлено, а судом удовлетворено одно требование неимущественного характера, учитывая, что заявленное требование о передаче скорректированных сведений является производным от основного требования о расчете льготы исходя из повышенного норматива потребления электрической энергии, и, по сути является следствием удовлетворения основного требования.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Кемского района просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Кубасова М.С. доводы жалобы поддержала.
Прокурор Иовлев Д.С. возражал против доводов жалобы.
Иные участвующие в деле лица в суд не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как было установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела Воробей З.А. и Воробей Л.В. на праве собственности принадлежит трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: г.(...), ул. (...), д.(...), кв.(...).
Воробей З.А. оборудовала принадлежащее ей жилое помещение электроотоплением мощностью 4 кВт.
В ходе производства переустройства жилого помещения администрацией Кемского городского поселения в связи с обращением Воробей З.А. было принято решение о согласовании переустройства жилого помещения, установлен срок производства ремонтно-строительных работ с 28.10.2016 по 01.11.2016.
Управляющей компанией ООО Управляющая компания «Норд-Вуд», которая осуществляет управление домом истца, Воробей З.А. 14.07.2016 были выданы технические условия № 09 на присоединение к внутридомовым электрическим сетям нагрузок электроснабжения.
Также 15.07.2016 ООО Управляющая компания «Норд-Вуд» и Воробей З.А. был составлен акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон.
Как следует из акта приемочной комиссии о завершении переустройства жилого помещения от 31.10.2016, утвержденного исполняющим обязанности главы администрации Кемского городского поселения переустройство выполнено согласно проекту.
ГУП РК РГЦ «Недвижимость» 02.11.2016 в технический паспорт на указанное жилое помещение внесена отметка с указанием на то, что отопление в квартире электрическое.
Воробей З.А., являясь ветераном труда Республики Карелия, 24.11.2016 обратилась в АО «ТНС энерго Карелия» с заявлением о перерасчете начисленной льготы за потребленную электрическую энергию с 31.10.2016.
В силу ст.3 Закона Республики Карелия от 17.12.2004 № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» социальная поддержка ветеранов труда осуществляется, в частности, в форме оплаты жилья и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия, а гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива) в размере 50 процентов в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых Правительством Республики Карелия, и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
АО «ТНС энерго Карелия» в силу заключенного с ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» (заказчик) государственного контракта на оказание услуг о предоставлении сведений о размере компенсации обязалось ежемесячно на основании предоставляемых реестров граждан осуществлять расчет сумм компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в части услуги «энергоснабжение» и предоставлять заказчику сведения о рассчитанных суммах компенсации в отношении граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия, по которым заказчиком принято решение о назначении компенсации.
Согласно пункту 2.2 государственного контракта, на основании полученного от заказчика файла, содержащего реестр граждан, АО «ТНС энерго Карелия» осуществляет расчет размеров компенсации и предоставление сведений о рассчитанных размерах компенсации заказчику в соответствии, в том числе с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях утверждены приказом Государственного комитета Республики Карелия по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике № 41 от 28.08.2012.
Как следует из Приложения 1 к данному приказу если жилое помещение - трехкомнатная квартира с двумя проживающими, оборудовано стационарной электроплитой, норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению составляет 112 кВт/ч в месяц на одного человека. Дополнительно при наличии электронагревательных приборов для целей отопления применяется норматив в размере 280 кВт.ч на 1 человека в месяц.
Согласно ч.10 ст.12 ЖК РФ определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений. Согласование переустройства и перепланировки жилых помещении относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений (п.7 ч.1 ст.14 ЖК РФ).
Переустройство жилого помещения в силу ч.1 ст.25 ЖК РФ представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В силу ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии с п.2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее Правила), действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
В соответствии с п. 2(1) Правил действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения к системам электроснабжения, входящим в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в целях увеличения максимальной мощности в отношении энергопринимающих устройств, находящихся в помещениях, расположенных в многоквартирном доме. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, к электрическим сетям сетевой организации не допускается без использования внутридомовой системы электроснабжения, входящей в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 8(4) Правил в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в жилых помещениях, в том числе расположенных в многоквартирных домах, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены соответствующие жилые помещения, в том числе многоквартирный дом, управляющей организацией (товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) по решению общего собрания собственников жилых помещений, в том числе в многоквартирном доме, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - одним из собственников помещений в таком доме или иным лицом, имеющим соответствующие полномочия, удостоверенные доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме, в соответствии с границей балансовой принадлежности, указанной в пункте 16(1) настоящих Правил.
Оценив доводы и позицию обеих сторон, проанализировав доказательства, представленные сторонами, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что отказ ответчика в предоставлении истцу требуемой льготы является необоснованным, в связи с чем правомерно обязал ответчика произвести расчет льготы за потребленную истцом коммунальную услугу по электроснабжению исходя из повышенного норматива потребления электроэнергии размере 280 кВт.ч на 1 человека в месяц с даты согласования с органом местного самоуправления произведенного переустройства жилого помещения - 31.10.2016 и передать скорректированные сведения о начислении льготы по оплате за потребленную Воробей З.А. электрическую энергию в ГКУ СЗ «Центр социальной г. Кеми и Кемского района».
Судебная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что акт разграничения границ балансовой принадлежности должен согласовываться управляющей компанией и сетевой организацией в случае, если в связи с переустройством жилого помещения путем установки нового электропотребляющего устройства произошло увеличение объема максимальной мощности электроэнергии подаваемой на весь многоквартирный дом. Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, принимая во внимание акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 23.07.2009, заключенного между сетевой организацией ОАО «ПСК» и управляющей компанией ООО «Техкомсервис», ранее осуществлявшей управление домом истца и таблицу среза мощности не следует, что потребляемая многоквартирным домом истца мощность за период 19 марта по 17 мая 2017 г. превышает величину максимальной мощности.
Учитывая отсутствие доказательств того, что в связи с подключением истцом отопления в своей квартире произошло увеличение потребляемой мощности, необходимость согласования подключения электроотопления с сетевой организацией отсутствует. Доводы жалобы в данной части основаны исключительно на предположениях.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считает их правильными, основанными на исследованных доказательствах, которым была дана соответствующая правовая оценка, они в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, сомнений у судебной коллегии не вызывают.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию ответчика, изложенную суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не указывают на обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции. Эти доводы основаны на неверном толковании норм материального права, противоречат установленным по делу обстоятельствам и не могут повлечь отмену или изменение обжалуемого решения суда.
Вместе с тем судебная коллегия полагает необходимым отметить, что судом первой инстанции ошибочно с АО «ТНС энерго Карелия» в доход бюджета Кемского муниципального района была взыскана государственная пошлина в размере 600 руб., принимая во внимание, что прокурором Кемского района в интересах Воробей З.А. заявлено требование об обязании ответчика совершить определенные действия, то количество таких действий само по себе значения не имеет с учетом того, что все они взаимосвязаны, в связи с чем сумма государственной пошлины составит 300 руб.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемского городского суда Республики Карелия от 29.05.2017 по настоящему делу по существу оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Указать в резолютивной и мотивировочной частях решения о взыскании с акционерного общества «ТНС энерго Карелия» в доход бюджета Кемского муниципального района государственной пошлины в размере 300 рублей, вместо 600 рублей.
Председательствующий
Судьи